Общая исповедь
Анна Чубанова. Фото: Андрей Якимчук03.03.2012
2 марта 2012 года, в пятницу, после вечернего богослужения, во всех хабаровских храмах был совершён чин общей исповеди.
Какова история этого чина? В древности практиковалась публичная исповедь. Кающийся христианин должен был рассказать о своем грехе перед общиной и попросить прощения. Затем, когда в Церковь стало приходить огромное количество язычников, и общины естественным образом увеличились, исповедь стала частной. В 20-веке всё изменилось.
Приведем отрывок из книги Алексея Уминского «Тайна примерения» (Москва, Даниловский благовестник, 2007 г.)
«Говоря об общей исповеди, мы вспоминаем наши многолюдные храмы в тот период, когда не хватало ни храмов, ни священников. В большие праздники в церковь приходило так много людей, что невозможно было успеть всех поисповедовать, и совершалось некое действие, которое стали называть общей исповедью. Обычно выходил священник в епитрахили с крестом, с Евангелием и ко всем людям, которые пришли в храм, чтобы причаститься святых Христовых Тайн, обращался с проповедью, касающейся Таинства покаяния. Он рассказывал людям о том, что такое исповедь, какие люди грешные, о том, что всем надо каяться, потому что без покаяния никто не может спастись и войти в Царствие Небесное, а потом говорил такие слова: «Сейчас я вам буду перечислять грехи, а вы все внутри себя кайтесь в них и говорите „грешен» или „грешна»». И священник начинал читать длинный-длинный список грехов, начиная от первой заповеди и кончая последней. И все люди повторяли вслед за священником слова покаяния в перечисленных грехах. После этого священник покрывал всех епитрахилью, люди целовали крест и Евангелие и шли причащаться.
Такую форму исповеди приписывают святому праведному Иоанну Кронштадтскому, называя его родоначальником общей исповеди. Действительно, святой праведный Иоанн Кронштадтский своей пламенной проповедью побуждал людей к покаянию. К нему на службу в кронштадтский Андреевский собор собиралось по пять-семь тысяч человек, в храме страшно было находиться — так глубоко в душу проникало его слово, настолько реальным становилось раскаяние. В этот момент люди не могли сдержать своих чувств, они вставали на колени, громко выкрикивали свои грехи, плакали и умоляли Бога о пощаде… Исповедь продолжалась несколько часов. Совершалось настоящее покаяние, человеческие души очищались от греха, и жизнь людей изменялась, они чувствовали присутствие святого, и его личная святость передавалась всем окружающим. После этого они причащались из его рук. На такое был способен только святой праведный Иоанн Кронштадтский.
Позднее общая исповедь проводилась в наших храмах во времена гонений и войны. Очень многие священники находились в лагерях, и чтобы добраться до действующих храмов, которые были в основном маленькими, кладбищенскими, людям приходилось преодолевать огромные расстояния. Попасть на службу они могли, может быть, только несколько раз в год, скажем, на Крещение или на Пасху. И вот они собирались в храме, а там один старенький священник, который только что вышел из лагерей, который едва стоял ногах и был не в силах исповедовать большое количество людей. И тогда стали прибегать к общим исповедям. Это было тяжелое время гонения на Церковь, и люди, которые жили тогда со Христом, конечно, переживали исповедь немного иначе, чем переживаем ее сейчас мы с вами».
Как проходил этот чин в наших храмах? Вначале оглашался общий список грехов, и люди отвечали просьбой ко Господу о прощении, затем читалась общая молитва, после чего кающиеся подходили к священнику для окончательного разрешения. Для чего сегодня в храмах нашего города совершался этот чин?
Причин может быть несколько. Это и единение людей — почувствовать себя единой Церковью, только что вместе помолившись в течении первой постовой седмицы. Это и возможность для тех, кто боится прийти на частную исповедь, покаяться сначала вместе со всеми, а потом уже в порыве раскаяния подойти на индивидуальную исповедь к священнику. Это повод задуматься и даже ощутить причастность к тому общему греху наших прародителей Адама и Евы, это возможность вспомнить забытый грех или услышать то, что и грехом не считал, и тут же покаяться.
Прп. Ефрем Сирин говорил: «Церковь — это не собрание святых, а толпа кающихся грешников».
Слушать слово митрополита Хабаровского и Приамурского Игнатия перед общей исповедью