Время милосердия

"Образ и подобие": Эра милосердия

26.11.2015

Тяжелая ноша — людская беда. Человек взвалил этот груз на себя добровольно и несет  по жизни, умудряясь при этом слыть удачливым, красивым, молодым и здоровым. Главный герой этого номера - Константин Ветренко, руководитель Хабаровской краевой общественной организации «Милосердие» - рассуждает о том, зачем нужно подавать людям, стоящим на паперти, кто такие русские и почему православная вера самая корыстная из всех.

- Константин, давайте начнем наш разговор с главного вопроса: а с чего все началось?

- Началось все с того, что 5 лет назад отец Олег благословил меня создать трапезную для бездомных. Потихоньку-полегоньку это выросло в то, что сейчас мы имеем. Сначала мы организовали кормление бездомных, а через год, выиграв гранд от Фонда Серафима Саровского на организацию Центра «Надежда», открыли и его.

- Вы тогда уже трудились при храме?

- Да, работал охранником в Спасо-Преображенском соборе, а о.Олег Хуторской был тогда ключарем.

- Но Вам хотелось помимо работы нести еще какие-то послушания?

-  На тот момент я понимал, что это необходимо для меня. Я окончил богословские курсы в семинарии и, если честно, возомнил себя миссионером и попросил у батюшки это послушание. Но отец Олег подобрал мне иную стезю.

- После окончания семинарии не было желания стать священником?

- Священником становится только тот, кого Господь призывает, а не тот, кто хочет. У нас многие заканчивают духовную семинарию и не становятся священниками, я же закончил всего лишь богословские курсы, которые рассчитаны на мирян.

- То, чем Вы сейчас занимаетесь в Центре «Надежда», -  это Ваша постоянная работа?

- Постоянная моя работа – пономарь в храме, а в Центре «Надежда» – это не работа, а служение, образ жизни. Милосердие – это то, чем  должен заниматься каждый, насколько дает  Господь. Кто-то пришел и накормил бездомного, кто-то погулял с ребенком-инвалидом, кто-то помог старушке дорогу перейти, дров ей наколоть, огород вскопать. Один раз услышал такое мнение: почему Господь создал здоровых и больных, бедных и богатых? Чтобы здоровые помогали больным, богатые - бедным. Он все распределил правильно и по порядку.

- Почему Ваша организация называется  «Надежда»?

- Называется она - Хабаровская краевая общественная организация «Милосердие». Центр социальной адаптации «Надежда» - один из ее проектов. Еще есть проект «Автобус милосердия» и пороговый Центр адаптации «Ночлежка». Почему Центр называется  «Надежда»? Как-то один из наших постояльцев сказал, что у каждого человека в жизни должна быть надежда. Еще нашими  небесными покровительницами  являются святые Вера, Надежда и Любовь и мать их София. Их икона всегда с нами. И цель нашей работы – в том, чтобы помочь человеку не только вернуться в социальную среду, но еще и приобщиться к Богу.

- Чтобы взяться за такое дело, как помощь бездомным, нужна какая-то внутренняя ценностная мотивация. Какова она у Вас?

- Трудный вопрос. Что такое мотивация? Желание что-то ради чего-то делать. Недавно встретился с приятелем, он спрашивает: «Каждым человеком движет корысть, а православные - бескорыстные люди?» Я отвечаю: «Православные – самые корыстные люди, все делают ради одной цели – стяжания Царствия Небесного».

Одно могу сказать: как Господь меня направляет - так я и стараюсь поступать. Как я уже сказал, после богословских курсов мне хотелось заниматься миссионерской деятельностью, а никак не бездомными. Хотелось рассказывать людям, например школьникам в деревнях, о вере,  катехизировать их. Думал, у меня это очень хорошо получится. Но Господь направил меня к бездомным - значит, так было нужно. Ведь это тоже миссионерская работа. Многие из моих подопечных интересуются: а  кто такой Христос и как с Ним жить? Я пытаюсь, в меру своего личного опыта, воцерковления, рассказать им.

- У этой медали есть и обратная сторона. Господь ведет - и это хорошо, но ведь у этих людей есть прошлое и лукавый так просто не отпустит.

- Когда Господь ведет, разве это тяжело? Когда тебя маленькую папа вел за ручку – разве это было тяжело?

- Вообще, было тяжело, ведь я сама училась переставлять ноги, за меня это никто не делал.

- У меня двое детей, и когда они учились ходить, им было радостно, они даже хохотали. Им было радостно оттого, что они делали что-то новое, учились новому. Когда папа ведет за руку - это радостно и легко (смеется).

- Хорошо.  Костя,  а Вы жителей «Надежды» не называете бомжами? Это так, да?

- Это такая аббревиатура страшная - БОМЖ. Знаете, когда мы человека отмываем, обрабатываем от вшей, по возможности даем новую одежду, он преображается,  его вообще хочется назвать по имени-отчеству, что я и делаю. Вот тогда человек меняется.

- То есть Вы видите в нем человека?

- И не только я, но и те, кто вместе со мной участвует в делах милосердия. Это первое, а второе  - он и так человек, просто человек, который свернул с пути истинного. Разбойника, которого распяли со Христом, общество вообще никак не воспринимало, считало его моральным уродом, но он первым попал в рай. Когда общаешься с людьми, относящимися к категории «бомж», то встречаешь среди них много хороших и порядочных людей, которые  не смогли противостоять каким-то проблемам, расслабились и пустили все под откос.

- А Вы сталкивались с такой проблемой, как выгорание? Когда происходит разочарование в нужности и полезности своего дела?

- Слава Богу, нет.   Каждый день в Центре новые люди. Недавно нас покинул один парень - устроился на работу, снял квартиру. Его сразу не взяли специалистом, а пока только  учеником, но перспективы хорошие. И еще одного человека трудоустроили, а двое других  уехали домой и вернулись к нормальной жизни. Это же приятно. Какое тут выгорание?

- То есть у  Вас много историй со счастливым концом?

- Что значит «со счастливым концом»? Счастливый конец – это когда мы попадем в рай. Ради этого и живет человек, ради спасения своей души. А здесь - ты попал в трудную ситуацию, с Божией помощью мы помогли  вернуть тебя в социальную среду. Это получается не «счастливый конец», а начало новой жизни. Примерно 70 % из тех, кого получается вернуть к нормальной жизни, держатся. А за все время, что работает Центр, через него  прошло около 300 человек.

- Как строится работа внутри Центра?

- Каждый человек, прежде чем попасть в наш Центр, проходит испытательный срок при Свято-Иннокентьевском храме. В течение нескольких дней и я, и соцработник общаемся с ним, пытаемся выяснить его проблему и то, как он мыслит, чего хочет. Вот вчера мне один парень рассказывал, что, перед тем как прийти к нам, он  полгода пил, а до этого еще три месяца пил, вот хочет с нашей помощью бросить, устал уже. Но я  пока не верю, что он твердо этого хочет.  После испытательного срока посмотрим. Вообще, если мы видим, что человек готов в своей жизни что-то изменить, то мы берем его к себе в Центр, Думаем, как подыскать ему работу, узнаем, какие у него документы, подготавливаем нужные бумаги.

- Сколько времени он может находиться в Центре?

- Где-то до трех месяцев. Грубо говоря, у человека через три месяца есть документы, есть деньги, чтобы заплатить за жилье на 2 месяца вперед, - только в этом случае мы отпускаем человека.

- А где они работают? Это какие-то рабочие специальности?

-Да, в основном это разнорабочие.

- С чего  начинается день в Центре?

- Распорядок дня висит на двери: подъем, завтрак, уборка. Постель должна быть заправлена обязательно. Стараемся, конечно, чтобы все молились, вычитывали и утреннее, и вечернее правила. В Центре находятся не только православные, есть мусульмане и атеисты. Но во время чтения вечерних молитв присутствуют все - это такое правило. Причастие – это, конечно, по желанию, никто не заставляет силой.

- Чего категорически нельзя делать?

- Быть плохим человеком. Если ты наплевал на себя, наплевал на товарищей, с такими  мы расстаемся сразу.

- Не жалко - вот так сразу на улицу?

- Жалко даже таракана. Но надо это сделать, чтобы спасти остальных. Вот случай. Первая зима у нас в Центре. Один из обитателей вернулся вечером пьяным, но я его пожалел. Однако на следующий день мне пришлось выгнать пятерых. Этот, которого пожалели, - он их попросту споил. Человек сам выбирает себе путь.

- Если они покаются, попросят прощения и вернутся в Центр, шанс у них будет?

- Конечно. Тот, кто скажет: «Простите меня, бес попутал», - опять проходит испытательный срок в течение недели, и если все хорошо, то мы его возвращаем.

- Костя, а Вы им кто - начальник, брат? Ваш статус для них?

- Вот сегодня один парень меня братом назвал. Руку протягивает, улыбается: «Братишка, братишка, дай  50 рублей» (смеется).

- И все-таки как Вы с ними выстраиваете личные отношения? Или здесь вообще не нужны отношения: просто, строго и по факту?

- Нет, отношения всегда нужны, а как без них? Я об этом особо никогда не задумывался, но мне хотелось бы быть им другом. А как получается по факту, это у них надо спросить.

- Бытует мнение, что Церковь и общественные организации, создавая реабилитационные центры, просто обслуживают тунеядцев, кормят, поят их за счет государства и прихожан. Вот Вы как считаете? Вас можно  упрекнуть в том, что, творя добро, Вы умножаете зло?

- Как-то один мой друг рассуждал: вот стоит мужик - весь, конечно, оборванный - на паперти храма и просит 35 рублей на выпивку.  Один человек прошел мимо, не дал ему, второй прошел мимо, не дал, и ты тоже не дал, а он через некоторое время – да, может, к концу этого дня – раз, и умер.  А вот если бы ты дал и он остался бы живой, может, уже завтра Господь коснулся бы его сердца. Откуда мы знаем, что завтра будет с этим человеком? Может, он станет милосердным и будет помогать больным. Вот Вы готовы за 35 рублей жизнь поменять человеку? Господь прямо сказал: «Просящему у тебя дай». Без рассуждения.

- Костя, но ведь главная добродетель - это и есть рассуждение, а если он завтра и послезавтра пропьет?

- У тебя есть 35 рублей -  значит, дай. А может, завтра этот человек преобразится и реально станет  лучше.

- Это Ваша позиция, да?

- Это должно быть позицией всех людей. Не мы решаем, кому жить, а кому умереть, точно не мы. Помните, в Евангелии: «…ибо алкал Я, и вы дали Мне есть; жаждал, и вы напоили Меня; был странником, и вы приняли Меня; был наг, и вы одели Меня; был болен, и вы посетили Меня; в темнице был, и вы пришли ко Мне» А может, рукой этого мужика, который просит нас о помощи, Сам Господь к нам стучится? Никто ж не знает. Рассуждение должно быть рассудительным.

- Согласна, хорошо, Костя, а за  чей счет существует Центр?

- За счет грантов, выигранных на конкурсах, за счет субсидий, ну и, конечно, прихода нашего Иннокентьевского храма.

- Вы общаетесь с этим контингентом людей и видите дно, на которое может опуститься человек. Где точка невозврата, каков предел, когда уже невозможно подняться?

- Точка невозврата - это когда в человеке очень сильно тщеславие. Такое случается и у бездомных, и у «домных», с нами со всеми подобные вещи случаются.  Точка невозврата - когда человек ставит во главу не Бога, а кого-то иного, вот это она и есть. А тем, кто с Богом, - у них всегда есть шанс.

- Я хочу обсудить с Вами черту современного русского общества, которую я никогда не могла понять. Речь идет об отношении к слабым, больным, старым, инвалидам, бедным, попавшим в беду. Состояние муниципальных больниц, приютов, моргов, сама социальная система, обслуживающая немощных и стариков, свидетельствуют о том, что общество смотрит на своих неблагополучных и нуждающихся в помощи граждан не просто равнодушно, а так, словно со здоровыми и дееспособными его членами ничего подобного просто не может произойти…

- Советский строй взял все лучшее, что было в царской России, но без самого главного - Бога. Я был пионером, и меня учили, что человек - это звучит гордо и что если кто-то попал в беду, непременно нужно ему помочь. Не было такого - пройти мимо, не протянуть руку помощи. В советское время была такая установка: человек человеку друг и брат.

- Мне кажется, Вы идеализируете…

- А вот в 90-е годы человек человеку стал волком. Это были страшные годы, только сейчас наши сердца стали потихоньку открываться, оттаивать и тянуться друг к другу. И в этой теплоте мы должны попытаться воспитать наших детей, привить им отзывчивость, доброту, любовь к ближнему.  Про русских всегда  говорили: рубаха-парень, это значит – самое последнее отдаст. Об этом во всех народных сказках говорится, что мы такие, русская душа она широка. Пройдет время, все поменяется и люди поймут, что не в деньгах счастье, станут более милосердными, тем более, это у нас в крови.

- Эффективна ли, по Вашему мнению, политика государства по отношению к бездомным?

- Еще 5 лет назад, когда мы приходили в социальную защиту,  нас даже слушать не хотели. Сейчас дела милосердия – это приоритетное  направление. Да, сегодня сложная финансовая ситуация в стране, но все равно государство старается нас не оставить, появляются фонды, выигрываются гранты. Работа эта видна всем.

- А отношение Церкви?

- При Патриархе Кирилле помощь бездомным и беременным женщинам, оказавшимся в сложной ситуации, -  это приоритетные направления в Церкви.  Сейчас во всех епархиях есть центры помощи бездомным.

- Награда, которую Вы получили недавно, - она заслуженная? (Прим. ред: Константин Ветренко - победитель всероссийского конкурса помощи бездомным имени Надежды Монетовой, г. Москва)

- Отвечу, как ответил в Москве, когда получал награду (смеется).  Я сказал, что она незаслуженная, потому что мне ее давали за «ночлежку», которую мы даже еще не достроили. Организация «Милосердие» - это полный круг помощи бездомным: «Автобус Милосердия», «Ночлежка» и Центр социальной адаптации «Надежда», единственный на сегодняшний день в России. Награду, которую мне вручили, – это пока аванс.

- Костя, а Вы считаете себя счастливым человеком?

- С православной точки зрения, мечтать - это плохо. Я даже это детям своим говорю, хотя, наверное, дети должны мечтать. Но если быть честным, то, конечно, я мечтаю -  построить дом на Красной речке, чтобы можно было пешком ходить до работы в «Надежду». Но главное - чтобы у нас была большая счастливая семья. Чем бы ты свою жизнь ни наполнял, в ней всегда должно быть место для семьи. Мне надо этому еще учиться, учиться и учиться.

Беседовала Юлия Алексеева

 


"Образ и подобие"