Хабаровск православный Журнал Образ и подобие Николай Блохин – священник и писатель

Николай Блохин – священник и писатель

"Образ и подобие": Год литературы

21.01.2016

Николай Владимирович Блохин - известный прозаик, член Союза писателей России, неоднократный лауреат литературных премий, проживает сегодня в городе Комсомольск-на-Амуре и несет священническое служение в Кафедральном соборе пророка Илии.

 

О писателе Николае Блохине я впервые узнала из нашумевшего бестселлера архимандрита Тихона (Шевкунова) «Несвятые святые».  Рассказ «О том, что нельзя совмещать служение Слову и заработок» начинается так: «Однажды мы с Колей Блохиным, известным сегодня православным писателем, а тогда только что вышедшим из лагеря политическим преступником (Коля отсидел пять лет по 139-й статье за незаконное производство  распространение православной литературы), решили подзаработать денег…».  Далее, изложив историю их неудачного совместного издательского предприятия, а также благополучного и таинственного его разрешения,  архимандрит Тихон заключает: «С тех пор я  прочно усвоил: нельзя одновременно служить Богу и мамоне. Что правда, то правда. Если же не пытаться это смешивать, то Господь сам пошлет все необходимое в нужное время».

По мнению самого Николая Владимировича Блохина, именно так - все необходимое и всегда в нужное время он получал от Бога в избытке. Доказательство тому - судьба писателя, его литературное творчество.

Сегодня произведения Николая Блохина издаются и переиздаются массовым тиражом многими российскими издательствами. У писателя много поклонников среди читателей, на Интернет-форумах активно обсуждается его творчество. Повести «Бабушкины стекла», «Глубь-трясина», «Отряд имени товарища Диоклетиана», «Избранница», «Отдайте братика!» хорошо известны любителям православной  прозы.

А ведь писательский дар открылся у отца Николая уже в зрелом возрасте – ближе к 40 годам. Расскажем обо всем по порядку.

Родился писатель в Москве в 1945 году. Закончил нефтехимический техникум, был чемпионом ДСО «Динамо» по самбо. В шестнадцать лет поехал на экскурсию в Западную Украину, где неожиданно для самого себя взялся защищать от закрытия Почаевскую Лавру. Однако окончательно уверовал в Бога и крестился уже в 32 года. Отец Николай вспоминал: «К Таинству Крещения меня подвигло чтение Евангелия. Я, зевая, как Онегин, не "за перо взялся", а стал читать Новый Завет. И был ошеломлен. Евангельский текст несет в себе огромную духовную силу. Одна фраза совершенно меня перевернула: "Если свет, который в вас, - тьма, то какова же тьма?" Я даже не задумался о ней, а был просто потрясен: мы всю жизнь думали, что мы - свет, а на самом деле - тьма. Это не могут быть слова человека, это мог сказать только Бог. И когда я закрыл Евангелие, то окончательно понял: можно написать "Войну и мир", "Братьев Карамазовых", но эту Книгу человек написать не мог, в ней в каждой букве, в каждом слове - печать Духа Святаго. Значит, за этой Книгой стоит весь мир».

Получив благословение отца Иоанна (Крестьянкина) на издательскую и писательскую деятельность, Блохин работал в Издательском отделе Московской Патриархии. С 1979 года по благословению митрополита Волоколамского Питирима (Нечаева) и своего духовника иерея Димитрия Дудко он, вместе с друзьями, занимался изданием и распространением запрещенной в то время православной литературы.

26 апреля 1982 года Николай Владимирович был арестован и осужден на три года. Вот что об этом пишет в своих воспоминаниях писатель: «Утро, семь часов. На столике лежит мой младший сын Филипп, которому года не было, тут же на кухне - старший, Ермолай, они погодки. Дочка Ольга бегает, готовится к школе - она в первом классе. Звонок. Вижу в глазок: небритая морда участкового. Я к участковому не имел никакого отношения, потому мне с ментами делить нечего.

"Ага, приплыли!" Сейчас не открыть - взломают. Уже имеют право: если у органов есть сопроводиловка и им не открывают дверь, после 6.00 они имеют право дверь ломать. Так что глупо не открыть. За участковым вваливается толпа во главе с майором. Очень симпатичные люди.

- Здравствуйте, мы из Комитета Государственной безопасности по известному вам делу.

- Что мне известно? Какое дело?

Начинается обыск. И вот что интересно: войдя в квартиру, они уже знали, где что лежит».

Срок лишения свободы был продлен за религиозную пропаганду (читал свои произведения сокамерникам), прошел 4 тюрьмы и 15 лагерей. В 1986 году после ослабления гонений за религиозную деятельность был освобожден.

Принимал участие в деятельности  комиссии по канонизации Царской семьи.

11 апреля 2012 года был рукоположен во священника епископом Амурским Николаем (Ашимовым), определен тюремным священником в Комсомольск-на-Амуре.

Свою первую повесть, «Бабушкины стекла», Блохин написал в следственном изоляторе Лефортово, откуда ему чудом удалось передать ее родным.

Православная вера, ее роль в судьбе отдельного человека и страны в целом стала центральной темой в творчестве Н. Блохина.

Тема православия в современной российской  прозе представлена достаточно широко. Массовыми тиражами расходятся произведения упомянутого ранее архимандрита Тихона (Шевкунова), Олеси Николаевой, Майи Кучерской, Юлии Вознесенской, Виктора Лихачева. Сегодня многие православные священнослужители успешно берутся за перо. Имена Ярослава Шипова, Александра Торика,  Евгения Санина (монаха Варнавы), Николая Агафонова  на слуху у многих. Имя Николая Владимировича Блохина занимает достойное место в ряду этих известных имен.

Проза Николая Блохина не вмещается в рамки какого-либо конкретного литературного жанра. Можно было бы назвать его произведения православными реалистическими повестями-сказками или духовной фантастикой (Интернет-сайт одного книжного издательства  определяет произведения Н. Блохина даже как «сказки ужаса»), или, может быть, реалистической православной фантасмагорией.  Здесь мы наблюдаем некоторое смешение жанров. С точки зрения сюжетного построения – это, возможно, фантастика, с  точки зрения духовной составляющей – это, скорее, реалистические произведения.  Главные герои – чаще это дети или же запутавшиеся в жизненных коллизиях взрослые - обретают истинную веру внезапно, попадая в какие-либо неординарные условия или опасные обстоятельства. Пройдя через  раскаяние и очищение, они обретают истинную веру, принимая с радостью страдания за нее. Некоторые герои даже становятся мучениками, другие несут свет Христовой веры ближним молитвенным подвигом. Они как будто сходят со страниц Четьих-Миней, повторяя подвиги первых христиан. Главным героям часто сопутствуют персонажи из невидимого духовного мира, обретшие реальный образ – ангелы, бесы, старуха Совесть и др.

Место действия всех произведений Николая Блохина  – Россия, время действия – периоды «безвременья» (революционные события, Гражданская война, перестройка 1990-х годов) и современность.

Книгам  Николая Владимировича присущ неповторимый авторский стиль. Пишет он, не усложняя язык, читателю не приходится «продираться» сквозь нагромождения  слов. Вместе с тем, нельзя назвать авторское изложение незамысловатым.  Писатель умеет выстроить диалоги, а также  описать внутренние переживания своих героев так, что общая  картина сюжета в воображении читателя  складывается в реальные образы. Иногда рассуждения автора отличаются некоторой бескомпромиссностью и даже жесткостью. Но важно отметить, что не склонный к сентиментальности, «мужской» характер прозы Блохина вызывает искреннее сопереживание.

Все произведения  объединены одной идеей – идеей ответственности. Автор,  иногда весьма прямолинейно, объясняет читателю: ответственность за спасение своей души всегда сугубо лична, это свободный выбор человека. Ее невозможно переложить на кого-либо, но и надеяться только на собственные силы в этом главном вопросе жизни тоже нельзя. В чем выход? Только в вере, в призывании помощи Божией, покаянии. Конечно, идея не нова, ей как минимум две тысячи лет. Но каждый человек должен принять ее в своей жизни в сердце когда-нибудь впервые и, если сможет, рассказать о ней людям по-своему .

С отцом Николаем Блохиным я встретилась впервые в Комсомольске-на-Амуре, где служит сегодня батюшка. В первые же минуты знакомства – ощущение родства душ. Может, благодаря его личному обаянию. Трудно выразить словами ту любовь, которая изливается из сердца  батюшки на людей.  Я тоже попала под эту теплую волну. В словах отца Николая – простота и сердечность, отсутствие всякой чопорности или учительства.  О себе рассказывает немного: «Родители? Отец наездником был на Московском ипподроме. Ты когда-нибудь была на ипподроме? Нет? А я вырос на нем. Мама портнихой была. О вере в семье и речи не было. Мама даже хотела  лишить меня родительских прав, когда узнала, что я крестил своих детей, ее внуков, и начал водить их в церковь. Но перед самой смертью согласилась исповедаться и причаститься. Теперь я спокоен за ее участь. Женился я в 1973 году. Четверо детей. Сегодня живы трое. Старший, Ермолай, умер от инсульта в 18 лет. На это была воля Божья. Все Его Промыслом устраивается к нашему спасению.

Благодарю Бога за те годы, которые провел в тюрьме, потому что там впервые начал молиться по-настоящему и там начал писать.

Священником мечтал стать еще в Москве. Понимал, что это трудно будет. Во-первых, возраст, во-вторых, не имею семинарского образования. Меня в книгу рекордов Гиннеса заносить можно (смеется) - рукоположен в 67 лет! Это наш владыка Николай наш рискнул. Он с моим литературным творчеством знаком был. Предложил мне окормлять тюрьмы и колонию в Амурской епархии. Так я и приехал в Комсомольск.

Ты вот еще о чем напиши. Крестил я недавно своих зэков, сразу человек двадцать. Многие из них хотят креститься. А один все никак не хотел, отговаривался – не хочу, не готов. А тут звонок мне ночью: «Батя, клиент созрел, креститься срочно хочет, помирает. Приезжай». Поехал я, да не успел – умер он. Вот тогда-то я всем, кто там с ним был, и разъяснил популярно, что значит умереть некрещеным. Трое из них тут же попросили их окрестить!»

Писатель уже три года несет свое священническое служение на Дальнем Востоке и продолжает здесь свою литературную деятельность. Поэтому с твердым основанием можно утверждать, что дальневосточная литература пополнилась сегодня совершенно новым для нее направлением – православной прозой в лице одного из лучших ее представителей – Николая Владимировича Блохина.

 

Наталья Рубан



"Образ и подобие"