Хабаровск православный Журнал Крещение Господне

Крещение Господне

Игумен Ефрем (Просянок)

15.01.2010

Завершаются святые Рождественские дни – святки – и мы стоим в преддверии великого христианского праздника – Крещения Господня. Он называется также Богоявлением и Просвещением.

Богоявлением — потому, что Господь после Крещения выступил на Евангельскую проповедь, показал Себя миру как Спаситель и Мессия; Просвещением и «Праздником Светов» - потому, что Бог — это вечный свет, просвещающий мир.

Накануне прихода в мир Иисуса Христа человечество переживало полное моральное истощение. Языческий мир погряз в пороках, низойдя в самую глубину нечестия. Реки беззакония разлились по всей земле. Люди служили дьяволу, забыв и оставив своего Творца. Сам воздух был осквернен курившимся повсюду дымом идольских жертв. Но восставить себя из глубины нравственного падения человечество было бессильно. Поэтому Спасителю предстояло исцелить этот больной, измученный фантазиями мир посредством проповеди, Своей смерти и воскресения. Об имеющем прийти Искупителе время от времени давались пророчества и обетования богоизбранному народу. Ждали Его прихода все жители востока. Их взоры были обращены на Иудею, откуда ожидали Царя Вселенной.

Напряженнее всех ожидали Мессию иудеи. И потому, когда последний иудейский пророк Иоанн Предтеча призвал ожидающих Спасителя очиститься в водах Иордана, к нему потекли десятки тысяч людей.

Едва ли не последним пришел креститься к Иоанну Сам Христос, но Он не сразу был узнан Предтечей. Подобно всем жителям Иудеи, Иоанн ждал Мессию в ином облике — величественном, царском. Но с первых же мгновений пророк распознал, что этот, ничем не отличающийся от других, Человек неизмеримо превосходит его. И Иоанн сказал с удивлением: «Мне надобно креститься от Тебя, и Ты ли приходишь ко мне?» (Мф. 3, 14) Но Иисус ответил ему, что так надлежит совершиться правде. А правда заключалась в том, чтобы Христос явился в мир не повелевать, а служить. Так, в рабском виде, начал Он служение, в рабском виде был и казнен.

Спаситель сошел в воду не очиститься, а очистить ее. Все более и более прозревал Иоанн, пока наконец великое чудо Богоявления не открыло ему глаза окончательно. Отверзлись небеса, и пророк увидел Духа Божия, который сходил, словно голубь, и ниспускался на Христа. И с небес раздался голос: «Сей есть Сын Мой Возлюбленный, в котором Мое Благоволение». (Мф. 3, 7)

Так началось служение Спасителя. Свою светозарную плоть Он погрузил в грязные воды мира сего и вновь сделал их живоносными.

А что же теперь? Каждый желающий очиститься от греховной скверны принимает Таинство Крещения и, работая в дальнейшем над собой, очищает в себе образ Божий, воссоздает в себе первозданную чистоту, восходит «от силы в силу» и приближается к Богу. Жизнь, во всем ее многообразии, таит много неожиданностей и испытаний, но человек, живущий на земле с Богом, проходит временный путь успешно и обязательно удостаивается вечности.

Приближающийся праздник Крещения Господня известен нам прежде всего тем, что в этот день в церкви совершается Великое водосвятие.

Когда Спаситель вошел во Иордан и принял крещение от Иоанна, произошло соприкосновение Богочеловека с материей. И поныне в день Крещения, когда в православных храмах освящается вода, она делается нетленной, то есть не портится много лет, даже если ее держать в закрытом сосуде. Это происходит каждый год и только на праздник Крещения по православному, Юлианскому календарю. В этот день, по словам одного из церковных песнопений, «освящается всех вод естество», и именно поэтому вода приобретает первозданное свойство нетления. Крещенская вода называется Великой Агиасмой – то есть Великой Святыней. Не подверженная присущим обычной воде процессам распада и гниения по своим физическим свойствам, крещенская вода будет стоять нерушимая на протяжении года, а то и большего времени. И удивительный факт: то, что принимается нами на веру, может быть каждым из нас проверено опытным путем.

Но с великим сожалением вынуждены мы констатировать тот факт, что незнание Церковного Предания порождает множество суеверий. Не исключением стал и приближающийся великий праздник. Согласно Церковному Уставу Великое водоосвящение издревле совершалось в Крещенский сочельник – это день накануне самого праздника. В монастырях и приходских храмах все запасались на целый год водой, освященной именно в сочельник. Непосредственно в день Крещения совершался крестный ход к близлежащему водоему, где в заранее подготовленной проруби освящалась вода. А затем в память о погружении Христа в воды Иордана каждый желающий мог погрузиться в освященную воду. Этот крестный ход и назывался поэтому «ход на Иордань». Для погружения в импровизированную Иордань даже наши русские морозы никогда не были помехой. И все дело в сильном духе наших предков, который был таковым исключительно благодаря сильной вере.

Сейчас же приходиться слышать, что вода, освященная в сочельник и в день праздника, имеет якобы разную силу. И одна ошибочно называется «Богоявленской» водой, а другая «крещенской». Это выдумка и не более. Ни одного слова об этом в Церковном Уставе мы не найдем. Христос избавил нас от рабства греху, так зачем же порабощать себя всякого рода суевериям? Освященная вода и в сочельник, и в самый день Крещения имеет одинаковую силу и благодать. Поэтому запасаемся на целый год, набирая воду в один из этих дней. Эта вода, как говорится в молитвах на освящение, используется для освящения домов, продуктов, для употребления при недугах телесных и душевных. Если вас что-то беспокоит, если гнев гнездится в душе, захватывает скорбь или печаль – употребляйте с верой и молитвой крещенскую водицу, укрепляйтесь Божественной благодатью и призывайте на помощь силу Божию! Очень многое дал нам Господь для помощи в этой жизни.

«Раз в крещенский вечерок девушки гадали» – эти известные слова поэта отображают один из неправильных и печальных способов встречи праздника Крещения Господня. Думаем, что вам, уважаемые посетители нашего портала, чужды всякого рода гадания, тем более, что в начале года это самый хороший способ испортить отношения со Христом. А если вам станет известно, что кто-то из ваших близких или знакомых имеет намерение якобы приобщиться к старине таким образом, то, просим вас, уберегите незнающих от опасного шага. В день Крещения каждый должен возжечь свечу о своем здравии и благополучии всех своих родных и близких, ибо этот день называется еще Просвещением, а источником света в нашей душе является только Бог.

Пусть крещенские морозы посодействуют нашему душевному веселью, а освященная крещенская вода в течение всего года поможет нам иметь горячую любовь ко всем, кто рядом с нами!

Из вводного слова ведущего к православной передаче «Благовест» на «Первом краевом телевидении». 16 января 2010 года.


Церковь, Богословие