Хабаровск православный Журнал Входя в храм, снимают шляпу, а не голову

Входя в храм, снимают шляпу, а не голову

Здор А.В.

27.04.2009

В рамках Дальневосточных образовательных чтений на вопросы РИА «Дейта» ответила Здор Анна Владимировна, кандидат философских наук, доцент, заместитель заведующего кафедрой теологии и религиоведения ДВГУ.

- Какие вопросы предстоит рассмотреть на Научно-богословской конференции «Актуальные проблемы изучения истории и культуры Православия», которая будет проходить в рамках IX Дальневосточных образовательных Чтений?

- К участию в работе конференции приглашаются представители академической науки, светских и духовных высших учебных заведений, сфера интересов которых связана с изучением богословских, философских, культурологических, исторических, филологических, социологических аспектов православной духовной традиции. Предстоит рассмотреть такие вопросы, как значение святоотеческого наследия для осмысления проблем духовной жизни, влияние христианства на отечественную философию и художественную культуру, место Православной Церкви в русской и мировой истории и современной религиозной ситуации, духовно-просветительский потенциал преподавания русского языка как средства межкультурной коммуникации.

- Как вы оцениваете уровень современного образования в контексте духовно-нравственного возрождения России?

На мой взгляд, если говорить об образовании в целом, то с точки зрения задачи духовно-нравственного возрождения России происходящие в нем процессы трудно оценить однозначно. С одной стороны, зачастую мы становимся свидетелями «вымывания» гуманитарной составляющей образования. В вузах сокращаются часы, отводимые на изучение философии, истории, культурологии и других дисциплин социально-гуманитарного цикла в пользу предметов собственно профессиональной подготовки, из школьной программы вытесняются дисциплины, связанные с изучением словесности. Едва ли это можно считать позитивными процессами, поскольку именно приобщение к гуманитарному знанию непосредственно влияет на формирование личности, ее мировоззрения, системы ее нравственных ориентаций. Человек, не приобщенный к гуманитарной культуре, в меньшей степени способен к самостоятельному мышлению, его проще низвести на уровень исключительно потребительского отношения к жизни, им легче манипулировать. А одно из важнейших условий собственно духовной жизни - способность человека не поддаваться соблазну «быть как все». С другой стороны, сегодня появляются новые возможности для получения полной и объективной информации о религии – издается качественная литература, создаются тематические Интернет-ресурсы, ну и, конечно, открываются факультеты теологии, где человек может углубленно изучать проблемы духовной культуры.

- Основные противоречия, проблемы с которыми сталкивается система российского религиоведческого и теологического образования?

Проблем, как у всякого нового дела, немало. Это и выработка научной и объективной методологии исследования явлений религиозной жизни, и поиск новых методических приемов, которые были бы адекватны задачам изучения мировоззренческих, духовных, ценностных проблем, стоящих перед современной цивилизацией. Серьезную проблему представляет сочетание в образовании теоретической подготовки и формирования навыков практической работы в таких областях, как научно-исследовательская, учебно-воспитательная и экспертно-консультативная деятельность. Все это проблемы объективного характера, которые порождены тем, что в качестве самостоятельных вузовских специальностей теология и религиоведение существуют в нашей стране сравнительно недавно – с середины 1990-х годов. Есть и трудности субъективного свойства, связанные с живучестью тех искаженных представлений о религии, о ее месте в культуре, которые десятилетиями насаждались в нашей стране.

- Какова значимость образования в области религии для устроения духовной жизни человека?

Если говорить о религиоведческом образовании, то оно затрагивает в большей степени не столько духовную жизнь человека, сколько общий его кругозор, помогает разобраться в многообразии религиозных традиций, более или менее объективно оценить значение религии в истории человечества. При этом человек вполне может сохранять внутреннюю дистанцию по отношению к религиозному мировоззрению, оставаться атеистом или агностиком. Теологию (богословие) в принципе тоже можно изучать из положения «вненаходимости», то есть никак не соотносить получаемые в этой области знания со своей духовно-нравственной жизнью. Но в этом случае очень трудно воспринять эти знания во всей их глубине, так как любая теология (христианская, мусульманская, иудейская) предполагает рациональное усвоение человеком религиозного учения, принципов внутренней жизни, которые опираются на накопленный в той или иной традиции духовный опыт. Именно поэтому теология всегда конфессиональна, т.е. связана с конкретной религиозной традицией. Достаточно распространенным является мнение, согласно которому вера и разум находятся в конфликте между собой. Многие считают, что если человек верующий, то он верит «слепо», и доводы разума услышать не в состоянии. Но это мнение глубоко ошибочно. «Входя в храм, снимают шляпу, а не голову», - говорил английский писатель-католик Г. К. Честертон. Роль разума в религиозной жизни очень велика. Библия призывает человека к тому, чтобы его служение Богу было разумным: «…возлюби Господа Бога твоего всем сердцем твоим и всею душею твоею и всем разумением твоим» (Мф. 22,37), т.е. предполагается, что вера должна быть разумной, осмысленной. Если же разум не участвует в религиозной жизни человека, это может привести к фанатизму, нездоровому мистицизму, обрядоверию и т.п. Эффективный межконфессиональный диалог, который является важным условием гражданского согласия, также возможен лишь при условии глубокого и всестороннего знания как собственной, так и иных религиозных традиций. Поэтому религиозное просвещение имеет очень большое значение.

- Кафедра теологии и религиоведения ДВГУ готовится отмечать 10-летие. Каковы итоги ее работы?

С момента образования кафедры теологии и религиоведения в 1999 г. сложился высококвалифицированный преподавательский состав. В настоящее время на кафедре работает 15 преподавателей, том числе 2 доктора и 8 кандидатов наук. Практически все преподаватели имеют базовое богословское, религиоведческое или философское образование. Сформирована богатая библиотека научной и методической литературы. Преподаватели кафедры ведут интенсивную научную работу в рамках общей темы «Религия и культура». За время существования кафедры защищено пять кандидатских диссертаций, еще четверо преподавателей завершают работу над диссертационными исследованиями. Преподаватели кафедры регулярно принимают участие в научных и научно-практических конференциях разного уровня, издают научные монографии и учебные пособия. Соединение в рамках одной кафедры и отделения специальностей «религиоведение» и «теология» позволяет обеспечить многосторонний подход к изучению религии. Религиоведческая методология предполагает сравнительный социо-культурный анализ религиозных феноменов, изучение религии извне, как элемента культурной и социальной жизни. Теологию (богословие) интересует собственно положительный религиозный опыт, исследуемый изнутри, непосредственно. В настоящее время на отделении теологии и религиоведения обучается около 130 человек. Осуществляется подготовка студентов по трем формам обучения – очной, заочной и очно-заочной. Первый выпуск по очно-заочной ускоренной форме состоялся в 2002 г., по очной и заочной – в 2004 г. За это время выпущено 111 специалистов. Выпускники отделения теологии и религиоведения трудятся в краевой и городской администрациях, высших и средних специальных учебных заведениях, общеобразовательных школах, системе дополнительного образования, институтах усовершенствования учителей, учреждениях культуры, социально-реабилитационных и духовно-просветительских центрах, правоохранительных органах, СМИ, туристических фирмах. У кафедры теологии и религиоведения ДВГУ широкие общественные контакты, большой удельный вес в ее деятельности занимает просветительская, организационно-методическая и экспертно-консультационная деятельность. Кафедра занимается систематической работой по повышению уровня религиоведческой грамотности приморских педагогов и работников административных органов различных уровней, участвует в проведении семинаров-совещаний специалистов муниципальных образований Приморского края «Религия в современном российском обществе», территориальных научно-практических конференций по проблемам духовно-нравственного и патриотического воспитания. Преподаватели кафедры выступают в качестве экспертов по религиозным организациям и консультируют правоохранительные органы, средства массовой информации. Силами преподавателей и выпускников кафедры теологии и религиоведения ДВГУ в Приморском Институте переподготовки и повышения квалификации работников образования создана и успешно функционирует лаборатория «Основы православной культуры», на базе которой ведется подготовка преподавателей данного курса для общеобразовательных школ. Большое внимание кафедра теологии и религиоведения ДВГУ уделяет просветительской работе среди молодежи. Ежегодно проводится краевая олимпиада по религиоведению среди школьников, а также Всероссийская научно-практическая молодежная конференция «Религия. Культура. Человек», в которой принимают участие молодые специалисты, студенты вузов и школьники (в этом году в ее работе приняло участие около 200 человек, прозвучало 98 докладов). В декабре 2008 г. состоялась I религиоведческая школа для педагогов и учащихся общеобразовательных школ, в феврале – марте 2009 г. прошла краевая молодежная научно-практическая конференция «Новомученики и исповедники российские», конкурс школьных работ «Религиозные традиции в истории и культуре Приморья», I краевой молодежный конкурс мультимедийного творчества «Духовное возрождение Приморья». Надеемся, что и нашим планам на будущее суждено реализоваться!

Источник: информационное агентство «Дейта»

Общество