Хабаровск православный Журнал Великий канон преподобного Андрея Критского: «Откуду начну плакати окаянного моего жития деяний?»

Великий канон преподобного Андрея Критского: «Откуду начну плакати окаянного моего жития деяний?»

Информационный отдел Хабаровской епархии

26.02.2017

В первые четыре дня Великого поста на вечернем богослужении читается канон преподобного Андрея Критского. Это один из величайших богослужебных текстов — покаянный канон, сочетающий в себе переплетение образов Священного Писания, высокую поэзию и точный портрет человека.

Автор канона — преподобный Андрей Критский. Он родился в Дамаске, а в VIII веке стал архиепископом острова Крит. По преданию, до семи лет он был немым, но Господь исцелил его после Таинства Причащения.

Когда мальчику исполнилось четырнадцать, он стал монахом в монастыре Братства Гроба Господня в Иерусалиме. Будущий святой достиг больших успехов в изучении догматов веры, его ценили за мудрость, ум и добродетельность. Позже, уже в Константинополе, он 20 лет служил в сане диакона и возглавлял дом для сирот при Великой церкви Святой Софии. Тогда же Андрей Критский начал писать церковные песнопения. Последний этап его служения — епископская кафедра Крита, где святой построил немало храмов и приютов для сирот и стариков.

В каноне Андрея Критского 250 песен (тропарей). Каждый тропарь завершается псаломским припевом: «Помилуй мя, Боже, помилуй мя». Текст канона пронизан чувством раскаяния за грехи и охватывает события всего Ветхого завета: от грехопадения Адама и Евы до земной жизни Иисуса Христа. Причем ветхозаветные и новозаветные сюжеты преломляются здесь через чувства человека: повествование идет от первого лица. Творец канона оплакивает не только себя, но и все согрешившее человечество.

Согласно Уставу на каждый тропарь канона положено совершать по три земных поклона. Главная цель выдающегося литургического произведения — расположить грешника к сердечной молитве, непритворному, искреннему покаянию, твердой, непоколебимой надежде на Бога, пробудить или усилить стремление к восхождению от состояния душевного мрака в состояние святости, от пренебрежения Божией благодатью к доверию, любви и полному послушанию Отцу и Сыну и Святому Духу.

За Великий пост канон читается дважды — по частям с понедельника по четверг первой седмицы и полностью в среду на пятой неделе — Мариино стояние.



Человек, Вера