Великий Пяток

06.04.2007

О ВЕЛИКОМ ПЯТКЕ

В Великий Пяток совершились и воспоминаются Церковью святые, спасительные и страшные страдания и смерть Господа Иисуса Христа, нас ради волей Им претерпенные.

Синаксарь в Великую Пятницу начинается стихами:

Живый еси, Боже, ты, и умерщвленный на древе:
О мертвече нагий, и Бога живаго Слове.
Заключенная отверзе Едемская врата:
Вложив разбойник ключ, еже помяни мя.

Совершая в Великую Пятницу доследование святых и спасительных страстей Господа нашего Иисуса Христа, Православная Церковь в этот Великий день все времена священных событий спасения мира ознаменовала богослужением, - время взятия Спасителя в саду Гефсиманском и осуждения Его архиереями и старейшинами на страдания и смерть (Мф XXVII, 1) - богослужением утрени; время ведения Спасителя на суд к Пилату - богослужением первого часа (Мф XXVII, 2); время осуждения Господа на суде у Пилата - совершением третьего часа; время Крестных страданий Христа - шестым часом: время смерти - девятым часом: а снятие тела Христова со креста - вечернею.

Утреня. На утреннем богослужении в Великую Пятницу (совершаемом в четверг) Церковь торжественно произносит благовестие о страданиях и смерти Богочеловека, разделенное на XII чтений Евангельских, называемых страстными Евангелиями.

Чтение XII Евангелий в Великую Пятницу ведет начало свое от предания апостольского. О чтении XII страстных Евангелий в Великую Пятницу упоминает св. Иоанн Златоуст. Он говорит: «Иудеи нападают с неистовством на Иисуса Христа, и сами по себе мучат Его, связывают, отводят, делаются виновниками обид, нанесенных воинами, пригвождают ко кресту, укоряют, насмехаются. Пилат здесь ничего не присоединял со своей стороны: они сами все делают. И сие у нас прочитывается, когда бываем все в собрании, дабы не сказали нам язычники: вы показываете народу только блистательное и славное, например, знамения и чудеса, а позорное скрываете. Благодать Св. Духа так устроила, что все сие прочитывается у нас во всенародный праздник, - именно в Великий вечер Пасхи (т. е. в Пятницу Страстной седмицы), когда мужи и жены предстоят в великом множестве; когда стекается целая вселенная: тогда-то проповедуется сие громким гласом; и при таком-то всенародном чтении и проповеди мы веруем, что Христос есть Бог. «Ныне все мы, говорил св. Иоанн Дамаскин в Великий Пяток, собрались послушать о кресте, наполняем церковь, тесним друг друга, потеем и изнуряем себя «.

Согласно с древним обычаем, чтение страстных XII Евангелий бывает среди храма и верующих в следующем порядке:
в I чтении Евангелия, более продолжительном, нежели прочие, читается последняя утешительная беседа, которою Господь, отходя на страдания и смерть, произнес в утешение и наставление учеников Своих, и ходатайственная молитва Его о них и всех верующих в Него (Ин XIII, 31-XVIII, 1). В беседе Господь, называя печальных учеников своих чадами, друзьями, возлюбленными, избранными от мира учениками, назидал и утешал их изображением им своего божественного единосущия с Богом Отцом. Да не смущается сердце ваше веруйте в Бога, и в Мя веруйте. Аз семь путь и истина и живот: никто же приидет к Отцу, токмо Мною. Видевый Мене, виде Отца, яко Аз в Отце, и Отец во Мне есть. Глаголы, яже Аз глаголю вам, о Себе не глаголю: Отец же во Мне пребываяй, той творит дела. Вся, елика имать Отец, Моя суть. Изыдох от Отца, и приидох в мир: и паки оставляю мир, и иду к Отцу. Господь назидал и утешал учеников Своих и Своим благодатным единением с ними, и спасительной к ним любовью, и обещанием им всегдашнего благоволительного содействия им Св. Троицы, без которого они не могут творить ничего. Аминь, аминь глаголю вам: веруяй в Мя, дела, яже Аз творю, и той сотворит, и больша сих сотворит. И еже аще что просите, от Отца во имя Мое, то сотворю. Аз умолю Отца, и иного Утешителя даст вам, да будет с вами в века. Дух истины, его же мир не может прияти, яко не видит Его, ниже знает Его: вы же знаете Его, яко в вас пребывает и в вас будет. Не оставлю вас сиры: прииду к вам. Имеяй заповеди Моя и соблюдаяй их, то есть любяй Мя; а любяй Мя, возлюблен будет Отцем Моим: и Аз возлюблю Его, и явлюся ему Сам. И Отец Мой возлюбит Его, и к нему приидем, и обитель у него сотворим. Мир оставляю вам, мир Мой даю вам. Будите во Мне и Аз в вас: и иже будет во мне, и Аз в нем, той сотворит плод мног. Яко без Мене не можете творити ничесоже. Вас рекох други, яко вся, яже слышах от Отца Моего, сказах вам. Егда же приидет Утешитель, Его же Аз послю вам от Отца, Дух истины, иже от Отца исходит, той свидетельствует о Мне: и вы же свидетельствуете, яко искони со Мною есте. Сам Отец любит вы, яко Аз от Бога изыдох, В мире скорбни будете: но дерзайте. Аз победих мир. Утешал Господь своих учеников и высшими спасительными благами Своего от них отшествия. Иду уготовати место вам, паки прииду и пойму вы. к Себе: да идеже семь Аз и вы будете. Еще мало, и мир ктому не увыдит Мене, вы же увидите Мя: яко Аз живу и вы живи будете. В той день уразумеете вы, яко Аз во Отце Моем, и вы во Мне, яко Аз в вас. Аще бысте любили Мя, возрадовалися бысте убо, яко рех: иду к Отцу. Уне (лучше) есть вам, да Аз иду: аще бо не иду Аз, Утешитель не приидет к вам: аще ли же иду, послю Его к вам. Егда же приидет он, наставит вы на всяку истину, и грядущая возвестит вам: он Мя прославит. Вы печальни будете, но печаль ваша в радость будет. И вы же печаль имате убо ныне: паки же узрю вы, и возрадуется сердце ваше, и радости вашея никто же возмет от вас. Приидет час, егда ктому в притчах не глаголю вам, но яве о Отце возвещу вам.

Господь утешал своих учеников предсказанием, что за божественное избрание их от мира постигнут их в мире скорби. Аще мир вас возненавидит. ведите, яко Мене прежде вас возненавиде. Аще от мира бысгпе были, мир убо свое любил бы: якоже от мира месте, но Аэ избрах вы от мира, сего ради ненавидит вас мир. Поминайте слово, еже рех вам: несть раб болий Господа своего. Аще мене изгнаша, и вас изжденут. Но сия вся творят вам за имя Мое, яко неведят пославшаго Мя. От сонмищ изжденут вы: но приидет час, да всяк, ижс убиет вы, возмнится службу приносити Богу. И сия творят, яко не познаша Отца, ни Мене, но да сбудется слово, писанное в законе их, яко возненавидеша Мя туше. В отношении к себе самим, Господь внушал своим ученикам: новую заповедь даю вам, да любите друг друга: якоже возлюбих вы. О семь уразумеют вси, яко вы Мои ученицы есте, аще любовь имате между собою.

Последнюю утешительную беседу Господа с учениками, бывшую на пути в Гефсиманию, Церковь оканчивает чтением ходатайственной молитвы Его об учениках b всех верующих, чтобы Бог Отец прославил в них Сына Божия -славою, юже имел Он прежде мир не бысть; прославил в них Сына Божия распространением истинного и спасительного Богопознания в мире; соблюдением верующих от неприязни; освящением их во истину, которая есть Слово Божие; единением их между собою и с Богом для утверждения веры в мире в Божественное посланничество Сына Божия: да вси едино будут, яко же Ты, Отче, во Мне, и Аз в Тебе, да и тии в Нас едино будут: да и мир веру имет. яко Ты Мя послал еси, и возэлюбил еси их, якоже Мене возлюбил еси; наконец, вечным блаженным пребыванием их с Господом: да идеже есмъ Аз, и тии будут со Мной.

Во II чтении Евангелия Церковь благовествует о взятии Иисуса Христа в саду Гефсиманском и о страданиях Господа у первосвященника Анны (Ин XVIII, 1-28). Окончив беседу Свою с учениками и совершив молитву о прославлении Себя сохранением и распространением Церкви Божией, Спаситель вошел с учениками в сад Гефсиманский. Зная это место, потому что Господь часто хаживал туда с учениками Своими, предатель, сопровождаемый отрядом воинов и служителей от первосвященников и фарисеев, приходит туда с фонарями, светильниками и оружием. Господь, ведая все, что с Ним будет, Сам идет навстречу предателю и бывшим с ним, и Словом своим Аз есмъ явив свое Божественное всемогущество и повергнув их на землю, смиренно допускает взять Себя, а учеников повелевает оставить, Петру же запрещает защищать Его. Чашу, юже даде Мне Отец,, не имам ли пити. сказал Господь Петру, урезавшему ухо первосвященнического раба Малха, и исцелил его. Воины и служители иудейские яша Иисуса, и связаша Его, и ведоша ко Аннеz первое. За Господом следовали Петр и Иоанн. Архиерей спрашивал Спасителя об учениках и учении Его. Господь отвечал ему: Аэ всегда учах на сонмищах, и в церкви идеже всегда иудее снемлются, и тай не глаголах ничесоже. Вопроси слышавших, что глаголах им; се сии видят, яже рех Аз. При этих словах Господа один из предстоявших служителей ударил Его по ланите, говоря: тако ли отвещаваеши архиереови; аще, зле глаголах, свидетельствуй о зле: аще ли добре, что Мя биеши, произнес в защиту Свою Господь дерзновенному рабу, который своею дерзостью явил постыдный знак крайнего беспорядка в неправедном судилище израилевом!

В III чтении Евангелия - содержится благовестие о лжесвидетелях против Господа, об осуждении Его на смерть, о страданиях Его у первосвященника Каиафы и об отречении апостола Петра (Мф XXVI, 57-75). От первосвященника Анны Господь приведен был к Каиафе, куда собрались книжники и старейшины иудейские. За Господом издали следовали апостолы Петр и Иоанн. Первосвященники и старейшины и весь Синедрион искали лжесвидетельства на Иисуса Христа, чтобы предать Его смерти и, как говорит св. Златоуст, своим беззаконным действиям дать вид законный, и не находили. При словах лжесвидетелей и вопросе первосвященника: ничесожели отвещаваеши Господь молчал. Тогда архиерей сказал Ему: заклинаю Тя Богом живым, да речеши нам: аще Ты еси Христос, Сын Божий; ты рекл еси, сказал Господь, обаче глаголю вам: отселе узрите Сына человеческого, сидяща одесную силы Божией и грядуща на облацех небесных. Архиерей растерзал одежды свои, яко хулу глагола: что еще требуем свидетелей; се ныне слышасте хулу Его. Что вам мнится; повинен есть смерти, отвечали все. Гогда заплеваша лице Его и заушали Его, иные, ударяя Его по ланитам, говорили: прорцы нам Христе, кто есть ударей Тя. В это время Петр, обличаемый в том, что и он был с Иисусом Христом, и побежденный страхом, трижды с клятвой отрекся от Господа: и абие петель возгласи. Господь воззрел на Петра, и он, вспомнив предсказание Господа о троекратном отречении от Него, изшед вон, плакася горько.

В IV чтении Евангелия - благовествуется о страданиях Господа на суде у Пилата (Ин XVIII, 28-XIX, 1-16). Утром пятка отвели Господа от Каиафы в преторию - в дом римского правителя Иудеи. «Поелику иудеи решились умертвить Господа, но не могли по причине праздника, - говорит св. Златоуст, - то и ведут к игемону». Иудеи, не убоявшись оклеветать невинного и предварительно осудить Его на смерть, боялись войти и не вошли в преторию, чтобы не оскверниться в доме языческом и иметь возможность вкушать Пасху! Пилат вышел к ним и спрашивал: в чем они обвиняют Иисуса. Аще не бы был Сей злодей, не быхом предали Его тебе, отвечали старейшины. Поймите Его вы, и по закону вашему судите ему, продолжал Пилат. Нам не достоит убити никогоже, сказали иудеи. Тогда Пилат вошел в преторию и спросил Иисуса Христа: Ты ли еси царь иудейск: что еси сотворил. Царство Мое несть от мира сего, отвечал Господь, предостерегая Пилата от страха: аще от мира сего было бы царство Мое, слуги Мои убо подвизалися быша, да не предан бых был иудеом. Итак, Ты царь, спросил еще Пилат, - Ты глаголеши, яко царь семь Аэ: Аз на сие родихся. и на сие приидох в мир, да свидетельствую истину: и всяк, иже есть от истины, послушает гласа моего. Пилат небрежно спросил: что есть истина, и тотчас вышел к иудеям и говорил: аз ни единыя вины не обретаю в Нем. Хощете ли убо, да отпущу вам царя иудейской Все опять возопили: не Сего, но Варавву: бе же Варавва разбойник, заключенный в темницу за произведенное возмущение и убийство. Тогда Пилат велел бить Иисуса Христа. Воины возложили Ему на главу терновый венец, одели Его в багряницу и насмешливо приветствовали Его: радуйся, царь иудейский, и били Его по ланитам. Господа в терновом венце и багрянице выводит Пилат к иудеям и говорит: се извожду Его вам, да разумеете, яко в нем ни единыя вины обретаю. Увидев же страждущего и поруганного Господа, иудеи не сжалились, но думая, что Пилат смеется над ними, называя поруганного Христа Царем их, они с негодованием возопили: распни, распни Его. Поймите Его вы, говорил Пилат, и распните: Аз бо не обретаю в нем вины. Мы закон имамы, отвечали иудеи, и по закону нашему должен есть умрети, яко Себе Сына Божия сотвори. Услышав это, Пилат более убоялся, и опять вошел в претор, спросил Спасителя: откуда Ты? Но Господь молчал Мне ли не глаголеши. сказал Пилат. Не веси ли. яко власть имам распягпи Тя и власть имам пустити Тя? Не имаши власти ни единыя на Мне, отвечал Господь, аще не бы ти дано свыше. После этого Пилат искал возможность отпустить Христа. Иудеи же, видя, как говорит св. Златоуст, «что Пилат не берет никакого участия в делах, указывают на гражданское преступление», - вопят: аще сего пустиши, неси друг кесарев. Всяк иже царя себе творит, противится кесарю. Пилат, выведя Иисуса Христа и сев на судилище, говорит иудеям се царь ваш. Они же вопияли: возми распни Его. Царя ли вашего распну? - Не имамы царя, токмо кесаря, отвечали архиереи. «Посему то Господь, - говорит св. Златоуст, - и поставил над ними царя, согласно с их приговором».
В V чтении Евангелия благовествуется об отчаянии предателя, о новых страданиях у Пилата и об осуждении Господа на распятие (Мф XXVII, 3-32). Предатель, видя, что Иисус Христос осужден Синедрионом на смерть, впал в отчаяние и возвратил 30 сребреников первосвященникам и старейшинам, говоря: согреших, предав кровь неповинную, и поверг сребреники в церквц, шед удавися. Первосвященники, считая неприличным положить их в казну церковную, понеже цена крови есть, с общего совета купили на них, как предсказано пророком (Зах XI, 12-13), землю для погребения странников, от чего и эту самую землю стали называть село крове. Господь, приведенный на суд к Пилату, дав ему о Себе ответ, что Он царь, молчал, несмотря на клеветы против Него архиереев и старцев, и на вопрос Пилата, так что правитель весьма дивился молчанию Господа. «Таким образом Он, - говорит св. Златоуст, - молча побеждал их, тогда как они непрестанно говорили против Него». Пилат, самим молчанием Господа располагаемый к оправданию Его, предлагал первосвященникам отпустить Его, по выражению св. Златоуста, «или как невинного, или хотя как виновного - для праздника»: ведяше бо яко зависти ради предаша Его. Между тем как Пилат сидел на судейском месте, жена его прислала сказать ему: ничтоже тебе и праведнику тому: много бо пострадах днесь во сне Его ради Но архиереи и старцы научили народ, да испросят Варавву, Иисуса же погубят. Что убо сотворю Иисусу, глаголемому Христу, спрашивает Пилат. Да распят будет, все отвечают. Какое же зло сделал Он? Ониже излиха вопияху: да пропят будет. Пилат, видя, яко ничтоже успевает, но паче молва бывает прием воду, умы руце пред народом глаголя: не повинен есть от крове праведного сего: вы узрите. Кровь Его на нас и на чадвх наших, отвечал весь народ. Тогда Пилат, устрашенный криками народа, отпустив Варавву. Иисуса же бив, предаде им, да Его пропнут. Воины игемоновы, взяв Иисуса в преторию, надели на Него багряницу и, сплетя венец из терния, возложили Ему на главу; дали Ему в десницу трость; и преклоняя пред Ним колена, ругались над Ним, говоря: радуйся, царю иудейский! Плевали на Него и тростью били Его по главе. Наругавшись над Ним и сняв с Него багряницу, одели Его в одежды Его и повели на распятие.

В VI чтении Евангелия содержится благовестие о ведении Иисуса Христа на Голгофу и о Крестных страданиях Его на Голгофе (Мк XV, 16-32). Ведя Господа на распятие, воины возложили на Него крест, уже как на осужденного, и «так гнушались этим древом, что не позволяли себе даже прикоснуться к нему». Но видя Господа, изнемогшего под крестом, воины заставили проходящего некоего киринеянина язычника Симона нести крест Его до Голгофы, которая называется лобное место, потому что «здесь, - говорят св. отцы, - умер и погребен Адам, и что потому Иисус водрузил знамение победы на том самом месте, где царствовала смерть». «Распяли Господа между двумя разбойниками и, желая унизить Его, прославляли Его, ибо исполнили древнее о Нем пророчество Исаии, который предсказал: и со беззаконными вменися (LIII, 12); воины разделили одежды, метнув о них жребий, и исполнили другое пророчество (Пс XXI, 19). На кресте положена на римском, эллинском и еврейском языках и вина распятия: царь иудейский, для того, чтобы с одной стороны отличить иудеям, а с другой - защитить Христа. Они предали Его как преступника и старались подтвердить это распятием Его с разбойниками: а Пилат, заграждая уста иудеям и всем, кто бы захотел осуждать Его, и показывая, что они восстали против своего собственного Царя, положил на кресте, как бы на победном памятнике, надпись, которая издает светлый голос, возвещает Его победу и провозглашает Его царство». Злоба иудеев преследовала Господа на самом кресте; мимо проходящие, кивая главами своими, злословили Его: уа разоряяй церковь, и треми денми созидали, спасися сам и сниди со креста. Подобно архиереи и книжники хулили Распятого: иные спасе, себе ли не может спасти; Христос царь израилев, да снидет ныне со креста, да видим и веру имем Ему. По злоба иудеев против Распятого свидетельствует громко, что Он был предопределен и послан от Бога; ибо и эта злоба предсказана была царепророком Давидом (Пс XXI, 8-9).

В VII чтении Евангелия содержится благовестие о Крестных страданиях Господа и о чудесных знамениях, сопровождавших Крестную Его жертву (Мф XXVII, 34-54). Приведя Господа на место, нарицаемое Голгофа, и распяв Его, дали Ему пить оцет, с желчью смешен для уменьшения чувства страданий, и вкуш не хотяше пити; в исполнение пророчества Господь только отведал (Пс XXVIII, 23), ибо чашу скорбей и страданий Богочеловек хотел испить с полным и ясным сознанием. Распявшие Господа стерегли Его. С мимо проходящими, архиереями, фарисеями и старцами поношаста Господа и разбойника, распятая с Ним. От шестого часа тьма была по всей земле до девятого. Около девятого часа Иисус Христос громким голосом возопил: Или, Или, лима савахфани, т. е. Боже мой. Боже мой, векую (почто) Мя еси оставил (Пс XXI, 1). Некоторые из стоявших говорили, яко Илию глашает Сей. Остави, да видим, ащ,е приидет Илия спасти Его. Иисус же паки возопив гласом вилиим, испусти дух, по выражению св. Златоуста, со знамениями власти. И се завеса церковная раздрася надвое - сверху донизу, земля потряслась, камни распались, гробы отверзлись, и многие тела усопших святых воскресли, и вышедши из гробов по воскресении Его, вошли во св. град и явились многим в Иерусалиме. Стражи, бывшие на Голгофе у креста, видя землетрясение и все бывшее, убояшася зело и исповедали: воистину Божий Сын бе Сей.

В VIII чтении Евангелия - возвещается молитва Господа на Крест, о прощении врагов и раскаяние одного из разбойников, распятых с Господом (Лк XXIII, 32-49). Среди телесных и душевных страданий Господь молился на Кресте за врагов своих: Отче, отпусти им, не велят бо что творят. Народ, стоявший у Креста и смотревший, а равно князи и воины, подносившие Господу оцет, злословили Спасителя. Один из повешенных злодеев хуляше Его: Аще Ты еси Христос, спаси Себя и наю. Другой же претил ему: ни ли Ты боишися Бога, яко в том же осужден еси; и мы убо в правду: достойная бо по делом наю восприемлева: Сей же ни единого зла сотвори. И глаголание Иисусови: помяни мя Господи, егда приидеши во царствие Твоем. Аминь глаголю тебе, произнес Христос, днесь со Мною будеши в раю. Страждущий Богочеловек возгласил великим гласом: Отче, в руце Твои предаю дух Мой: и сия рек издше. Сотник, видев происходившее, прославил Бога: воистину человек Сей праведен бе. И весь народ, сошедшийся на позор сей, видяще бывающая, возвращался, бия в перси своя. Вдали от креста стояли вси знаемии Господа и жены, следовавшие за Ним из Галилеи.

В IX чтении Евангелия - благовествуется об утешительных глаголах Господа со Креста Богоматери, и о поручении ей ап. Иоанна вместо сына. о смерти и прободении Спасителя (Ин XIX, 35-37). При Кресте Господа Иисуса стояли матерь Его и сестра матери Его Мария Магдалина. Видя матерь и возлюбленного ученика. Господь сказал матери своей: жено, се сын твой, и ученику: се мати твоя: и от того часа поят ю ученик во свояси. «Распятый поручает Матерь Свою ученику, научая нас, - говорит св. Златоуст, - всячески заботиться до последнего издыхания о наших родителях. Этим поручением Матери Своей Христос заграждает уста и бесстыдству Маркионову. В самом деле, если Он не родился по плоти и не имел Матери: то почему Он только о ней одной показывает столь великое попечение». Потом Господь, ведая, что все уже совершилось, сказал: жажду, и в этом случае исполнил пророчество (Пс XVIII, 22). Воины, исполнив губу оцта и на трость вонзше, придеша ко успюм Его. Вкусив оцта. Господь провозгласил: совершишася, т. е. не остается уже ничего неисполненного в плане домостроительства Божия, и преклонив главу, предал дух. «Так во всех случаях Господь показывал, что смерть Его - необыкновенна; потому что все зависело от власти Умирающего, и смерть приступила к телу Его не прежде, как Он сам восхотел; а Он сам восхотел тогда, когда все уже исполнилось».
Дабы не оставить тело на Кресте на Субботу, ибо та Суббота была день Великий, иудеи молиша Пилата, да пребиют голени их, и возмут. Но Иисус Христос уже умер, и у Него не пребиша голений. Один из воинов копьием ребра Ему прободе: и абие изыде кровь и вода. «В угождение иудеям пронзили копьем ребра Господа, и таким образом поругались даже над мертвым Его телом». Это произошло, да сбудутся пророчества: кость не сокрушится от нею (Исх XII, 10), и другое писание: воззрят нан, Егоже прободоша (Зах XII, 10). «Кроме того это злодеяние послужило основанием веры для тех, которые впоследствии имели не. веровать, например, для Фомы и подобных ему. А вместе тут совершилось и неизреченное таинство: не случайно истекли источники крови и воды, но потому, что из того и другого составлена Церковь; водою возрождаются, а кровию и плотию питаются».

В Х чтении Евангелия - благовествуется о снятии тела Христова со Креста (Мк XV, 43-47). Когда Иисус Христос умер, Иосиф аримафейский, знаменитый (благообразный) член Синедриона осмелился войти к Пилату и просить тела Иисусова. Пилат удивился, что Он уже умер, и, удостоверившись от сотника о смерти Господа, позволил Иосифу погрести тело Спасителя. Сняв тело Христа со Креста, Иосиф обвил Его чистой плащаницею (полотном).

В XI чтении Евангелия благовествуется об участии Никодима с Иосифом в погребении Иисуса Христа (Ин XIX, 38-43). Для погребения Иисуса Христа пришел также Никодим и принес состав из смирны и алоя. Взяв тело Иисусово, Иосиф и Никодим обвили Его пеленами с благовониями, которые имели силу надолго сохранять тело от тления и не хуже свинца приклеивать пелены к телу2, и положили в саду в новом каменном гробу, близ места распятия Христова.

В XII чтении Евангелия благовествуется о приставлении военной стражи ко гробу Господню и запечатании Его (Мф XXVII, 62-66). На другой день пятницы первосвященники и фарисеи, зная предсказание Господа о воскресении Его из мертвых в третий день по смерти и не веря этому, говорили Пилату: да никако пришедше ученицы Его нощию украдут Его и рекут людем: воста от мертвых, просили Пилата повелеть утвердить гроб до третьего дня. Пилат отвечал им: утвердите яко же весте. И так они приставили ко гробу стражу и положили печать ко гробу.

Чтения страстных Евангелий предваряются и сопровождаются пением: «Слава долготерпению Гвоему, Господи». Действительно, долготерпение Его было чрезвычайно, страдания страшны. По словам Церкви и св. Иоанна Златоустого, во время страшных и спасительных страданий Господа, каждый член св. плоти Его «претерпел бесчестие нас ради: глава от тернового венца и трости лице от ударов и заплеваний; ланиты от заушений; уста от поднесения оцта, смешанного с желчию; уши от хулений злочестивых; плечи от биения; десница от трости, которую дали держать Ему вместо скипетра; руки и ноги от гвоздей; ребра от копья; все тело от обнажения, бичевания, одеяния хламидою, притворного поклонения и распятия на Кресте». «Днесь венцем от терния облагается - царь Ангелов: в ложную багряницу облачается - одеваяй небо облака; заушения приемлет Свободивый Адама во Иордане; гвоздями пригвожден Жених Церкви: кошем прободен Сын Девы; висит на древе Повесивый землю на водах. Сия глаголет Господь иудеям: людие Мои, что сотворих вам; или чим стужах вам; слепцы ваши просветах, прокаженныя очнстих, мужа суща на одре восставих. Людие Мои, что сотворих вам: и что Ми воздаете; за манну - желчь; за воду - оцет; за еже любити Мя - ко Кресту Мя пригвоздисте. Ктому не стерплю прочее, призову Моя языки, и тии Мя прославят со Отцом и Духом: и Аз им дарую живот вечный. Покланяемся страстем Твоим, Христе».

Каждое чтение Евангелия возвещается благовестом и при каждом чтении предстоящие зажигают светильники: это знаменательно указывает на торжество и славу, сопровождавшие Сына Божия и во время крайнего Его унижения среди поругания и страданий, и свидетельствующее о Его высочайшей святости и Божестве. Господь, идя на добровольные страдания и смерть, Сам предрек: ныне прославися Сын человеческий, и Бог прославися о Нем. Аш,е Бог прославися о Нем, и Бог прославит Его в Себе, и абие прославит (Ин XIII, 31-32), т. е. «вместе с крестом», говорит Златоуст. Страдания Господа за грехи наши были сколько тяжки, столько же и славны для Господа. Враги идут взять Его на страдания и смерть, - и падают пред Его Божественным всемогуществом, и исцеляются от ран. Они злобствуют против Спасителя, но Его невинность и высочайшая святость торжествуют над их ослепленной злобой. Те, которые или по страху, или корыстолюбию отреклись Господа, грех свой против Него исповедуют или слезами раскаяния, или смертью отчаяния, ап. Петр свое отречение от Христа омывает горькими слезами чистосердечного раскаяния. Иуда предатель, видя, что Господь осужден на смерть, предается отчаянию и возвращает 30 сребреников первосвященникам, говоря: согреших, предав кровь неповинную. Первосвященники, вместо всякого утешения человеку, им послужившему, только увеличивают отчаяние Его и являют свою слабость и нерешительность пред истиною, сказавши Иуде: что есть нам: ты узриши. «Не слова ли это тех, которые сами свидетельствуют о своем злодействе и безумии, прикрывая себя бессмысленною личиною притворного неведения?» Отчаянный Иуда поверг сребреники в церкви, шел удавися. А сребреники, как цена крови, по совету первосвященников, не удостоены в казну церковную. «Понимаешь ли, - говорит св. Златоуст, - как они осуждаются своею совестью? Сами видят, что купили убийство, и посему не положили в корман». Но как победоносно и славно торжествует божественная святость Иисуса Христа у Пилата, при усильных обвинениях Господа от первосвященников, книжников и старейшин, при громких выкриках обольщенного народа, требовавших смерти Господу! Пилат знает, что Христа предаша зависти ради (Мф XXVII, 18), и говорит народу иудейскому, их первосвященникам и начальникам: приведосте ми человека сего, яко развращающа люди: и се Аз пред вами истязав ни единые обретаю в человеце сем вины, яже нань водите, ни Ирод послах бо Его к нему, и се ничтоже достойно смерти сотворено есть о Нем (Лк XXIII, 14-15). Жена Пилата просит Его не делать зла Иисусу Христу: ничтоже тебе и праведнику тому: много бо пострадах днесь во сне Его ради. Наконец Пилат после многократных объявлений пред всем народом об Иисусе Христе, что Он никакой вины не имеет, и свидетельствуя о святости Господа всенародно, умывает руки пред народом и говорит: не повинен есмь от крове праведного сего, вы узрите.

Богочеловек на кресте; один из распятых с Ним разбойников, обличая другого за богохульные слова, исповедует Иисуса Христа Господом, Его невинность и Божество. Наконец, для славы распятого следуют одно за другим страшные знамения, возвещавшие об искупительных страданиях и смерти святых Святейшего и вразумлявшие распинателей (1 Кор 2, 8). Церковь глаголет: «Вся тварь изменяшеся страхом, зрящи Тя на кресте висима, Христе, солнце омрачашеся и земли основания сотрясахуся, вся сострадаху Создавшему вся». В храме Иерусалимском завеса раздирается надвое, показывая, что со смертью крестной всемирной Жертвы настал конец древней скинии и открылся всем путь в самое святилище (Евр IX, 8). Сотник и бывшие с ним для стражи при распятых, видя все происходившее, прославляют Бога и исповедуют распятого Христа: во истину Божий Сын бе Сей. Впоследствии этот сотник, как говорит предание, совершил мученический подвиг за Иисуса Христа. И весь народ, сошедшийся смотреть распятых, возвращается, бия себя в грудь и выражая свое заблуждение и сокрушение. Так велика была слава распятого и в состоянии Его крайнего унижения, среди самых страшных страдании и смерти Его! Так исполнились пророчественные слова Господа: егда вознесете Сына человеческого, тогда поэнаеше, яко Аз есмь (Ин VIII, 28), т. е. «когда распнете Меня, - объясняет св. Златоуст, - и подумаете, что уже победили Меня: тогда особенно узнаете Мою силу».

Часы в Великую Пятницу. Участвуя в страданиях Иисуса Христа, претерпенных Им за наши грехи, и особенно в самый день искупительных страшных страданий и смерти Господа, который Сам назвал этот день временем отнятия Жениха от апостлоов (Лк V, 34), Церковь в этот день не совершает Божественной Литургии, но последование Часов. «Я не знаю, - говорит бл. Симеон Фессалоникийский, - как случилось, что совершение Литургии преждеосвященной в Великий Пяток оставлено, тогда как прежде оно было. Быть может, это сделали и на основании иерусалимского устава, который есть устав монашеский. Во святой и Великий Пяток совершенной Литургии мы не служим, потому что Господь, на Пяток преподавший Тайны в воспоминание своих страданий, в самый Пяток претерпел добровольно их и на кресте принес Себя в жертву Отцу. И как в Его божественном теле чрез страдания принесена тогда жертва: то и нет нужды в Великий Пяток совершать нам Литургию в воспоминание страстей Его, когда Он Сам в этот день пострадал. Потому нам и вовсе не предано в этот день приносить совершенную жертву; предлагать же преждеосвященные дары и совершать их Литургию предано, как это можешь найти написанным во многих древних постановлениях и древних Евангелиях и апостлоах, хотя теперь по монашескому иерусалимскому уставу и не совершается».

Последование Часов в Великую Пятницу Церковным Уставом приписывается святителю V века, - св. Кириллу Александрийскому, который изложил это последование, без сомнения, согласно с преданием Апостольским. Часы в Великую Пятницу совершаются первый, третий, шестой и девятый, и называются царскими, потому что первоначально они отправлялись в придворной церкви, с провозглашением царям многолетия, которое доселе бывает на часах в навечерия праздников Рождества и Крещения Христова, и в Великую Пятницу.
На первом часе воспоминаются преимущественно события гефсиманской ночи: взятие Иисуса, рассеяние учеников и поступок Петра. После обычного (V) на первом часе псалма произносятся два пророчественные псалма о тщетном восстании князей земных на Господа и на Христа (Пс II) и о крестных страданиях Спасителя (Пс XXI). В паремии первого часа произносится пророчество Захарии о предании Спасителя на страдания и смерть за 30 сребреников (XI, 10-13). Чтением Апостольскими Церковь прославляет спасительную силу креста (Гал VI, 14-18), а Евангельским от Матфея о предании Иисуса Христа на суд Пилату, о страданиях, смерти и снятии Господа со креста (Мф XXVII, 1-56).

На третьем часе Церковь в трогательных песнях то укоряет неблагодарных иудеев; то воспоминает отвержение и раскаяние Петра; то живописует удивление небесных воинств, взирающих на венец и багряницу поругания; то влагает слово жалости и невинности в уста осужденного Искупителя. Во псалмах третьего часа Церковь произносит пророчество о неправедном суде на Иисуса Христа (Пс XXXIV) и погибели предателя (VIII), В паремии чтением пророчества Исаии Церковь представляет изображение того величайшего Праведника, который идет на вольную смерть, безропотно и беспрекословно (L, 4-11). Чтением Апостола раскрывает тайну смерти Богочеловека, показывая ее причину, побуждение и плоды (Рим V, 6-10); Евангелием от Марка (XV, 1-41) благовествует о том же, о чем и на первом часе от Матфея.

На шестом часе Церковь останавливает взор наш на изображении состояния души вознесенного на крест и изнемогающего на нем под тяжестью грехов наших божественного Страдальца. Во псалмах этого часа произносятся пророчества о крестных страданиях и молитве Спасителя (Пс LIII; XXXIX). В паремии пророчеством Исаии Церковь изображает крайнее унижение Господа, Коего вид бесчестен, умален паче всех сынов человеческих (LII, 13-15; LIII, 1-12; LIV, 1). Чтением Апостола Церковь проповедует о воплощении Сына Божия, да смерть упразднит имущего державу смерти, сиречъ, диавола, и избавит сих, елицы страхом смерти чрез все житие повинни беша работе: да милостив будет и верен первосвященник в тех, яже к Богу, во еже очистити грехи людския (Евр II, 14-18): а Евангелием от Луки благовествует о том же (Лк XXIII, 32-49), о чем на I и III часах.

На девятом часе псалмами изображаются действия распнувших, которые доли, говорит пророк от лица Господа, в снед мою желчь, и в жажду мою напоиша мя оцта (LXVIII), и предсмертную молитву Спасителя (LХ1Х). Паремия произносится на этом часе та же, какая в Великий Четверток на 1 часе и символически предрекается отмщение за смерть Праведника. Чтением Апостола Церковь указывает обновленный кровно путь во Святая (Евр X, 19-31), а Евангелием от Иоанна благовествует о том же (XVIII, 28- XIX, 37).

Вечерня в Великую Пятницу. Вечером в Пятницу, когда Иисус Христос предал на кресте дух Свой Богу Отцу, тайные ученики Его, Иосиф аримафейский, называемый благообразным (Мк XV, 43), т. е. знаменитым, и Никодим, испросив позволение у Пилата, сняли со креста для погребения Пречистое тело Господа (Ин XIX, 8-40). Время снятия с креста тела Господня. Православная Кафолическая Церковь освящает в Великую Пятницу Великим вечерним богослужением, при котором Церковь воспоминает уже совершившиеся и прославившие Господа искупительные Его страдания и смерть; ибо на кресте принесена за грехи жертва Богу и приобретено примирение Его с нами. В первой паремии на вечерне Церковь из книги Исход произносит слова об обретении благоволения Божия Моисеем и народом и о новом обетовании Божием ввести израильтян в покой и явить на них славу свою паче всех язык, елииы суть на земли, преобразовательно или духовно указующие на Субботство людем Божиим. чрез веру во Иисуса Христа - Искупителя мира (Исх XXXIII, 11-23; Евр IV, 3-10). Во второй паремии - о благословении Иова, после претерпленных им тяжких испытаний (ХLIII 12-16); в третьей - слова об уничижении и прославлении Господа, умножением чад Церкви Его (Ис LII, 13- LII, 1-12, LIII, 1). Чтением Апостола - проповедует о Христе, Который иудеем соблазн, Еллином же безумие: самим же званным иудеем же и Еллином Божия сила и Божия премудрость (1 Кор I, 23-II, 2); а чтением Евангелия о предании Иисуса Христа на страдания и смерть на суде у Пилата, о смерти и снятии тела Господа с креста (Мф XXVII, 1-38; Лк XXIII, 39-43; Мф XXVII, 39-54; Ин XIX, 31-37; Мф XXVII, 55-56).

После молитв пророческих, Апостольского и Евангельского чтений о страданиях и смерти Иисуса Христа, с благоговением выносится на средину храма св. плащаница для поклонения изображенному на ней умершему Господу. За вынесением св. плащаницы на средину храма, по окончании вечерни - на повечерии поется канон о распятии Господнем, выражающий скорбь Церкви и плач Пресвятой Богородицы, которой в день сретения Господня во храме иерусалимском, в 40-й день по рождении Спасителя, предсказал праведный Симеон: и тебе же самой душу пройдет оружие (Лк II, 35).

Канон о распятии Господнем и на плач Пресвятой Девы, сейчас исполняемый на повечерии в Великий Пяток, есть творение Симеона Логофета, знаменитейшего писателя церковного, благочестивого вельможи константинопольского, жившего в Х веке, при императорах Льве Премудром и Константине, и бывшего советником у этих государей как в делах воинских и гражданских, так и в трудах ученых. Богочеловек Искупитель наш при своих внутренних страданиях, тужил и скорбел так глубоко, что явился к Нему Ангел для укрепления Его (Лк XXII, 43). Владыка жизни и смерти говорил ученикам Своим: прискорбна есть душа Моя до смерти (Мф XXVI, 38). Жены, сопровождавшие Господа на Голгофу, так горько плакали и рыдали, что страждущий Господь утешал их: дщери иерусааимския, - не плачитеся о Мне, обаче себе плачите и чад ваших (Лк XXIII, 28). Могла ли Пресвятая Дева Мария оставаться равнодушной и спокойной, когда взирала на невыразимо ужасные мучения Сына Своего, пребывать без плача и рыданий? В это страшное время, во всей силе, исполнилось над нею проречение праведного Симеона Богоприимца, еще во дни младенчества Иисусова произнесенное к Ней: и тебе же самой душу пройдет оружие (Лк II, 35), - оружие неизреченной скорби. Эту глубокую скорбь и плач Логофет выразил в каноне повечерия Великой Пятницы.

Ирмосы сего канона - те самые, какие мы обыкновенно слышим при наших погребениях и в панихидах, на могилах наших покойников. Агнец Божий, вземляй грехи мира, ведется к заколению - на пропятие; во след Его идет народ мног людей, идут жены плачущие и рыдающие; идет и Пресвятая Дева Мария и вопиет к Сыну Своему и Господу:
«Камо идеши, Чадо? Чесо ради скорое течение совершаеши? Иду ли Тобою, Чадо, или паче пожду Тебе? Даждь ми слово, Слове; не молча мимо иди Мене, чисту соблюды Мя! Ты бо еси Сын и Бог Мой». «Вижду Тя ныне, возлюбленное Мое Чадо и любимое, на кресте висяща, и уязвляюся горько сердцем». Ибо «Ныне Моего чаяния радости и веселия, Сына Моего и Господа лишена бых. Увы мне, болезную сердцем». «Солнце незаходимое, Боже превечный и Творче всех тварей Господи, како терпиши страсть на кресте?» «Се Свет мой сладкий, надежда и живот благий, Бог мой угасе на кресте! Распаляюся утробою». «Где Сыне мой и Боже, благовещение древнее; еже ми Гавриил глаголаше? Царя Тя, Сына и Бога вышняго нарицаше: ныне же вижу Тя, Свете мой сладкий, нага и уязвена мертвеца». «Едину надежду и живот, Владыко Сыне мой и Боже, во свет очей моих раба Твоя имех: ныне же лишена бых Тебе, сладкое мое Чадо и любимое. Болезни, и скорби и воздыхания обретоша мя, увы мне!» «Мертва Тя зрю, Человеколюбче, оживившаго мертвыя, и содержаща вся! Уязвляюся люте утробою». «Не изглаголеши ли рабе Твоей слова, Слове Божий? Не ущедриши ли, Владыко, Тебе рождшую?» «Избавляяй болезни, ныне приими мя с Собою, Сыне мой и Боже, да сниду, Владыко, во ад с Тобою и аз; не остави мене едину». «Срыдайте ми и сплачитеся горько: се бо Свет мой сладкий, и Учитель ваш гробу предается». «Радость мне николиже отселе прикоснется: Свет мой и радость моя во гроб зайде». «Душевную мою язву исцели ныне, Чадо мое, - Пречистая вопияше слезящи: воскресни и утоли мою болезнь и печаль: можеши бо, Владыко, елико хощеши и твориши, аще и погреблся еси волею». В Великий Пяток, в день глубокой скорби об отнятии небесного Жениха на страдания и смерть. Церковь постановила хранить строжайший пост, предписывая не есть в Великий Пяток всем верующим, исключая много немощных и престарелых, не могущих пребывать в таком посте. О посте в Великий Пяток в Церковном Уставе говорится, что он установлен по правилу апостольскому. Кроме того, в Церковном Уставе еще сказано: «И правильное послание святейшего архиепископа александрийского Дионисия яве это предпоставляет». Св. Дионисий, живший в конце III века, в своем каноническом послании говорит: «После времени воскресения Господа нашего надлежит начинать празднество и веселие, а до того постом смирите души: сие все согласно признают. Два дня - Великие Пятницу и Субботу все проводят без пищи». Св. Иоанн Дамаскин говорит: «Посмотри на весь круг вселенной, сколько тут весей, сколько городов и мест, сколько людей, сколько островов, сколько рек и морей, сколько морей и поколений, и варварских народов? - и все они ныне постятся ради креста, умерщвляя страсти силою Его; а у многих и по прошествии ночи подвиг поста не оканчивается».

Преподобный Феодор Студит. О страшных страстях Господа нашего Иисуса Христа (поучение 68-е, во Святый и Великий Пяток).

Братия и Отцы! Всегда и во всякое время святые страдания Господа нашего Иисуса Христа, когда придут на память благоговейного человека, производят в нем умиление и слезы, и приводят душу в великое смирение. Особенно же они могут произвести сие ныне в эти святые дни, когда все это совершилось. Что же такое? Совет, составленный о убиении Его; связание, когда взяли Его и связали, и когда влекли Его на суд, как преступника; предстояние на суде пред Пилатом; истязание и допрос, когда водили Его по прочим судам к Ироду, Анне и Каиафе, и чрез всю ночь заушения, оплевания, поношения, поругания, восшествие на крест, пригвождение рук и ног, вкушение желчи и оцта, прободение ребра, и прочие, вместе с сим просиявшее и воссиявшее, чего весь мир не может вместит, и чего изрещи никто не может, как должно, не только язык человеческий, но и всех Ангелов.

Вникнем, братия, и рассмотрим величие этой неизреченной тайны. Тот, Кто объявляет советы сердечные, и от Кого не таится ни одна мысль, ни помысл человеческий, против Того составляют совет умертвить Его. Тот, Кто содержит и управляет весь мир повелением Своим и силою Своею Божественною, Тот предается в руки грешных человеков. Тот, Кто повелевает облакам дождить на землю, Того влекут связанным на суд. Тот, Кто измери небо пядию и всю землю горстию, Кто постави горы в мериле и холми в весе (Исаии 40, 12), заушается от раба. Кто украсил землю цветами и произрастениями и всякого рода деревьями и травами, Того главу увенчали ныне терновым венцем. Кто насадил в раю древо жизни, Того облекли в червленую одежду и повесили Его ныне на древе казни. Какое великое и вышеестественное зрелище! Увидело сие солнце, и сокрыло свои лучи; увидела луна, и помрачилась; ощутила земля, и от страха своего вся затрепетала и поколебалась; увидели камни, и распались; весь мир смутился, и все творения пришли в смятение от страданий Творца Своего.

Что же мы, братия? Если бездушные и бесчувственные стихии, как бы одушевленные и живые, ужасались и изменили чин свой от страха Господня и от видения бывшего: то мы люди разумные и получившие от Бога столько благодеяний, за которых Христос умер, не умилимся ли и не восплачем ли в сии дни? Не были ли бы мы бессловеснее и неразумнее бессловесных животных и бесчувственнее самых камней? Нет, братия, нет. Напротив мы со страхом и трепетом будем воспевать и прославлять Божественные страсти Спасителя Христа Бога нашего, изменяясь добрым изменением, и сораспинаясь с нашим Владыкою, то повиновением и отсечением своей воли, то удалением плотских наслаждений и худых пожеланий. Для сего посмотрим, сколь многое понуждает и побуждает нас к любви Божией. Ибо кто из нас по любви к другу своему ввержен был в темницу, или захотел умереть за возлюбленного своего? Но благий наш Бог не одну или две, но многие и бесчисленные страсти изволил претерпеть ради нас, осужденных. Помышляя это, блаженный Павел истинно сказал: известихся, яко ни самая смерть, ни живот, ни Ангели, ни начала, ниже силы всех Ангел, ни настоящего времени дела, ни грядущая, ни высота, ни глубина, ни ина тварь кая возможет нас разлучити от любве Божия, яже о Христе Иисусе (Рим. 8, 38, 39). Ибо такую любовь к нам Бог показал, яко и Сына Своего единороднаго дал есть, да всяк веруяй в Онь не погибнет, но имать живот вечный (Иоан. 3, 16). Посему и святые желали принести некое воздаяние Богу за столь великую любовь, которую Он имеет к нам; а так как они не имели что принести, то одни принесли кровь свою, т. е., мученики; другие изнурили и иссушили тело свое постом и иными подвижническими трудами, т. е., преподобные и праведные; а иные роздали имение свое в милостыню, воспевая с Божественном Давидом: что воздамы Господеви о всех яже воздаде нам (Псал. 115, 3)? Будем и мы, братия, всегда повторять сии слова, служа Ему с ненасытною любовию и желанием души нашей, повседневно прилагая тщание и усердие в делах нашего спасения, дабы нам со Святыми соделаться наследниками вечных благ, о Христе Иисусе Господе нашем, Которому подобает слава и держава с Отцем и Св. Духом, ныне и присно, и во веки веков. Аминь.

Сост. по материалам Интернет-сайта храма Христа Спасителя, г. Москва, и Интернет-сайта «Библиотека святоотеческой литературы»


Церковь, Богословие