Свято-Никольский приход Вяземского: взгляд в прошлое
Дневник Свято-Никольского прихода г. Вяземский19.12.2012
- В праздник святителя Николая Чудотворца, небесного покровителя нашего православного Вяземского храма, который празднуется Церковью 19 декабря, хотелось бы немного обратиться к истории православной Церкви на нашей дальневосточной земле, и сделать небольшие зарисовки из истории нашей общины. Мысленно можно перенестись в конец 19 начало 20 века. Представим, что осталось совсем немного до подписания Айгунского договора 1858 года. На реках Амуре и Уссуре нет русских поселений. Память о русских землепроходцах 17 века оставила на карте лишь поселения Охотск, Петропавловск-камчатский и Аянский тракт.
- Но земли дальневосточной окраины как притягательный магнит тянут к себе. Богата дарами леса амурская тайга. Юг края хорош для выращивания пшеницы, без которой не мог жить русский поселянин. А батюшка Амур так богат, что проплывая на лодке веслом можно ударить по проплывающим рыбам.
- Неудержима страсть к освоению реки Амур влечет одного из русских капитанов Геннадия Ивановича Невельского. Благодаря своему горячему характеру он доказывает судоходность Амура и возможность выхода через него в Охотское море. И в 1850 году он основывает в низовье Амура город Николаевск-на-Амуре, первое поселение с флагом Российской империи на востоке края. Вот на подходе уже и 1858 год. Подписан договор с цинским Китаем, и одним за одним плывут по рекам Амуру и Уссуре казаки и основывают казачьи посты. Помимо гражданских сооружений в поселениях строятся храмы. В архивах сохранились некоторые цифры, о том что к 1917 году на территории Хабаровской и Благовещенской земли было более 100 храмов. Покровителем путешествующих и одним из почитаемых святых в России был и остается святитель Николай, поэтому некоторые храмы и в то время возводились в честь Него. Станция Вяземская не стала исключением, где в 1901 году появляется храм названного святого. На строительство храма верующие всем миром собирали средства. Имена некоторых из них хранятся и в нашем синодике.
- К 1917 году население наше было в большинстве православным, хотя по национальному составу жители края были из разных народов. Революция 17 года и люди исповедующие безбожие по своему решили определить историю.
- С 1918 года по 1930 года всего за двенадцать лет большевики уничтожают все храмы на территории Дальнего востока. Полностью искореняется всякое упоминание о вере в Бога. Переписывается история края. Священников и верующих ссылают и расстреливают. Вяземский храм закрывают в 1923 году и в его помещении открывают клуб. Власть того времени решает, что человек сам является богом и может строить рай на земле.
- Но духовные законы неизменны на все времена. Одна за другой возникают беды: голод, болезни, войны. И когда тяжелое бремя времени второй мировой войны достигает последнего накала, тогда и понимает безбожная власть, что сам человек в этом мире справиться с житейскими трудностями не может. Верующим позволяют открывать храмы. Первой ласточкой в 1943 году в городе Хабаровске было строительство храма святого благоверного князя Александра Невского. Правда до полного признания прав христиан оставалось еще много времени.
- Во всех этих тяжелых обстоятельства верующие достойно хранили свою веру. Ни сталинские гонения, ни холодная оттепель хрущевского времени, ни безразличие брежневской власти не смогли изменить отношение верующих к Создателю. Настали 90-е годы 20-го века и общество, подводя итоги прошедшего столетия, осознало, что бездуховность рождает безнравственность. На этот период и относится вторая часть истории нашего храма, когда в 1992 году начала формироваться община православных христиан в городе Вяземский. Общине была отдано здание уже изменившегося клуба, который находился в плачевном состоянии. Износ здания составлял 65%. Но верующих это не пугало. С того времени уже прошло 20 лет. Храм обустраивался и открывал двери для всех желающих. Многое изменилось в государстве и обществе. Не только в храмах и по телевидению уже говорят о Боге, но и в школах ввели дисциплину по изучению истоков нравственности и духовности в человеческом обществе. Что ждет нас в будущем? Опять ждать безбожие или обращение к вере и нравственности решать нам самим.Пусть каждый сам определит свой путь заглянув в прошлое. А нам бы хотелось еще раз поздравить всех с праздником святителя Николая.