Хабаровск православный Журнал Свет Христов из Чокурдаха

Свет Христов из Чокурдаха

08.10.2010

На заседании Священного Синода было решено обратить особое внимание на духовное окормление коренных народов Севера и Дальнего Востока и признать полезным обсуждение этой темы на предстоящем в феврале 2011 года Архиерейском Соборе.

Знаменский приход поселка Чокурдах - образец миссионерской деятельности. Приход расположен на большом расстоянии от центра Республики, не имеет регулярного сообщения с ним и поэтому 1-2 раза в год посещается священнослужителями. Община является одной из самых крепких и организованных.Число постоянных прихожан – 70 человек. При церкви действует библиотека, хор, несколько раз богослужения совершаются мирским чином.

На крайнем Севере, в устье Индигирки есть маленький посёлок Чокурдах. Там живёт большая и деятельная православная община. Окормляет её священник Казанского храма г. Нерюнгри, отец Михаил Зайцев. За тысячи километров несколько раз в год летает он к своим духовным чадам. Зачем? Чего не хватает этим людям, которые верят в Христа? Может быть, они не умеют молиться? Ещё как умеют! Их молитвами Господь даровал общине молитвенный дом, где христиане сами, без священника собираются на службу.

Может быть, они не знают, чем себя занять? Ещё как знают – Чокурдахская община выполняет и некоторые социальные служения, помогает бедным. Но только священнику от Бога дана благодать совершать таинства Крещения, Исповеди, Причастия. Как же ждёт каждый нормальный православный возможности принести своё покаяние в таинстве Исповеди и причаститься Святых Даров Христовых во здравие души и тела!

Большая часть общины – коренные жители (якуты, эвены). Сейчас к ним начали подтягиваться славяне. Но актив – всё же северное население. Староста общины – Татьяна Владимировна Бухарева, эвенкийка, приехала в Чокурдах из Красноярска.

На вопрос, почему именно в Чокурдахе Слово Божие дало такие всходы, отец Михаил отвечает:

– Я думаю, потому, во-первых, что менталитет у северных людей иной, чем у нас, живущих в развращённых цивилизацией районах. Они оторваны от нашего мира, где бал правит корысть, нажива, разврат. Они чище нас, живущих в окружении ложных и низких ценностей. А кроме того, образовательный ценз там очень высокий, люди интеллектуальные, начитанные, мыслящие. Ведь христианство может вместить только человек с широким взглядом на мир. Людям же заземлённым очень тяжело принимать и вмещать в себя эту высшую на Земле религию.

Служба идёт и на церковнославянском, и на русском языке. Тексты Священного Писания читаются по-русски. Русский язык все хорошо понимают. Одну только бабушку, которой около 100 лет, я исповедовал через переводчика. А вот воцерковлённые христиане, я заметил, молятся на церковнославянском, хотя основные молитвы переведены на якутский язык. Почему так, я ещё сам до конца не понял. Но одно могу сказать: люди молятся просто, как дети. Владыка Антоний Сурожский говорит, что молитва не заключается в том, чтобы приобрести молитвенник или выучить, затвердить готовые молитвы; молитва заключается в первую очередь в том, чтобы научиться предстоять перед Богом.

В Чокурдахской общине есть замечательная практика – как дать человеку почувствовать себя востребованным. Все мы когда-то начинали ходить на службу – стоишь и не понимаешь, что происходит. Вроде, я чувствую, что мне надо здесь быть, но не пойму, что мне здесь делать… Так там они напечатали листочки в 2-3 страницы, на которых – все основные молитвы. Мы им напели тропари, песнопения, ектеньи, и они, когда 2-3 раза в неделю собираются на общую молитву в отсутствие священника, мирским чином всё поют. Причём перед службой они минут 15-20 разбирают очередную молитву, евангельский текст, чтобы всё было осознанно. И человеку, который только приходит в общину, сразу дают этот листочек. Он поначалу следит, слушает, а постепенно вливается в общий хор.

Когда я приезжаю и служу Литургию, поёт весь храм – несколько десятков человек – все поют всю службу и молятся. От сердца, ровно, гармонично. И все понимают молитвы: «Свете тихий», «Господи воззвах», литургические и вечерние молитвы, псалмы. Все говорят: «Господи, помилуй», «Аминь». Знаете, как здорово! Мне с ними молиться очень хорошо.

Когда слышишь непонятные молитвы на непонятном языке, то выстоять службу – это уже подвиг. Но в городе же сейчас полно книг – читай и молись, следи по ним. Лень! А ведь даже Иоанн Кронштадтский советовал верующим, чтобы перед службой они прочитывали каноны, которые в церкви будут читать, чтобы сознательно молиться.

Главное для прихожан Чокурдахской общины – Бог, любовь, человек, а потом всё остальное. Они понимают, что спасение – во Христе, через покаяние, через любовь к ближнему, и доверие к Богу обязательно. Я бы всем пожелал так же правильно определить, расставить приоритеты. Первое, к чему надо стремиться, – это подражание Христу. Апостол Павел говорит: «Подражайте мне, как я Христу» (1. Кор. 4, 16). И второе, путь ко Христу – это покаяние и молитва. Практические плоды покаяния и молитвы должны отражаться в нашем отношении к миру – в любви к людям, милосердии. Если нет этого, значит, нет христианина. Каждому из нас надо поставить перед собой вопрос не о том, далека ли церковь, близка ли, удаётся ли часто бывать там, и что мы от неё получаем, а о том, кто мы такие: Христовы или не Христовы? Живём ли мы законами правды Божией или позорим имя Божие и своё имя христианина? И вот когда мы станем христианами, тогда и храмы Божии будет на что, а главное для кого возводить.

«Православие на Дальнем Востоке»


Церковь, Миссия