Хабаровск православный Журнал Путь жен-мироносиц

Путь жен-мироносиц

Игумен Ефрем (Просянок)

15.04.2010

Во второе воскресенье после Пасхи православные христиане вспоминают святых женщин, пришедших ко Гробу Иисуса Христа с ароматами и особым благовонием – миром – для ритуального умащения тела, но не обретших в погребальной пещере воскресшего Христа. Поэтому данное воскресенье и неделя после него называются Неделей жен-мироносиц. Также в этот день вспоминаются и тайные ученики Христа – праведные Иосиф Аримафейский и Никодим.

Вспомним немного из Священной истории. Когда Иуда предал Христа первосвященникам, все Его ученики разбежались. Даже апостол Петр, который последовал еще немного за Христом до места его осуждения, трижды отрекся от Господа, так как не смог перенести обличения за то, что он Его ученик. Потом весь народ кричал Пилату: «Возьми, возьми, распни Его!» (Ин. 19.15). Когда Иисуса распяли, проходящий народ злословил Его и насмехался над Ним. Но до Креста и после распятия Спасителя с Ним оставались Дева Мария, любимый ученик Христа апостол Иоанн Богослов и женщины, следовавшие за Господом и Его учениками во время Его проповеди и служившие им. Они издали смотрели на происходящее у Креста. Среди них были Мария Магдалина, Иоанна, Мария, мать Иакова, Саломия и другие.

После того, как Иисус испустил дух, Его тайный ученик Иосиф из Аримафеи, член совета старейшин, но не участвовавший в осуждении Иисуса, пришел к Пилату просить тело Иисусово и, получив разрешение, вместе с Никодимом, другим тайным учеником Господа, похоронил Его в новом гробе.

В первый день недели святые жены-мироносицы, купив ароматы, пришли рано ко гробу, чтобы помазать тело Иисусово, но увидели камень отваленным от гроба и ангела, который возвестил им, что Иисус воскрес. Господь явился Марии Магдалине и просил сказать апостолам, чтобы ожидали Его в Галилее. И Мария поспешила возвестить миру радость воскресения Христа. Впоследствии, по преданию, святая равноапостольная Мария Магдалина много потрудилась в проповеди Евангелия. Именно она преподнесла римскому императору Тиверию первое пасхальное яйцо со словами «Христос Воскресе!», что стало потом основанием для доброго обычая на Пасху красить яйца.

Святые жены-мироносицы являют нам пример истинной жертвенной любви и самоотверженного служения Господу. Когда все оставили Его, они были рядом, не испугались возможных преследований. Неслучайно именно одной из них первой явился Воскресший Христос.

Святая Православная Церковь отмечает этот день как праздник всех женщин-христианок, отмечает их особую и важную роль в семье и обществе, особо подчеркивая самоотверженный подвиг любви и служения ближним, который нам являют настоящие женщины.

Также вспомним и нашу новейшую историю. Путем жен-мироносиц, путем безрассудной любви и верности, шествовали через десятилетия гонений на Церковь наши женщины – матери, жены, вдовы, монахини. Все они не дали иссякнуть живому источнику веры. Когда рушилось все, казалось иногда, что одни хрупкие женские плечи поддерживают своды храмов, своды самого мироздания. Следование за Христом давало тогда одни жизненные стеснения, вносило разлад в семью, вызывало неприятности на работе. Через насмешки, пренебрежение и неприязнь, верующие женщины несли распинаемому миром Христу ароматы ночных молитв, чистых слез, скорбь сокрушенной души, в этом являя безграничную преданность и любовь. И в наше смутное время именно женщинам дан дар милосердия и сострадания. Не словами и идеями спасает женщина мир, а своим заботливым, участливым, любящим присутствием.

Взирая на подвиг жен-мироносиц, прежде всего, мы можем учиться у них любить. Любить Божией любовью, не тем человеческим чувством, когда мы просто нравимся друг другу, а той любовью, которая жизнь свою полагает, чтобы другие нашли жизнь.

И еще. Иногда наши слова слишком громки, и люди, видя нашу жизнь, сомневаются в их правде. Но у жен-мироносиц, да и у большинства наших женщин можно научиться проповедовать жизнью, любовью, чистотой, правдой, трезвением, сиянием глаз.

Из вводного слова ведущего к православной передаче «Благовест» на «Первом краевом телевидении». 17 апреля 2010 года.

Церковь, Богословие