Хабаровск православный Журнал Пострадавшие за Христа в земле Хабаровской. Священномученик митрополит Евгений (Зернов Семён Алексеевич)

Пострадавшие за Христа в земле Хабаровской. Священномученик митрополит Евгений (Зернов Семён Алексеевич)

03.07.2017

Родился в  1877 г. в Москве в семье священника. Закончил в 1898 г. Московскую духовную семинарию. Спустя год поступил в Московскую Духовную академию, где и принял монашеский постриг. Окончил академию в 1902 г. со степенью кандидата богословия.

Указом Святейшего Синода от 12.08.1902 г. был назначен в Черниговскую духовную семинарию в качестве преподавателя сектоведения. В Чернигове читал семинаристам лекции по обличительному богословию, истории русского раскола и местных сект. Наряду с преподавательской деятельностью иеромонах Евгений в период с 1902 по 1906 гг. был активным членом местного Братства во имя св. Михаила, князя Черниговского. В 1902-1904 гг. он являлся заведующим библиотекой-читальней, руководителем и организатором религиозно-нравственных чтений для простого народа. Результатом изучения сектантства явился особый доклад «О состоянии раскола и сектантства и о мерах борьбы с ними», иеромонах Евгений был удостоен благодарности епархиального начальства.

15.03.1906 г. назначен ректором Иркутской духовной семинарии, возведен в сан архимандрита. Принял пост ректора в момент, когда в семинарии царило крайнее раздражение воспитанников против своего начальства. В короткое время сумел привести в порядок расстроенное смутой 1905 г. учебное заведение, заслужив общую любовь и доверие, действуя без всякого применения репрессивных мер. Имел замечательный дар проповедника, поэтому проводимые им внебогослужебные собеседования по воскресным дням в семинарской церкви охотно посещали и учащиеся семинарии, и иркутская интеллигенция, и простой народ.

Исполнял обязанности председателя Епархиального Училищного
Совета, в его ведении находились все епархиальные духовные заведения и церковно-приходские школы. Он являлся также членом Миссионерского комитета, Географического общества, Братства во имя св. Иннокентия и редактором «Епархиальных ведомостей». В 1909 г. был членом комиссии по освидетельствованию останков святителя Софрония Иркутского. В 1910 г. на Иркутском миссионерском съезде сделал доклад о постановке миссионерских предметов в Духовных Семинариях. Все положения, высказанные им в этом докладе, были единогласно приняты участниками съезда.

По воспоминаниям родственников о. Евгений  «был абсолютно не злой человек, достаточно веселый, с чувством юмора».

В 1913 г. рукоположен в епископа, назначен епископом Киренским, викарием Иркутской епархии, а в 1914 г. –  епископом Приамурским и Благовещенским. Занимал должность члена Священного Собора Русской Православной церкви в 1917-1918 гг. При нем на территории нынешней Хабаровской епархии достигло расцвета миссионерское и просветительское служение, было открыто много новых церквей и монастырь.

Будучи в Благовещенске, приютил свою сестру Софию с тремя младшими детьми после ареста её мужа священника Михаила Сергеевича Соколова.

Арестован в г. Благовещенске 23.08.1923 г. Арест епископа вызвал массовый протест верующих, которые уже наутро, когда пастыря не оказалось за литургией, собрались у здания ОГПУ, требуя предъявить им Владыку, чтобы удостовериться, что он жив. В ответ на это власти разогнали толпу, вызвав пожарную команду, которая обливала протестующих людей водой. Епископа перевели в городскую тюрьму из здания ОГПУ, а в городе арестовали 54 человека, преимущественно женщин, из которых уже никто не вернулся домой. Пока он содержался в тюрьме, по городу ежедневно разъезжала телега с надписью: «В тюрьму для епископа хлеб». Пищи набралось такое количество, что Владыка кормил чуть ли не всех заключенных. Кое-как усыпив бдительность народа, следившего за тюрьмой и железнодорожной станцией, большевики вывезли архиерея в Читу, а затем в Москву, где он был временно освобожден под подписку о невыезде.

Постановлением Святейшего Патриарха и Священного Синода от 21.05.1924 г. архиепископ Евгений был включен в состав членов Священного Синода при Святейшем Патриархе Тихоне.

При этом за непризнание им политики обновленцев он уже снова находился в заключении. Обвинён в «проведении под видом церковных дел  мероприятий контрреволюционного характера, контрреволюционной агитации и распространении религиозной литературы контрреволюционного характера».  Приговорён к трём годам заключения в концлагере. 

Отбывал наказание в Соловецком лагере особого назначения. Был выбран старшим Соловецким архиереем. В июле 1926 г. принимал активное участие в составлении «Соловецкого послания» (обращения к правительству СССР православных епископов, заключённых на Соловках). Позднее он поддержал июльскую Декларацию 1927 г. митрополита Сергия (Страгородского) и осудил действия епископа Димитрия (Любимова). Владыка был строгий постник и, невзирая на условия лагерной жизни, никогда не вкушал мяса, а также рыбы, если она предлагалась в неположенное время.

В 1927 г. из Соловков был отправлен в ссылку в Зырянский край. По отбытии срока наказания в 1929 г. был лишён права проживания в 6 крупных населенных пунктах страны с прикреплением к определенному месту жительства. 

В августе 1930 г. был назначен архиепископом Белгородским (назначение отменено). В 1931 г. –  архиепископом Котельническим, викарием Вятской епархии, временно управляющим Вятской епархией.  Награждён правом ношения креста на клобуке.

В мае 1934 г. был назначен на Горьковскую (Нижегородскую) кафедру с возведением в сан митрополита. По своему внешнему виду Преосвященный Евгений был очень заметным человеком, несмотря на годы, проведённые им в заключении и ссылке: высокого роста, с выразительными ярко-серыми глазами и седыми волосами. Когда он шёл по городу, все невольно обращали на него внимание: люди останавливались и просили благословения. Богослужения Владыки в Нижнем Новгороде отличались величием, покоем и благоговением. Он обладал притягательной силой истинной духовной власти и пользовался огромным авторитетом у православных нижегородцев.

 Арестован в мае 1935 г. После Пасхальной службы, совпавшей с празднованием 1 мая, когда митрополит Евгений собрался домой, ему стали предлагать задержаться, пока пройдут участники демонстрации. «Что нам бояться, - ответил Владыка, - надо Бога бояться». И поехал домой по улицам в клобуке. Вскоре он был арестован на основании доноса одного из клириков.

Преосвященному Евгению было предъявлено обвинение в том,
что, «будучи митрополитом Горьковского края, использовал церковный амвон в контрреволюционных целях, произнося в ряде церквей г. Горького проповеди антисоветского  содержания в целях внедрения в массу контрреволюционных идей». За неимением конкретных доказательств было возбуждено дело «в связи с наличием признаков организованной контрреволюционной деятельности и руководства со стороны Зернова Евгения». Согласно протоколу допроса, на это обвинение Владыка Евгений отвечал: «Виновным себя в том, что мною был использован церковный амвон в контрреволюционных целях  для произнесения проповедей антисоветского содержания не признаю, т.к. в действительности… все мною произнесённые проповеди  были исключительно религиозно-нравственного содержания».

Решением ОСО он был приговорен к трём годам исправительно-трудового лагеря. Отбывал заключение в тюрьмах гг. Горького и Петропавловска (Северо-Казахстанской области), затем в Карлаге Карагандинской области. В лагере занимался заготовкой льда, затем прополкой на аграрном отделении лагеря. Из архивного дела: «Качество работы хорошее, норму выполняет на 100 процентов, очень добросовестный, исполнительный». Затем был на общих работах, после чего был назначен в канцелярию Бидаикского отделения учётчиком и статистиком. Отбывая наказание, Владыка по-прежнему оставался проповедником Слова Божьего и духовным пастырем (уже для заключенных).

В сентябре 1937 г. был арестован в лагере «за организованную антисоветскую деятельность в местах заключения, религиозную агитацию монархического направления, создание вокруг себя контрреволюционной  группы служителей культа, нелегальные моления, распространение контрреволюционных акафистов и молитв, за то, что служил панихиды по расстрелянным».  В многочисленных обвинениях, предъявляемых ему, Владыка Евгений никогда не признавал себя виновным.

Тройкой при УНКВД СССР по Карагандинской области по групповому делу «митрополита Евгения (Зернова)» приговорён к высшей мере наказания.

Расстрелян 20.09.1937 г. в Карлаге.  Место погребения неизвестно.

Реабилитирован в 1990 г.

В 1981 г. Русской православной церковью заграницей причислен к лику святых новомучеников и исповедников Российских.

Канонизирован Архиерейским Собором Русской православной церкви в  2000  г.  День памяти совершается в день мученической кончины 20 сентября  и  в  праздник  Собора  новомучеников и исповедников Церкви Русской 7 февраля.

Новомученики