Хабаровск православный Журнал Крестить или не крестить?

Крестить или не крестить?

Информационный отдел Хабаровской епархии. Фото: СФИ

03.07.2011

Из всех кто принимает крещение, в Церкви остается лишь один процент. Изменить печальную статистику попробовали сотрудники московского Свято-Филаретовского института. К современным россиянам, которые желают родиться в Жизнь вечную, они решили применить опыт Древней Церкви. Эксперимент оказался настолько удачным, что перенять его решили во многих уголках страны. На конференции, проходившей в г. Москве и посвященной вопросам «оглашения», побывал руководитель Отдела катехизации Хабаровской епархии иерей Стефан Нохрин.
- Отец Стефан, правда ли, что наша епархия будет перенимать опыт Свято-Филаретовского института?
- Опыт Свято-Филаретовского института очень обширный. Они 40 лет занимаются оглашением (катехизацией) и плоды этой деятельности совершенно очевидны. Через оглашение у них прошло около 20 тысяч человек. Из них абсолютное большинство остались в Церкви.
- Оглашение - это подготовка к Таинству Крещения?
- Не всегда. Оглашение или катехизация, в нашем случае — это не только подготовка к Таинству Крещения. Это - скорее полноценное воцерковление, вхождение в жизнь Церкви. У нас очень много людей уже крещенных, но которые не являются по сути членами Церкви. Они тоже нуждаются в воцерковлении. В нашем случае «оглашение» может считаться синонимом слова «воцерковление».
- Как воцерковляют людей в Свято-Филаретовском институте? И является ли такой опыт первым в современной России?
- В современной России, действительно, они являются первыми. Сейчас уже, слава Богу, не единственными, но первыми. Сейчас во многих епархиях пытаются вводить предкрещальную катехизацию: кто-то в количестве четырех бесед, кто-то в количестве 12 бесед. В Свято-Филаретовском институте все эти этапы прошли. У них есть очень четкая, логичная, правильно выстроенная система последовательного введения человека в жизнь Церкви. Они — последовательны, они — преемственны.
- Я слышала, в прошлые века к Таинству Крещения готовили по нескольку (?) лет. Сколько времени сейчас уходит на оглашение в Свято-Филаретовском институте?
- Не совсем правильно говорить - «в Свято-Филаретовском институте». Институт – это учебное заведение (там ведется учебная и научная деятельность, люди получают дипломы государственного образца) , а оглашение ведется отдельно: это делается в помещениях института и в помещениях, которые предоставляются самими оглашаемыми (по домам у людей).
- Примерно, как в первые века христианства?
- Да, абсолютно верно.
- А почему не в институте?
- Это превратится в обучение. Если будет только аудитория в институте, это будет восприниматься как обучение. А это не есть обучение. Это есть процесс вхождения человека в ЦЕРКОВЬ. Поэтому , это - не занятия, это — встречи. Это могут быть встречи в непринужденной обстановке, чтобы люди не воспринимали себя как такие «ученики», а они именно оглашаемые.
Оглашение длится от года до полутора лет. И ведется оно, не столько силами института, сколько силами Преображенского Содружества Малых Православных братств. Оттуда выходят катехизаторы, оттуда выходят и, кстати, деятели руководства института, преподаватели. А институт уже формирует научную базу.
- А где они находят тех, кого будут оглашать? У нас, в Хабаровске, человек, который желает принять Таинство Крещения, приходит в храм. Там ему говорят: нужно пройти собеседование...
- Не каждый из тех, кто приходит в храм, понимает цель Крещения. Часто эти цели ложные. Наверное, не каждого кто приходит в храм нужно крестить. Поэтому брать оглашаемых там было бы непродуктивно. Они поступают иначе: на мой взгляд, более логично и последовательно. Они ищут людей, которым интересно: интересно Православие, религиозная и духовная жизнь. У каждого, кто приходит, есть друзья, знакомые - 2-3 человека интересующихся обязательно найдутся, тех, у кого не было возможности встретиться с человеком церковным, который мог бы им что-либо объяснить. То есть, человек живет, ему интересно, но как-то все руки не доходят...
- Много ли приходит к ним таким образом, добровольно?
- Принципиально, к ним люди только добровольно и приходят. Много, очень много. Сейчас у них оглашается несколько сотен человек.
- Что эти люди делают в течение года?
- Процесс воцерковления состоит из нескольких «подпроцессов». Это, конечно, изучение Священного Писания и восприятие того мировоззрения, которое в Священном Писании нам задается. Далее идет процесс приобщения человека к личной молитве, к церковной молитве.
- Домашние задания даются?
- Да, домашние задания в обязательном порядке. Причем и Писание также изучается: дается домашнее задание, они сколько-то прочитывают, потом на встречах обсуждают. Домашнее задание состоит и в том, что люди молятся в обязательно порядке, посещают богослужения предназначенные для оглашаемых («Литургия оглашенных» обязательно и службы вечерние - те службы , на которых оглашаемые могут присутствовать ) И третье — это процесс исправления жизни. На определенном этапе, когда человек уже в какой-то степени воспринял Библейское мировоззрение (отношение к миру, к Богу , к человеку, ко греху, к праведности, в том ключе, которое Священное Писание и через него Сам Бог нам предлагает), предлагается продолжать оглашение и перейти на следующий этап - уже подготовки к Крещению или к первому сознательному Причастию (если человек уже крещенный). Но только в том случае, если вы отказываетесь от смертных грехов.
- Бывает, что люди говорят: «нет, я еще не готов»?
- Бывает, что это занимает некоторое время. Они продолжают заниматься в группах, но они не могут перейти на 2-й этап оглашения. Но занятия не бросают, нет.
- Интересно, кто проводит оглашение, «оглашает»?
- Поскольку история у них достаточно большая, у них есть целый институт катехизаторов.
- Это — священники?
- Нет, это не священники, это, как раз миряне — активные миряне, которые могут заниматься оглашением. Они проходят обучение, практику в качестве помощников катехизаторов. И уже после того, как они прошли практику, и несколько катехизаторов их порекомендовали, после этого человек может быть допущен к такой деятельности.
- Те люди, которые готовятся к Крещению, они как-то участвуют в делах Церкви?
- Безусловно. Они вместе занимаются благотворительностью и другими какими-то проектами.
- А кто, эти миряне? Люди с большим жизненным опытом?
- Не всегда. Жизненный опыт отличается от опыта церковной жизни. Есть интересный случай - парнишка двадцати шести лет - он уже катехизатор, и у него в группе оглашается руководитель научно-исследовательского института. Это нормально. Один из них имеет жизненный опыт, другой имеет опыт церковный. Поскольку данный человек, обладающий жизненным опытом, воспринимает опыт церковный, то он воспринимает его от того, кто его может дать. Если бы было наоборот, тогда бы он имел возможность поучить этого молодого человека.
- Сколько людей из тех, кого так серьезно готовили к Крещению, остаются потом в Церкви?
- Более 90%. Если катехизатор растерял по ходу оглашения 50% оглашаемых, встает вопрос о его дальнейшей деятельности. Что-то у него не так, раз половина людей ушла.
- На конференции как восприняли этот опыт? Были спорные моменты?
- Сама эта конференция была организована Свято-Филаретовским институтом и туда приехали люди понимающие необходимость подобной работы. Многие, также как и я, приехали поучиться, перенять опыт. Конференция была очень интересной. И те недоумения, с которыми я сталкивался здесь, встав перед необходимостью разработать проект катехизаторской деятельности в епархии, были в основном разрешены.
- Например?
- Вопрос о последовательности: что и когда делать? Какие темы - когда затрагивать? Как учить людей молиться? Как они должны участвовать в самом процессе? Будут ли это встречи? Где это делать? Какие помещения использовать? Должны ли оглашаемые в каком-то даже материальном плане участвовать в жизни Церкви? И как это все должно сочетаться, в какой последовательности, как людей к этому готовить?
- Будете ли вы в точности копировать опыт Свято-Филаретовского института?
- Точно копировать будет сложно, потому, что у нас другие реалии. Мы постараемся взять все, что мы можем взять из опыта Преображенского Содружества Братств. Возможно, одну небольшую группу по образцу вот тех групп оглашения, мы создадим уже осенью. Но в целом система катехизации, которая будет вводится в епархии, будет коренным образом отличаться, просто потому, что у нас пока нет сил на введение такой системы как в Москве.
- Это будет 4 встречи?
- Да, это будет 4 встречи. Это не год и не полтора.

- По желанию или в обязательном порядке?
- В Церкви все по-желанию. Если ты желаешь креститься, ты должен к этому подготовиться. Если не желаешь готовиться, значит не желаешь - креститься.
Записала Ольга Романова.


Новости