Хабаровск православный Журнал Деятельность апостола Дальнего Востока святителя Иннокентия (Вениаминова) в сфере образования

Деятельность апостола Дальнего Востока святителя Иннокентия (Вениаминова) в сфере образования

Иеромонах Никанор (Лепешев)

06.10.2010

Для людей, знакомых с историей освоения российского Дальнего Востока, не является секретом, что Русская Православная Церковь сыграла огромную роль в закреплении этих земель за нашим государством. Духовенство, проповедники Евангелия всегда шли в авангарде первопроходцев. Характерно, что кроме миссионерства религиозного, православное духовенство занималось также и миссионерством культурным, обучая местное население медицине и ведению сельского хозяйства, делясь с ним всеми достижениями светской учености. Оно стремилось образовать свою паству не только духовно, но и душевно, интеллектуально. Именно священнослужители первыми принесли в этот край лучшие достижения русской и европейской науки и культуры.

Так, если говорить о сфере образования, первыми учебными заведениями Дальнего Востока стали инородческие школы, которые начали открываться на Камчатке с 1742 года, благодаря трудам архимандрита Иоасафа (Хотунцевского). А в 1816 году в Петропавловском порту было создано двухгодичное духовное училище.

Невозможно представить себе историю развития просвещения и образования на Дальнем Востоке без имени первого архиерея этих земель - святого равноапостольного Иннокентия (Вениаминова), в последствии – митрополита Московского. Территория епархии, которую он окормлял, включала в себя Аляску и Алеутские острова, Камчатку, Сахалин, Чукотку, Якутию, Приамурье и Приморье. И значение его личности для народов, населяющих эти земли, вполне сравнимо со значением для славян равноапостольных Мефодия и Кирилла.

Началась педагогическая деятельность святителя Иннокентия в Иркутске, где он, будучи молодым священником, в 1821 г. создал церковно-приходскую школу. Уроки начальной грамоты, Закона Божия и основ христианской нравственности посещали дети из разных семей от 3 до 16 лет. Как правило, родители оставались во время занятий вместе с детьми, таким образом, учениками этой церковно-приходской школы были и дети, и взрослые. Вскоре святой в качестве пастыря и педагога стал любимцем прихожан не только своего храма, но и всего города.

Начиная свои труды на Алеутских островах в 20-х годах XIX, святитель Иннокентий также в первую очередь озаботился открытием воскресных и церковно-приходских школ для местных жителей. Он создал для них азбуку, переводил на их языки Священное Писание и другие книги. И впоследствии на всех местах своего служения он создавал школы, составлял учебники, сам организовывал учебно-воспитательный процесс и лично занимался преподаванием церковных и светских дисциплин, а также ремесел.

В 1840 году святым Иннокентием было открыто духовное училище, расположенное в Ново-Архангельске, на острове Ситха, у берегов Аляски. Обучались в нем по преимуществу креолы и туземцы. Вскоре Ново-Архангельское духовное училище было преобразовано в семинарию – первое учебное заведение такого уровня на восточных окраинах Российской Империи.

С 1850 года святитель Иннокентий все свое основное время проводил в Восточной Сибири, избрав местом жительства Якутск. Туда в сентябре 1958 года им была переведена с Аляски и духовная семинария. Здесь святитель также продолжил труды по переложению Священного Писания и богослужения на языки местных народов Якутии и Камчатки. По свидетельству современников, все выпускники организованной им семинарии прекрасно владели якутским и тунгусским наречиями. В Якутской семинарии готовились священнослужители также из числа коренных национальностей. Не все они избирали затем стезю священнослужителя. Например, в семинарии получили образование многие известные якутские интеллигенты.

В 1859 г. Святитель Иннокентий переносит архиерейскую кафедру на берега Амура, в Благовещенск, ставший центром обширных земель, возвращенных России Китаем по Айгунскому договору 1858 года. В 1862 году Владыка благословил открытие в Благовещенске духовного училища.

Став в 1868 году митрополитом Московским, Святитель Иннокентий не оставил попечения о духовных школах Приамурья. Его заботами в Благовещенске была устроена духовная семинария. Это произошло в 1871 году, при его преемнике по Приамурской кафедре епископе Вениамине (Благонравове).

Плодом трудов святителя Иннокентия явилось то, что в XIX – начале XX века, православные образовательные учреждения стали основным источником формирования интеллигенции на Дальнем Востоке. К 1914 году в нашем регионе около 80% учителей общеобразовательных школ различных ведомств являлись выпускниками духовных учебных заведений. Все это говорит об очень высоком уровне преподавания в дальневосточных духовных семинариях и училищах.

К слову, святитель Иннокентий был убежденным сторонником женского образования. Ему принадлежит целый ряд концептуальных идей в этой сфере. Благодаря святителю по всему российскому Дальнему Востоку открывались училища для девушек.

Такую «ставку на образование» у святого Иннокентия переняли и его ученики, продолжатели его служения. Например, приамурские миссионеры священники Михаил и Прокопий Протодиаконовы содействовали открытию в стойбищах аборигенов не только церквей, но и школ сельскохозяйственно-ремесленного типа, интернатов для одаренных детей и церковно-приходских школ. Обучение аборигенов велось на их родном языке. Для православной миссии школа стала заботой первой важности. Ибо, по словам святителя Иннокентия, «школа есть преддверие церкви».

Необходимо сказать и о письменном вкладе святого Иннокентия в педагогическую науку. Будучи педагогом от Бога, святитель сформулировал основные принципы воспитания и образования в своих работах «Записка о детском воспитании», «Духовенство и народное образование», «Несколько мыслей касательно воспитания духовного юношества». Эти его труды стали основополагающими в образовательной политике Российской Церкви не только на Дальнем Востоке, но и по всей стране. Данные работы святителя Иннокентия сохраняют актуальность по сей день.

В своей переписке с обер-прокурором Толстым, святитель Иннокентий говорит много важных вещей о духовном образовании в Российской Православной Церкви. Ему принадлежит разработка целого ряда значимых идей о реформировании духовных ученых заведений.

Можно выделить ряд основных педагогических принципов святителя Иннокентия. Так, он был против обучения воспитанников путем зубрежки, разумно предполагая, что результаты таковых методов будут обратны ожидаемым. Вместо этого, он хотел, чтобы преподаватели говорили с ними просто и по-домашнему. Чтобы атмосфера на уроках была семейная и доверительная. Святитель всегда старался сделать учебу живой и интересной. В частности, Владыка сам не раз ходил со своими учениками в пешие походы, во время которых в занимательной форме передавал своим воспитанникам знания.

Крайне важным святитель Иннокентий считал, чтобы интеллектуальное образование детей сочеталось с их духовным воспитанием. Воспитанники должны иметь не только богатую эрудицию, но и сердце, горящее любовью к Богу и людям. За годы обучения каждый из них должен приобрести не только определенный набор умственных знаний, но и живой духовный опыт. «Чтобы действовать на сердце, надобно говорить от сердца», пишет Владыка. Поэтому учеба должна помогать юношеству в стяжании глубокой сердечной веры. По словам Святителя, «только тот, кто избыточествует верою и любовию, может иметь уста и премудрость…».

Святитель Иннокентий не обходил вниманием трудового воспитания и физического развития своих воспитанников. Он считал, что юные ученики для их полного становления непременно должны получать не только умственную, но и телесную нагрузку, при этом приобретая важные трудовые навыки. В качестве средства достижения этих целей Владыка предлагал регулярное занятие плотничеством и другими видами ремесел, требующими значительных физических усилий и способствующими гармоничному развитию разных групп мышц. Живя на Алеутских островах, святитель часто вместе со своими и местными детьми играл в мяч.

Святитель Иннокентий писал также, что все учебные труды будут иметь успех в том случае, «если только учащие и учащиеся будут начинать с благословения Божия». Эти принципы он вполне воплотил в жизнь в основанных им учебных заведениях. И его опыт и наследие могут и должны быть востребованы нами сегодня, в период поисков новых ориентиров в сфере российского образования – как духовного, так и светского.


Церковь, Миссия