Хабаровск православный Дальний Восток В Биробиджан доставлен ковчег с шипом Тернового Венца Спасителя

В Биробиджан доставлен ковчег с шипом Тернового Венца Спасителя

17.12.2009

БИРОБИДЖАН. 17 декабря сюда доставлен для поклонения ковчег-реликварий с шипом Тернового Венца Спасителя. Как сообщает пресс-служба епархии, святыню в Благовещенском кафедральном соборе встретил епископ Биробиджанский и Кульдурский Иосиф. Владыка совершил перед ковчегом молебное пение Спасителю, присутствовавшие при этом прихожане получили возможность приложиться к святыне. Реликварий будет выставлен для общего чествования во время совершения в соборе Новогоднего молебна 31 декабря в 17 часов и затем каждый раз в конце воскресных всенощных бдений.

Венец в виде митры,  - царского венца Востока, -  был древним символом силы, правления и почета. Увенчание Христа Терновым Венцом было одним из видов насмешки над Ним, учиненной римскими воинами. Перед римским наместником Понтием Пилатом Иисус Христос свидетельствовал о Своем Божественном Царстве. Солдаты повергли осмеянию Его свидетельство. По приказу Пилата они одели Христа как «царя иудейского»  в багряницу, сплели и надели Ему на голову «корону», Терновый Венец, а затем принялись бить палкой толщиной около 4,5 сантиметров по лицу и Терновому Венцу, возложенному на Его голову, стремясь причинить не только физические, но и душевные, моральные страдания, унизить Его.

Орудия страданий Спасителя, - Честной Крест и титло (дощечка со сделанной по приказу Пилата надписью), гвозди и Терновый Венец, - были сброшены распинателями с высоты Голгофской скалы, а затем засыпаны землей. 6 марта 326 г. мать равноапостольного императора Константина Великого святая царица Елена обрела в Иерусалиме эти святыни.

Всесторонний централизм, в том числе в области духовной, господствовавший в Византийской империи, привел к сосредоточению большинства святынь в столице. В том числе в одном из храмов Константинополя, - во внутренней церкви императорского дворца, - мы встречаем и святыни Страстей Христовых: Терновый Венец, Копье Лонгина Сотника, большие части Животворящего Древа Креста Господня и так называемый Мандилион, в котором современные историки видят ту самую погребальную пелену Спасителя, которая именуется теперь Туринской Плащаницей.

Терновый Венец Спасителя был перенесен из Иерусалима в Константинополь в Х веке. В 1204 году рыцари-крестоносцы захватили Константинополь и основали Латинскую империю, просуществовавшую до 1261 года. После взятия и разграбления Царьграда все его святыни тем или иным путем оказались на Западе. В августе 1238 года Терновый Венец Спасителя прибыл в Париж. Король Людовик, прозванный Святым, торжественно встречал эту святыню за 40 километров от Парижа.

В годы Великой французской революции (1789—1794 гг.) святыня была передана якобинцами в музей - Кабинет древностей Национальной библиотеки. Благодаря конкордату 1801 года между Наполеоном I и римским папой святыня была возвращена парижскому архиепископу и помещена в соборе Парижской Богоматери ((Нотр-Дам де Пари). Исторический Терновый Венец Спасителя заключен в запаянный круглый хрустальный корпус, украшенный золотым растительным орнаментом. Хорошо видно, что стеклянный корпус состоит из трех одинаковых секторов, соединенных непрозрачными перемычками. Эти перемычки закрывают места рассечения Тернового Венца. Во время Французской революции терновое плетение из предосторожности было разрезано на три части, чтобы тайно вывезти из обезумевшего Парижа хотя бы часть Святыни. Однако все части Венца благополучно сохранились.

Сам Терновый Венец представляет собой сплетенный пучок терновых прутьев, без шипов, разошедшихся еще в древности по храмам и монастырям, с несколькими добавленными веточками зизифуса (ароматического растения ююба). Он обычно хранится в сейфе и не выставляется. Его выносят для поклонения верующим в первую пятницу каждого месяца и каждую пятницу Великого поста в три часа дня. Терновые шипы, а их было 62, в качестве дара еще в древности отправлялись монастырям и храмам различных христианских стран. В настоящее время из шипов от Тернового Венца два, хранящиеся в ковчеге-реликварии в форме Тернового Венца, находятся в Риме, в церкви Святого Креста Иерусалимского (Санто Кроче ин Джерузалемме), и один, в таком же реликварии, в сокровищнице базилики святителя Николая в Бари (Италия).

На православном Востоке части Тернового Венца хранятся на Святой Горе Афон в древнейшем кресте-ковчеге в Великой Лавре преподобного Афанасия Афонского и в Хиландарском монастыре в особом драгоценном ковчеге, в котором хранится крест из Древа Креста Господня, а по сторонам его в серебряных ковчежцах с цепочками святыни, которые носили на себе Сербские цари.

В России часть Тернового Венца хранится в ковчеге XIV века, известном как «Большие Страсти Спасовы», так как он посвящен Страстям Христовым и содержит частицы реликвий, связанных со Страстями Христовыми, в том числе и часть Тернового Венца. Ковчег изготовлен по заказу суздальского князя Дмитрия Константиновича для реликвий Страстей Христовых, привезенных в 1383 годуархиепископом Суздальским Дионисием  из константинопольского монастыря святого Георгия в Манганах. В центре ковчега размещена частица Животворящего Креста, а вокруг неё - шестнадцать маленьких ковчежцев с окошками из слюды, в которых расположены остальные реликвии. Вокруг ковчежцев сделаны надписи о их содержимом. Ковчег являлся одной из главнейших родовых святынь московских правителей. С XV в. ковчег хранился в царской моленной комнате, а во второй половине XVII в., в царствование Феодора Алексеевича, был перенесен в Благовещенский собор Кремля и являлся одной из главнейших его святынь. Он выносился из алтаря для поклонения за всенощным бдением только трижды в году: 13 сентября, в праздник Положения пояса Богородицы в Халкопратиях, 26 сентября, в канун праздника Воздвижения Честнаго и Животворящего Креста, и во время Великого поста, в субботу накануне Крестопоклонной недели. Ковчег архиепископа Дионисия ныне хранится в музеях Московского Кремля. 

Доставленный в Биробиджан золоченый ковчег-реликварий с шипом Тернового Венца Спасителя выполнен во Франции в 1886 году. Он представляет собой Терновый Венец в лучезарном сиянии на литой четырехугольной подставке с изображением двух ангелов. Вверху по-латыни сделана надпись: «ADVENIAT REGNUM TUUM» - «Да приидет Царствие Твое»; внизу – «EM. DUMAS Cure 1886 / YONNET Pere Tresorier». Внутри Тернового Венца за стеклом другой, малый, серебряный ковчег, так же изображающий Терновый Венец, внутри которого помещен шип Тернового Венца Спасителя с надписью: «S-te Couronne d' epines» - «Святой Терновый Венец». С оборотной стороны малый ковчег запечатан красной сургучной епископской печатью, подтверждающей подлинность хранящейся в нем святыни.

«Православие на Дальнем Востоке»