Хабаровск православный Журнал Вспоминая Страшный Суд Господень…

Вспоминая Страшный Суд Господень…

Игумен Ефрем (Просянок)

04.02.2010

Мы приближаемся все ближе и ближе к Великому посту – особенному периоду в жизни каждого христианина, времени благоприятному, времени покаянному, радостному. Недаром ведь церковные песнопения называют этот пост весной духовной. К чему-то важному человеку свойственно внимательно готовиться. И Святая Церковь постепенно подготавливает нас к вступлению на поприще поста, предлагая особые Евангельские чтения за воскресной литургией. В нынешнее воскресенье, которое называется Неделей о Страшном Суде, во всех церквах напоминается о конце земного бытия человечества.

«Когда же приидет Сын Человеческий во славе Своей и все святые Ангелы с Ним, тогда сядет на престоле славы Своей, и соберутся пред Ним все народы; и отделит одних от других». Так, по слову Божию, все люди предстанут перед Господом в день Его последнего Суда. Бог, Который некогда создал жизнь, в конце времен воскресит, восставит из праха и тления все человечество от дней Адама до последних дней. И настанет тогда Страшный Господень Суд – Суд, на котором решится окончательная участь каждого человека – соответственно тому, что он творил, живя в своем теле. Думаем ли мы об этом или не думаем, готовимся к этой встрече или нет, но все мы при кончине мира должны будем дать ответ Праведному Судье за свою земную жизнь. И одни из нас, как сказано в Писании, будут названы «благословенными», которые наследуют Царство Небесное, а другие «проклятыми», которые пойдут в муку вечную. Но вполне закономерно с нашей стороны возникает вопрос: «Почему же так неодинакова будет участь людей: вечная радость и вечная мука?»

Святой апостол Павел на это отвечает просто: «Что посеет человек, то и пожнет» (Гал. 6, 7). Каждый из нас сам себе готовит участь. И будущие муки, и будущая радость будут для нас плодом той жизни, которой мы сейчас живем. Нас не спасет строгое соблюдение форм жизни, нас не спасет благочестие, – то благочестие, которое можно поставить в кавычки, не спасет молитва, если мы молимся недостойно. На Страшном суде, как следует из Евангелия, Господь ничего не спросит нас о том, как мы внешне старались угодить Ему. Он спросит нас: «Были вы человечны – или не были? Когда вы видели голодного, обернулись ли вы к нему сердцем сострадающим, собрались ли тотчас дать ему еду? Когда вы видели бездомного, подумали ли вы о том, как обеспечить ему крышу, немножко тепла, немножко защищенности?» Когда нам сказали, что кто-то, может быть, знакомый нам, опозорил себя и попал в тюрьму, боролись ли мы со стыдом, что мы – его (или ее) друзья, навестили ли заключенного? Когда мы видели кого-то, кому могли дать свой излишек, лишнее пальто, лишний предмет, который имели – повернулись ли мы и дали ли его? Наконец, протянули ли руку помощи коллеге, однокурснику, соседу или совсем незнакомому человеку, который нуждался в нашем добром отношении к нему. И это всё, о чем нам напоминается, когда Господь говорит о Страшном Суде.

Сегодня, пока мы еще находимся в этом земном мире, каждая мысль, слово или дело – это семена, которые мы бросаем в глубь своего сердца, как во вспаханную землю. А в вечности из этих семян произрастут или прекрасные благоухающие цветы, или колючие ядовитые растения.

Святые Отцы и учители Церкви говорили о том, что существует некая «память сердца», запечатлевающая все, всю нашу жизнь – и внутреннюю, и внешнюю. Грех, попадая в человеческое сердце, сразу налагает свою печать на все стороны деятельности человека. Но добрыми делами, благотворительностью, милосердием мы не даем греху укорениться в нас и помогаем себе и ближнему приблизиться к конечной цели нашего существования – спасению от проклятия в вечности.

Поистине нераспаханное поле для дел милосердия нынешнее время открывает перед нами! Бездомные, неимущие, сироты, заключенные, просто окружающие нас люди – каждый по-своему нуждается в нашей помощи. Каждая эпоха по-своему интересна, сложна и дает возможность для определенных подвигов. Но в любое время вера, кротость, неосуждение, снисходительность и прочие добрые качества преображали земной мир.

Великий проповедник покаяния преподобный Ефрем Сирин, память которого мы будем совершать на этой неделе, призывает каждого: «Употреби недолгое время на земле, чтобы приобрести вечность!» Задумаемся над этими словами. У нас немного времени, у нас несколько мгновений, чтобы сделать что-то бесконечно простое. Сделаем же, братья и сестры, не просто немножко, но столько, сколько возможно, чтобы другой человек, наш ближний, возрадовался жизни, освободился от гнетущего его греха, вышел из унылого состояния, преодолел в себе злость или обиду, наконец, остался в живых, чтобы он мог дышать. Сотворим доброе дело так, как мы хотели бы его сами принять, если бы оказались в трудной ситуации. Поспешим творить добрые дела!

Церковь, Богословие