Возрождая духовные ценности
Архиепископ Хабаровский и Приамурский Марк27.11.2009
Основной причиной демографической проблемы в нашем Отечестве является духовно-нравственное состояние общества. Безусловно, для поддержания стабильности и прироста населения страны необходимо, чтобы жизнь каждого человека и каждой семьи, как основы общества, имела достаточную социальную обеспеченность и соответствовала достоинству человеческой личности. Но мы не должны забывать, что на сегодняшний день средняя продолжительность жизни населения Российской Федерации ниже по отношению к пенсионному возрасту. И причиной этому является большая детская смертность, следствия техногенных катастроф, дорожно-транспортные происшествия, распространение таких пагубных явлений, как алкоголизм, наркомания, курение, недостаточное медицинское обеспечение. Кроме того, человек, достигший пенсионного возраста, или инвалид, не имеет необходимого материального достатка и социального обслуживания. И в основе этих общественных недугов лежит утрата обществом духовно-нравственных ориентиров.
Наряду с этим, не менее важным представляется вопрос о состоянии молодого поколения, среды формирования их взглядов на жизнь и условий жизни молодых семей. Каждая семья, особенно молодая, имеет свои потребности, и без их решения нельзя говорить о благополучном демографическом развитии в стране. Создание нормальных условий жизни семьи — задача не только самой семьи, но и государства. Это не означает, что государство должно всем обеспечить каждую семью, оно должно создать условия, при которых каждая семья могла сама обеспечить свою жизнь. К этой области относится решение социальных и жилищных вопросов, образования, трудоустройства в соответствии с образованием. Другим важнейшим вопросом данного ряда является задача формирования эффективной системы попечения о детях, лишенных родительского внимания. Современная система детских домов, являясь наследием советской эпохи, не может в должной мере компенсировать ребенку отсутствие семьи, прежде всего по той причине, что ее отсутствие ничем заменить невозможно. Условия пребывания в них детей минимизируют способности воспитанников к созданию собственной семьи. Молодой человек, выросший в детском доме и лишенный опыта семейной жизни, практически неспособен воспитывать собственных детей. Порочный круг воспроизводства сирот можно разорвать только созданием для ребенка атмосферы семейного окружения. Ребенок должен видеть пример правильной семейной жизни, пример отношения родителей к детям и детей к родителям, где с одной стороны проявляется чадолюбие, а с другой послушание.
Безусловно, Церковь не является здесь пассивным наблюдателем. Она стремится сделать все от нее зависящее. Церковь считает, что исключительная роль в становлении личности принадлежит семье. Развитие и становление личности ребенка зависит от той духовно-нравственной обстановки, в которой он растет. И всякое нестроение внутри семьи отрицательно сказывается на детях. В поведении родителей ребенок черпает примеры для подражания. Поэтому, важным в своем служении Церкви считает укрепление семьи и предупреждение разрушения традиционных связей родителей с детьми.
Ярким выражением нравственного кризиса как источника демографической проблемы является ситуация с разводами. Во многих регионах количество разводов превышает количество заключаемых браков. Многие семьи в результате оказываются неполноценными, дети вырастают не имея перед глазами примера нормальных взаимоотношений мужчины и женщины внутри брачного союза. В семьях со сводными детьми от предыдущих браков нередки случаи насилия над ними, покрываемого молчанием из-за боязни снова пережить распад семьи.
К сожалению, сегодня вследствие еще не до конца преодоленного идеологического наследия XX века семья рассматривается как ячейка общества. Спорить с этим не имеет смысла, однако, следует сказать, что этот взгляд правилен лишь отчасти, поскольку предполагает исключительно «горизонтальное» измерение феномена семьи. Православная традиция определяет семью как домашнюю церковь, где все отношения строятся на принципе любви, а в наши дни мы чаще встречаем устроение семьи на принципе эгоцентризма, где каждый член семьи считает себя главным. Такое отношение в семье делает ее непрочной. Семье, живущей церковным укладом жизни, где всех ее членов объединяет настоящая любовь, которая, как сказано в Священном Писании, не радуется неправде, а сорадуется истине, все покрывает, всему верит (1Кор 13. 6), — такой семье под силу достойно воспитать не только рожденных в ней детей, но и принятых сирот. Секулярное сознание, оперирующее аморфными категориями морали, и пытающееся объяснить молодому поколению «что такое хорошо и что такое плохо» на основании так называемых общечеловеческих ценностей все более очевидно демонстрирует свою несостоятельность. Очевидно, что человеку нельзя законодательно предписать заботиться о своей собственной жизни, равно как нельзя и установить для него минимальный уровень количества детей в семье. Подобные понятия могут быть обоснованы только апелляцией к нематериальным ценностям, лежащим вне пределов утилитарных интересов человека или каких бы то ни было социальных групп. С самого раннего возраста, особенно в школьные годы, когда ребенок из семьи придет в класс и встретится со сверстниками, порой имеющими иные нравственные ориентиры, он должен уметь отличить добро от зла и сделать выбор в пользу добра. Поэтому принципиально важно, чтобы общество осознало не только возможность, но и самую актуальную необходимость приобщения молодого поколения к пониманию сути греха, как преступления, беззакония, разрушающего самые существенные основания человеческой жизни. Основания нравственного сознания закладываются очень рано, а затем в период взросления на этом основании формируются вторичные, менее фундаментальные составляющие этических представлений. В связи с этим следует сказать, что крайне важно, чтобы учащиеся начальных классов могли получить здравое мироощущение не искаженное разлагающим влиянием пороков, к которым толерантна подростковая и молодежная среда. Если же в раннем возрасте человек не получил нравственной прививки, помогающей ему преодолеть соблазны, предлагаемые социальным окружением, то усвоение им нравственных постулатов может налагаться на юношеский нонконформизм в результате чего подросток будет нарочито стремиться к противостоянию, намеренно совершая запретные поступки. Говоря иначе, широкое распространение социальных недугов, наносящих катастрофический урон нашему государству и обществу и уничтожающих генофонд нации, во многом обусловлено именно моральным состоянием общества. В связи с этим принципиально важно, чтобы общеобразовательная школа не была отстранена от процесса воспитания подрастающего поколения, и наряду с образованием принимала на себя функции по формированию у детей нравственного чувства на основании традиционных устоев и моральных ценностей.
Желаю участникам чтений получить великую пользу на нынешнем форуме и в дальнейшем содействовать, каждому на своем месте, утверждению в нашем обществе высоких духовно-нравственных ценностей, о которых говорит Священное Предание Православной Церкви.