Хабаровск православный Журнал «Возлюбим друг друга и возлюблены будем от Бога»

«Возлюбим друг друга и возлюблены будем от Бога»

Игумен Ефрем (Просянок)

22.10.2009

В нынешний воскресный день Святая Церковь предлагает для назидания чтение из 7-й главы Евангелия от Луки о воскрешении сына вдовы из города Наина.

Когда Господь наш Иисус Христос в дни земной жизни пошел в город, называемый Наин, с ним шли многие Его ученики и множество народа. Приближаясь к воротам города, они увидели траурную процессию: одна жительница этого города, вдова, хоронила своего единственного сына. Христос, увидев эту женщину, сжалился над ней и сказал: «Не плачь!» Затем Он подошел к одру, прикоснулся к нему, процессия остановилась, и Господь сказал: «Юноша! Тебе говорю: встань!» Мертвый, поднявшись, сел и стал говорить. Иисус отдал юношу его матери, а всех, кто был свидетелем сего события, объял страх, они начали славить Бога и говорить: «Великий пророк восстал между нами, и Бог посетил народ Свой». Так повествуется в Евангелии.

Утрата близкого, унесенного неумолимой смертью является горчайшей из земных скорбей. Для человека, пораженного такой утратой, мир, превращается в холодную, равнодушную пустыню, по которой бредет любящий, провожая бездыханное тело любимого.

Так и из ворот шумного и равнодушного города Наина выходила убогая погребальная процессия. Для этой женщины умерший юноша был всем: светом очей, смыслом жизни, средоточием радостей и надежд. И теперь невыносимая боль пронзала ее сердце, струились слезы, не принося облегчения. Столь велика была материнская скорбь, что она не могла и не хотела поверить в реальность этой смерти и этой разлуки.

А навстречу погребальным носилкам шел Тот, Кто явился воплощенным отрицанием смерти, олицетворил Собою Жизнь и Воскресение. Спаситель откликнулся на великую силу материнского горя, и несчастная женщина услышала полные силы и сострадания слова: «Не плачь!» (Лк. 7, 13). Этот голос светлым лучом ворвался во мрак ее скорби, вернул ей способность видеть и слышать происходящее вокруг. И вдова услышала, как Божественный Незнакомец обратился к ее сыну, она увидела, как рука юноши дрогнула, потом он приподнялся на погребальных носилках, уста его разомкнулись, и он позвал мать. И горе разлуки сменилось неизреченной радостью встречи.

Сегодняшнее Евангелие открывает нам знание, что Божественная милость не перестает преследовать нас, пока не достигнет нас, не победит нашу неверность, нашу духовную смерть. Христос видит нас всегда, Он найдет нас, куда бы мы ни заблудились, сколько бы мы ни падали, какие бы ни терпели поражения, какие бы сокрушительные удары ни получали от жизни. От Его взора, всегда ищущего нас, чтобы сказать нам слово, дать понять что-либо, нам никуда не деться. И хотя мы закрываем свои очи от ответного взора в сторону Бога, Его долготерпение ожидает подходящего момента, когда мы подготовим себя к принятию Его милости.

«Блаженны плачущие, ибо они утешатся» (Мф. 5, 4), — сказал Иисус Христос накануне воскрешения сына Наинской вдовы. При приближении к нам Сына Божия наша глубочайшая скорбь сменяется высочайшей радостью.

Наинская вдова ничего не знала о Спасителе и не чаяла встречи с Ним. Среди евангельских чудес, явленных для уврачевания человеческих скорбей, воскрешение сына этой женщины — единственное, которое Господь совершил без прямого обращения и моления к Нему. В Священном Писании сказано, что Господь сжалился над нею (Лк. 7, 13). И это чудо было явлено в утоление материнского сердца, взывающего к Божественному милосердию. Евангелие показывает нам, какова сила материнской любви. Даже тихая скорбь сердца матери Господом принимается как самое горячее моление к Нему о своих чадах. Какова же ответственность каждой матери перед Богом за мысли сердечные о своих чадах, за мельчайшие движения души. Благословение вместо проклятия, прощение вместо осуждения, любовь вместо обиды. Таков материнский крест. В свою очередь какова ответственность на нас, своевольных детей своих родителей; как строго спросит Господь за причиненную скорбь матери и непослушание…

Земное родство, земная близость, земная любовь многое значат и для Горнего мира. От самих людей зависит, прервутся или перейдут в вечность узы любви, связывающие их во временной жизни. «Возлюбим друг друга и возлюблены будем от Бога», — говорит преподобный Максим Исповедник. Отец Небесный, радующийся единению земных детей Своих, уготовил любящим друг друга счастливую встречу в Царстве Добра и Света.

Ослабевший пловец может спастись из водной пучины, если его поддержит дружеская рука. Так же и любящий может спасти любимого от гибели, ибо истинная любовь всесильна. Известно множество случаев возвращения к жизни больных, состояние которых врачи считали безнадежным, — это происходило, когда у постели обреченного неотлучно находился близкий ему человек, не только заботами, но и всеми силами души противившийся надвигавшейся на любимого смерти. Так силой любви можно отодвинуть земную кончину ближнего. То же святое чувство способно отвратить от дорогого нам человека и вечную погибель.

В наше жестокое время, когда рвутся и предаются поруганию даже кровные узы, соединяющие людей, ломается связь поколений, извращается святое понятие семьи, — мир становится похожим на ад, мрачное обиталище ненависти, где бывшие супруги вечно раздираемы свирепой злобой друг на друга, где дети шлют проклятия родителям своим.

Люди, позабывшие заповеди Господни, превращаются в бессердечных эгоистов, стремящихся лишь к самоублажению. Подобный человек слеп к собственной греховности, а в отношении к ближним отводит себе роль потребителя и судьи. В пораженном такой язвой обществе матери и отцы жалуются на негодных детей, муж и жена осыпают друг друга попреками, брат проклинает брата и сестра злословит сестру.

Если ближний наш идет по пагубному пути, значит, слаба наша любовь к нему. Пока человек жив, есть надежда на его преображение и возрождение. Но не судящим, а любящим даруется от Господа способность врачевать духовные недуги ближних. Так слезы и молитвы матери обращают на путь правды закоренелого преступника, так смиренная жена излечивает мужа-алкоголика от гнусного недуга, так нежная рука сестры удерживает несчастного брата от самоубийства. Нет невозможного для того, кто, подобно наинской вдове, всей силой любви противится гибели любимого.

Порой лишь смертью ближнего Господь может пробудить искру любви к нему. При жизни родного человека мы были холодны к нему, но вот он уходит в мир иной, на нас обрушивается одиночество, и мы познаем горечь утраты. Смерть очищает образ ушедшего от будничной шелухи, и тогда мы уже не судим утраченного нами, но видим его в сокровенной красоте и осознаем вину перед ним. Малодушного человека этот миг прозрения может привести к отчаянию, но для мужественного сердца — это начало служения усопшему возлюбленному и начало пути к грядущей радостной встрече с ним.

Истинная любовь сильнее смерти, ибо не может смириться с вечной разлукой. Спутницы любви — надежда и вера — и если священный пламень любви охватил душу человека, он выжигает из нее безверие. И тогда невыносимая скорбь в любящем сердце сменяется тихой печалью разлуки и надеждой на встречу в мире ином, где ныне многие из умерших уже пребывают в блаженном состоянии. Недаром, красной нитью через последование христианского погребения проходит мысль о том, чтобы умерший сподобился продолжения своего бытия среди святых.

Жития святых являют нам примеры величайшей любви. Любовь же немыслима без служения любимому. Как служить ушедшему в мир иной? Прежде всего, молитвой о нем, милостыней и чистотой собственной жизни. Стремись к совершенству, ибо встретиться с утраченным ближним ты сможешь только в Господнем Царстве совершенной любви. Неустанно молись о душе умершего, ибо даже если он осужден, пламенная молитва может извлечь его и со дна преисподней — свидетельства тому содержатся в Священном Предании. Но если хочешь служить родному усопшему, помни: каждый грех, совершенный тобой, есть причина печали его, новая твоя вина перед ним.

Некогда Спаситель воскресил сына наинской вдовы, вернул юношу к земной жизни и временной радости. Это чудо лишь тень будущих величайших свершений. Собственным Воскресением и Вознесением Сын Человеческий указал роду людскому путь к Вечной жизни и бессмертной радости. Но горе тем, кто дерзнул пренебречь путем спасения. В урочный час Всемогущий Создатель воскресит всех живших на земле людей, а чтобы это было в воскресение для жизни, но не для осуждения, мы должны помочь друг другу стать чище и любвеобильней.

Из вводного слова ведущего к православной передаче «Благовест» на «Первом краевом телевидении».  24 октября 2009 года.

Церковь, Богословие