Вероучительные и обрядовые особенности русского буддизма
Кривосудов Юрий17.03.2010
Самой ортодоксальной школой буддизма считается Тхеравада («школа старой мудрости»). Ныне буддизм Тхеравады распространен главным образом в Шри-Ланке (Цейлон), Бирме, Таиланде, Лаосе и Камбодже. Последователи Тхеравады считают, что достичь нирваны могут только монахи.
В первые века нашей эры складывается другая ветвь буддизма - Махаяна («большая колесница»), называемая так в отличие от всех других буддийских школ, причисляемых ее сторонниками к хинаяне («малой колеснице»). В дальнейшем это направление стало ведущим в Китае, Корее, Японии, Тибете, Монголии, а также у ряда народов России (бурят, калмыков, тувинцев). На ее основе сформировалось большое количество новых направлений и школ буддизма. Ему присущи переосмысление основных буддийских положений и разработка новых. По махаяне, «движение к нирване» вовсе не требует ухода в монашескую общину. Это сделало буддийское учение более привлекательным, способствовало его превращению в подлинно массовую религию (отсюда наименование – «большая колесница»).
Третье направление буддизма – Ваджраяна («алмазная колесница») оформилось в середине I века как продолжение махаянской традиции. Для Ваджраяны характерна вера в быстрое достижение «просветления» в течение одной человеческой жизни, что отличало ее от присущей махаяне доктрины постепенного накопления духовных совершенств.
Буддизм в России
Двумя главнейшими особенностями учения буддизма в России являются: тибетский буддизм или ламаизм и учение Обо.
I. Говоря о тибетском буддизме, необходимо сразу же указать на неправомерность употребления термина «ламаизм» для обозначения этой ветви Махаяны. Это слово было создано европейцами в XIX веке для того, чтобы подчеркнуть существовавший в Тибете культ духовного учителя, «доброго друга» — ламы (от тибетских слов ла — «высокий» и ма — «нет», то есть «высочайший»). Таким образом, тибетский буддизм превращался как бы в особую конфессию, что совершенно неоправданно, поскольку тибетская монастырская традиция не только восприняла, но и с необычайной тщательностью сохранила и воспроизвела позднеиндийскую буддийскую традицию во всей ее полноте. Что же касается культа лам, то йога почитания учителя (гуру-йога) — явление вполне индийское и лишенное какой бы то ни было тибетской специфики. Фактически все отличия тибетского буддизма от индийского буддизма существуют только на уровне народной и бытовой религиозности.
Буддизм на территории России является самым северным ответвлением центрально-азиатской культурно-исторической вариации буддизма Махаяны, сформировавшейся в Тибете в конце XIV — начале XV века и получившей название Гэлуг. Основатель этой школы выдающийся деятель Цзонгкхапа почитается последователями буддийской религиозной традиции в России наравне с основателем всей буддийской традиции Буддой Шакьямуни. Последователи Гэлуг в России предпочитают употреблять либо это самоназвание школы, либо общий термин «учение Будды», «махаянское учение», подчеркивая тем самым отсутствие в тибетском буддизме принципиальных различий с учением буддизма Махаяны.
Последователи школы Гэлуг уделяют огромное внимание повышению престижа и статуса духовенства, благолепию и красоте монастырских интерьеров, величию и пышности богослужебного чина. Со времени Цзонгкхапы в тибетских монастырях появились роскошно украшенные изображения Будд и Бодхисаттв, завернутые в покровы из тончайшего шелка. Цзонгкхапа изменил цвет одежд монахов, в которых уже преобладал красный цвет, символизирующий мудрость — праджню, на древний шафранный цвет, символ бедности и смирения (древние индийцы носили одежды белого цвета; на солнце они постепенно желтели, и именно такой пожелтевший вид они имели, будучи выброшенными на свалку, откуда только и брали свою одежду древнеиндийские аскеты). Красные головные уборы также были заменены желтыми, что и дало последователям школы Гэлуг распространенное в старой буддологической литературе прозвание «желтошапочной секты». [1]
Как я уже упоминал, резкое различие в обрядности обыденного и эзотерического уровней тибетского буддизма проявляется в том, что на первом плане особую сотериологическую роль в «спасении» верующих от страданий Сансары играет учитель-наставник (лама). На втором — решающее значение придается личному самосовершенствованию адепта с помощью тантрической практики, йогического созерцания и других эзотерических методов, позволяющих освободиться от причинно-следственной зависимости закона кармы (но всё же непременно под руководством учителя).
В традиции Гэлуг особое внимание уделяется нравственности, монашеская дисциплина рассматривается как идеальная основа для религиозного образования и практики. Вследствие этого подавляющее большинство гэлугпинских лам — монахи, а наставник-мирянин в этой традиции является большой редкостью. Кроме того, в традиции считается, что серьезная философская подготовка является необходимой предпосылкой для эффективной медитации, а, следовательно, как Тантра, так и Сутра подвергаются всестороннему анализу в ходе философских диспутов.
Монастыри. Как правило, учебный план в программе монастырского образования охватывает пять главных дисциплин: свод сутр о совершенстве мудрости, философию Срединного Пути, теорию познания, феноменологию и монашескую дисциплину. Эти предметы подлежат тщательному изучению с помощью диалектического метода, с использованием индийских текстов, а также индийских и тибетских комментариев к ним. При этом в каждом монастыре чаще всего используются свои учебные пособия. Обучение занимает от 15 до 20 лет. По завершении этого курса монаху присваивается ученая степень гэшэ (доктора буддийской философии), одного из трех уровней.
Впоследствии по своему желанию гэшэ может поступить в один из тантрических колледжей и таким образом завершить свое формальное обучение, или вернуться в свой монастырь в качестве преподавателя, либо поселиться в уединении для интенсивных занятий медитацией. Монах, завершивший обучение и удостоенный степени гэшэ, считается полностью квалифицированным и авторитетным духовным мастером, достойным преданности и уважения последователей.
Незначительные отклонения от общемахаянской традиции проявляются в российском буддизме в основном в культовой системе, в обрядности и магической практике.
Благотворительная деятельность конфессии заключается в материальной и моральной поддержке паствы, отдельных лам, верующих, в строительстве храмов за счет религиозного объединения, оказании материальной помощи малообеспеченным семьям, домам престарелых и детским домам.
II. Второй отличительной стороной буддизма на территории России является влияние на учение традиционных, более древних и архаичных верований, культов, обрядов тибетцев и бурят-монголов.
В частности, в культовую систему буддизма были инкорпорированы и ассимилированы традиционные народные обряды, ритуалы и верования, связанные с культом Обо, почитанием духов земли, гор, рек, деревьев. В традиционной форме Обо представляют собой кучи из камней или деревья, украшенные ленточками или флажками. Обо располагаются на дорогах, на горных перевалах, у озер, на берегах рек. Встречаются как одиночные Обо, так и группы.
Обо — место поклонения местным духам, родовым или территориальным, т. е. хозяевам данной местности. Хозяева Обо – это духи умерших шаманов, предков, или божества небесного происхождения.
У Обо совершаются обряды поклонения хозяину. Наиболее распространённый обряд — обрызгивание пространства вокруг Обо молочной или обычной водкой. Обо приносят подношения: камни, ленточки из тканей, флажки, монеты, сладости, еду и т. д. В Монголии принято обходить вокруг Обо три раза.
Культ Обо возник у ранних кочевников и напрямую связан с шаманизмом. Во время распространения буддизма отмечались случаи уничтожения Обо ламами. Постепенно этот культ был включен в буддийскую обрядность, получил широкое распространение в виде каменных сооружений белого цвета.
Считается, что Обо создает погоду, отвечает за урожаи, здоровье, благополучие, не пускает людей в сакральные места. Широко распространены придорожные Обо, у которых путешественники оставляют подношения на «добрую дорогу».
Праздники. В России буддисты, в основном принадлежащие к тибетской школе Гелуг, в течение года проводят 6 основных праздничных богослужений по лунному календарю (хуралов).
Сагаалганай хурал (новогоднее богослужение) — праздник, отмечаемый 20 дней. Молебен Защитникам учения (Сахюусанам) начинается 29-го числа последнего зимнего месяца по лунному календарю и продолжается на следующий день. Вечером 30-го числа совершается обряд Дуг-жууба (сжигание сора), который символизирует уничтожение всего негативного в уходящем году и приход счастья, благополучия в наступающем. Утром 1-го числа наступает 1-й день Сагаалганая, все ламы поздравляют Пандито Хамбо-ламу и преподносят подарки и хадаки (шелковые платки). Со 2-го по 15-е число в дацане проходит ежедневная многочасовая служба Монлам. В эти дни верующие совершают подношения, круговой молебен (го-роо), вывешивают ритуальные флаги (хий морин).
Дуйнхор хурал проходит 15-го числа последнего весеннего месяца; по преданию, в этот день Будда Шакьямуни у Священной ступы (Индия) даровал учение Калачакры (Дуйнхор) царю мифической страны Шамбалы Чандрабхадре. Система Калачакра тесно связана с индийской системой астрономии и астрологии. 1027 — год введения Калачакры, является 1-м годом 1-го тибетского 60-летнего цикла Рабчжун по системе Юпитера.
Гандан Шунсэрма хурал (Доншод) проводится 15-го числа 1-го летнего месяца. Считается, что в этот день произошли 3 основных события в земной жизни Будды Шакьямуни: вхождение в утробу матери, царицы Махамайи, просветление и погружение в нирвану (паринирвану). На молебне Гандан Шунсэрма читают священные сутры из Ганджур: «Поклонение и подношение Будде» и «Пришествие Будды с небес Тушита». Хурал Гандан Шунсэрма проводится в те же дни, что и Вейсака — Всемирный день мира и медитации во всех странах Юго-Восточной Азии. Живые существа, совершившие в эти дни благородные деяния, накапливают неисчислимое количество добродетелей (буян).
Круговращение Майтреи (Майдар хурал) проводится 4-го числа, в последний месяц летней луны. Молебен посвящен Будде Грядущего Майтрее, ожиданию его скорейшего снисхождения с неба Тушита на материк Джамбудвипу. В священных сутрах сказано, что с его приходом на земле наступят счастье и радость. Срок жизни жителей Джамбудвипы будет 80 тысяч лет, люди будут счастливы и красивы, как боги. В эти дни читается священная сутра «Поклонение и подношение Будде Майтрее». Обряд Круговращение Майтреи символизирует явление Будды Майтреи на колеснице с запряженным зеленым конем или белым слоном и встречу его верующими. Вся праздничная процессия: ламы в ритуальных одеяниях, верующие, сопровождаемые звуками музыкальных инструментов, торжественно обходят вокруг монастырского комплекса. Все участники обряда молятся, чтобы Будда Майтрея возродился на земле Джамбудвипы и даровал Учение. Этот обряд был введен в 1409 г. Богдо Цзонхавой в Тибете.
Лхабаб Дуйсэн (Найдан) проводится 22-го числа последнего осеннего месяца. В этот день Будда Шакьямуни спустился на землю из страны 33 небожителей (Тушита), которая, по преданию, находится на вершине горы Сумеру. Тушита — область совершенной радости, где Будды даруют Учение божественным существам. Жители Джамбудвипы призывали Будду и молили его снизойти в их мир. Будда принял приглашение и на благо жителям Джамбудвипы возродился в человеческом облике.
Зула хурал, или Праздник тысячи лампад, проводится 25-го числа 9-го месяца (25 дек.) и посвящен создателю школы Гелуг Богдо Цзонгкхапа, который считается земным воплощением Бодхисаттвы Манджушри. В этот день читаются священные сутры из Ганджуура, восхваления Будде Цзонгкхапа, его авторские сочинения. Хурал проходит при множестве зажженных лампад — подношений Будде Цзонгкхапе, символизирующих Свет мудрости, разгоняющий тьму неведения у живых существ. Кроме того, 2-е число каждого месяца посвящено хранителям (дхармапалам) монастырей; 8-го числа каждого месяца молятся Будде Манло о даровании благоприятного перерождения; 15-го читают сочинения Цзонгкхапе «Ступени великого пути» (Ламрим чхенмо); 30-е посвящено Зеленой Таре и сопровождается чтением сутр и подношением 4 мандал.
Буддизм оказал мощное влияние на развитие традиционной науки и культуры бурят-монголов. Особенно сильным и плодотворным было его воздействие на формирование и развитие философской мысли, норм нравственного поведения, медицины, хронобиологии, биоэнергетики, культуры психической деятельности и психотехники, художественной литературы, изобразительного искусства и кулинарии.
Юрий Кривосудов, студент Хабаровской духовной семинарии.
Доклад, прочитанный на научно-практическом семинаре «Буддизм в России: история и современность». Хабаровская духовная семинария, 27 февраля 2010 года.