Хабаровск православный Журнал Ювенальная юстиция: угроза семье, обществу, государству

Ювенальная юстиция: угроза семье, обществу, государству

Загубная Наталья

27.03.2010

Первоначально идея «ювенальной юстиции» сводилась к созданию специализированных детских судов и была реализована в США, где в Чикаго в 1899 г. был создан первый детский суд. Затем эта идея получила развитие и трансформировалась в более широкое понятие «ювенальной системы», включающей различные учреждения, в компетенцию которых входят вопросы детства. Работа по продвижению идеи «ювенальной юстиции» в России выразилась в создании проектов федеральных законов «Основы законодательства о ювенальной юстиции» и «Об основах ювенальной юстиции». Обращает на себя внимание тот факт, что работа по внедрению указанных проектов осуществляется в основном по канадским моделям и ориентируется на документы ООН. Она не сводится к созданию уголовных судов для несовершеннолетних, а имеет целью решать более широкую задачу - создание гражданских ювенальных судов, особой системы исполнения наказания в отношении несовершеннолетних, решение социальных вопросов, связанных с несовершеннолетними, лишенными родительского попечения. Это предусматривает предоставление широких полномочий социальным службам, которые по существу будут контролировать родителей и исполнение ими родительских обязанностей, в том числе и по делам, инициированным самими детьми, а также контроль над рядом медицинских вопросов.

В отношении законопроекта более чем 40 организациями были подготовлены заключения и отзывы. Эксперты отметили, что структура проекта вызывает сомнения, объем полномочий и отсутствие четко установленных пределов и критериев ведет к тому, «что мы будем иметь дело не с юстицией, а с какой-то более общей формой социальной деятельности, выходящей за пределы правовой сферы».

Особо хочется подчеркнуть, что внедрение ювенальной юстиции предполагает обязательное сексуальное просвещение в школах. Статья 13.1 Конвенции ООН по правам ребенка гласит: «Ребенок имеет право свободно выражать свое мнение; это право включает в себя свободу искать, получать и передавать информацию и ИДЕИ ЛЮБОГО РОДА». О возможности родителей контролировать поток этой информации не говорится ничего. То есть детей, начиная с детского сада, могут бесконтрольно развращать под предлогом защиты от СПИДа, при этом родители, согласно данной статье, не имеют права этому воспрепятствовать.

В качестве примера приведем содержание занятий в рамках тематической недели для учеников 9 класса в шведской школе: показ фильма о противозачаточных средствах, о сексуальности; дискуссия о порнографических журналах; посещение школы членами организации людей би- и гомосексуальной ориентации, общее выступление в актовом зале; информация и дискуссия о проституции.

Обращает на себя внимание то обстоятельство, что ребенок может сам инициировать судебное дело, то есть выступить в роли доносчика на неугодных родителей. То есть, если ребенку что-то не нравится, он может пожаловаться социальному работнику или обратиться в экстренную службу. Ребенок может быть заслушан в ходе судебного разбирательства по делу, и его показания являются главными. При этом не учитывается детская психология. Главным аргументом у сторонников ювенальной юстиции является то, что часто дети становятся жертвами насилия. Однако по мнению детских психологов, дети, реально страдающие от насилия, как правило, настолько боятся своих мучителей, что не смеют кому-либо поведать о своих мучениях. И поскольку ювенальная система построена по принципу доноса детей на родителей, очевидно, что именно эта категория детей помощи не получит. Такая система даст преимущество детям из благополучных семей. В западных странах постоянно возникают ситуации, когда ребенок с телефоном в руках угрожает родителям позвонить в полицию, если не получит желаемой вещи. Законопроекты о ювенальной юстиции предполагают выделение из бюджета страны колоссальных средств на ювенальную систему, и поскольку эти деньги необходимо освоить, очевидно, что для их освоения потребуется отбирать из семей детей.

Данными законопроектами ставится под угрозу независимость семьи, ее право самостоятельно решать вопросы семейной жизни. Родители не только фактически отстраняются от решения вопросов защиты прав своих детей, но становятся предметом пристального контроля со стороны органов ювенальной юстиции.

Поскольку ювенальная юстиция зародилась на Западе, стоит ознакомиться с опытом западных стран. В 2000 году французское правительство под давлением профессионалов, забивших тревогу, обратилось к Генеральному инспектору по социальным делам Пьеру Навесу и Генеральному инспектору юридического отдела Брюно Катала с просьбой представить доклад о положении дел в судах по делам несовершеннолетних и социальных службах, о разлучении детей с родителями. Доклад получился обширный и совершенно шокирующий: «Колоссальное количество детей отнято у родителей и помещено в приюты и приемные семьи. Судьи и сотрудники социальных служб постоянно нарушают закон. Между законом и практикой его применения огромная разница. Нет качественного контроля системы защиты детей и семьи. Никакого уважения к семье, никакой заботы о ней ювенальная юстиция не проявляет. Социальные работники и судьи имеют полную, безграничную власть над судьбой ребенка». Исходя из вышесказанного, можно сделать вывод, что система ювенальной юстиции подрывает основы семьи, разрушает традиционную модель семейных отношений. Протоиерей Всеволод Чаплин говорит: «Известно, что во многих странах у многих родителей отнимают детей без достаточных оснований. Это разрушает естественный порядок жизни в семьях».

Наделяя детей взрослыми правами, мы ставим их под угрозу. Своеволие и эгоизм - ходкий товар, и дети, лишенные родительского авторитета и контроля, охотно купятся на него. Ювенальная система навязывает ребенку взрослые права, справиться с которыми он не в состоянии, в то же время права предполагают и ответственность, однако с ответственностью как раз и возникают проблемы. В связи с этим стоит вспомнить слова Господа Иисуса Христа: «Кто соблазнит одного из малых сих, верующих в Меня, тому лучше было бы, если бы повесили ему мельничный жернов на шею и потопили его во глубине морской». (Мф. 18, 5-6).

Стоит заметить, что сам процесс воспитания предполагает принудительные меры воздействия, и если ребенок не понимает смысла запрета, то это не значит, что запрет теряет свою ценность. Уполномоченный по правам ребенка Павел Астахов в своем интервью газете «Известия» говорил: «Я шлепать детей не разрешаю! И в угол ставить – тоже».

Что же говорит Библия об отношениях между родителями и детьми? О послушании родителям: «Сын мой! храни заповедь отца твоего и не отвергай наставления матери твоей потому что это - прекрасный венок для головы твоей и украшение для шеи твоей» (Притч 6, 20); «Дети, будьте послушны родителям вашим во всем, ибо это благоугодно Господу» (Кол 3, 20). А вот что Писание говорит о наказании непослушных детей: «Кто будет злословить отца своего или мать свою, тот да будет предан смерти» (Лев 20, 9).

Но, конечно, главной является пятая заповедь Декалога: «Почитай отца твоего и матерь твою, хорошо тебе будет, и долголетен ты будешь на земле» (Исх. 21,16). Именно против этой заповеди восстает ювенальная юстиция. Исполняя пятую заповедь Декалога, научающую послушанию и смирению, мы постигаем основу отношений между людьми и человечеством и Богом. Дети, лишенные этого, утрачивают фундамент духовно-нравственной жизни. Стоит вспомнить слова императора Александра I, сказанные им на смертном одре своему сыну Николаю: «Помни, у России нет друзей. Нашей огромности боятся. Избегай войн. В политике внутренней, прежде всего, покровительствуй Церкви, она не раз спасала Россию в годину бед. Укрепляй семью, потому что она основа всякого государства».

Если разрушить основу, то никакое государство не устоит. Стоит задуматься: нужна ли нам ювенальная юстиция, цена которой - нравственное здоровье наших детей и благополучие государства?

Наталья Загубная, участница православного молодежного движения Приморского края.

Источник: сайт Союза православной молодежи Приморского края.


Общество