Хабаровск православный Журнал «Услышать шёпот любви»: история одного врача

«Услышать шёпот любви»: история одного врача

Автор: Анна Преображенская

02.07.2025

Аборты… Возможно, это одна из самых противоречивых и страшных тем в истории человечества. В настоящее время ведутся нескончаемые споры за и против отмены абортов, существует множество научных статей на любой вкус, в которых женщина находит желаемое оправдание или косвенную поддержку пойти на аборт. Но рассматривает женщина или врач подлинную, духовную сущность аборта? В большинстве случаев – нет… Данная статья содержит рассуждения и рассказ моей мамы о её непростом жизненном выборе: стать врачом акушером-гинекологом. Настоящее же имя героини автор статьи предпочитает оставить неизвестным. Во многом этот образ мог бы быть собирательным… Да и мало ли в России православных врачей с похожими историями? Но всё, что будет описано ниже – правда.

Для начала следует ответить на вопрос: «Что такое человеческая жизнь?». Человеческая жизнь прежде всего – дар Божий. Так моя мама с пятнадцати лет работала на летних каникулах вместе со своей матерью-акушеркой в роддоме (что сейчас строго запрещено детям), где могла наблюдать как Господь являет на земле своё чудо – рождение человека. Конечно, роды моя мама не принимала, но ей позволяли, как дочери медицинского сотрудника, присутствовать во время родов. Работа акушеров; фазы родов; поведение роженицы; маленькие детки, появляющиеся на свет в результате работы врачей и мук матери, такие любимые и долгожданные – всё это формировало мамино отношение к специальности.

Все отроческие годы в воображении зрели идеалистические образы врачей-акушеров в белых халатах, работающих ладно и сосредоточенно, счастливых мам с полненькими и румяненькими детьми на руках, так что по окончании школы моя мама без колебания избрала свой жизненный путь. Её не раз предупреждали о всех превратностях профессии акушера-гинеколога, о возможных непредотвратимых случаях, когда всю ответственность на себя берет врач… Если говорить об ответственности перед Творцом, то это были восьмидесятые годы, на то время в Хабаровске был всего один действующий православный храм. Моя мать росла в неверующей семье и не могла представить, какую ответственность берет на себя перед Богом.

Прежде чем продолжить рассказ об институтских годах мамы, следует немного порассуждать, ведь работа врача акушера-гинеколога предполагает и аборты. Вспомним начальный тезис: жизнь человеческая –  дар Божий. Сам человек же – это объединение материального и духовного начал. Душу не может в себе отрицать даже самый закоренелый атеист или отъявленный злодей, ведь чувствуют же они иногда жалость, любовь, скорбь или присутствие чего-то неземного, обитающего вне их сознания, делающего из их воли Свою волю, и подающего им возможность спасения, невзирая на их заблуждения и злодеяния. Но когда происходит это объединение, когда душа объединяется с телом и получается человек?

Душа не имеет определенного места в нашем организме, равно как цвета, формы и других материальных характеристик… Само по себе тело человеческое без души мертво, что следует из духовного определения смерти, когда душа отделяется от тела. Значит душа – это жизнь. Душа наполняет все наше тело и не просто поддерживает жизнь, как легкие или сердце, но является главнейшем условием как физической, так и духовной жизни. Таким образом, вселение частички Бога в тело, иначе называемой душой, и есть зачатие, зарождение жизни. А уже из этого следует, что аборт не просто извлечение плода из чрева женщины, это убийство человека; преступление не только против желания жить этого (путь и маленького!) человека, но и преступление против Бога. Обычно неверующих женщин и врачей мало тревожит смерть этого маленького человека, наделенного куда большей душой, чем те, которые посягают на его душу и возможность жить.

Конечно, во врачебной практике существуют случаи, когда не по волеизъявлению женщины прерывается беременность, но по рекомендации врача, и уж совсем редко, когда прерывание беременности необходимо в целях сохранения жизни женщины, но статья не берет во внимание эти случаи.

Поступив в медицинский институт, мама с интересом училась и казалось шла к осуществлению своей мечты. На шестом курсе она проходила практику в роддоме, а также в отделении гинекологии, где не только консультируют и лечат женщин, но и делают аборты. Молодость, неподдельный интерес к специальности и желание ощутить себя в деле – всё это способствовало вполне здоровому рвению у студентов, хватавшихся за любую возможность проявить свои знания и умения. Молодые специалисты равно спешили как в родзал, так и в абортарий, споря о том, кто будет первым делать аборт.

Надо сделать небольшое отступление прежде чем продолжить повествование: в годы СССР, когда происходили описываемые события, нательные кресты не продавались, но у моей мамы был золотой крестик. Довольно красивый и сделанный на заказ крестик. О подлинном значении этого символа она может быть смутно догадывалась, но носила его повседневно в качестве украшения. Итак, оставив свои вещи в учебной комнате, мама вместе со своими сокурсниками отправилась в малую операционную. В этот раз, как и в любой другой раз, встал вопрос: кто первым будет производить аборт. Казалось бы, вот удача: мама победила в споре!.. Но только она приступила к операции, как её резко прервала врач, курировавшая практику. Холодная кюретка* небрежно звякнула о металлический лоток, а мама вышла из малой операционной в весьма подавленном настроении. По пути в учебную комнату она, как и всякий человек в стрессе, ищущий некое отвлечение, невольно поправила цепочку. И обнаружила, что креста-то нет!.. Как нет? Быть не может… А ведь она так любила это милое украшение, да и мама отдала на переплавку свои сережки, чтобы дочери приятное сделать. И нигде нет его, нехорошо…

Огорченная двумя потерями сразу, мама вошла в учебную комнату. И что же? Крестик на полу лежит на самом видном месте!.. Может дужка отломилась или цепочка порвалась? Крестик цел и цепочка в порядке, но как он сошел с цепи?.. Это малообъяснимое обстоятельство заставило задуматься маму, но не дало определенного намёка на то, что крестик сошел не во время операции и даже не после, а ещё перед ней; что самые мысли и желание совершить противоестественное уже греховны, а потому омерзительны для Бога.

Был же и другой весьма поучительный для наблюдательных читателей случай: в очередном споре за первенство начать практику медицинского аборта маму оттеснила весьма успешная в учёбе сокурсница. Возможно, внутреннему ликованию и самодовольству не было предела, когда студентка принялась за операцию. Чтобы не видеть её явного торжества, мама удалилась в учебную комнату… Не успела она дойти до учебной комнаты, как послышались встревоженные возгласы, шум и топот. Оказалось, что в процессе операции произошло угрожающее жизни пациентки осложнение, но врачи-кураторы оперативно сработали: операцию по прерыванию беременности в срочном порядке приостановили, была оказана хирургическая помощь. Конечно, эта пациентка выжила, но случай заставил всех задуматься.

За всё время своего обучения в мединституте мама не довела до конца ни единого аборта: её то постоянно прерывали, то вовсе не разрешали приступать к операции. Сейчас будучи верующей и осознавшей свое прошлое, она благодарна Богу за Его чудесную защиту. Она называет это случайное ответвление её дороги от практики абортов «шепотом любви».

Действительно, дело всё в том и состоит, чтобы вовремя различить среди многоголосья окружающей жизни этот шепот любви. Однажды волей случая мама зашла в церковь. Без определенного намерения, а так заглянуть… Но как же объяснить, что среди всех икон, её притянул, позвал лик кроткой Богородицы с Младенцем на руках?.. Стоя перед Её иконой, мама невольно плакала. Хотя с чего бы и плакать? На самом деле это была глубокая молитва и скорбь о содеянном. Пусть разум человеческий большую часть времени находится в тумане и к тому же тщится обмануть и оправдать себя, но душа ведает и скорбит о своих прегрешениях. Душу не в силах обмануть даже самый искушенный разум, ведь душа – частица Бога. И когда душа встречается с кем-то себе подобным, то есть с Богом, она оживает, напоминает лживому разуму, что она есть и ей больно, тянется к Богу, скорбит о грехах и радуется о долгожданной встрече, и тогда рождается произвольная, но чистейшая, слезная молитва. Мама, а вернее душа её, неслучайно избрала Богородицу для своей исповеди. На самом деле женщина, решившаяся на аборт, не просто физически убивает в себе ребёнка, она совершает нравственный аборт в отношении своей материнской сущности. Она как бы отламывает кусочек (а порой и больше) от этого Божьего дара – быть матерью. Отче! прости им, ибо не знают, что делают… Разве не показала ли сама Богородица пример всем женщинам, получившим известие о вынашивании ребёнка, сказав: «Се, Раба Господня; да будет Мне по слову твоему»? В этом содействии неповиновения божественному закону исповедалась моя мама Матушке-Богородице.

Да и как не зайти в храм, побыть чуточку в уединении и покое, когда первая беременность окончилась мертворождением, когда такой долгожданный сын не оправдывает ожиданий родителей, когда воспитание не ограждает, а наоборот подталкивает дитя к ошибкам? Молитва матери слилась с просьбой о помощи и обетом не делать более абортов.

Просите, и дано будет вам… По молитвам мамы Господь и Матушка-Богородица подавали просимое. Обет свой мама тоже исполняла: больше не принималась за механическое прерывание беременности. Но к сожалению, способствовала тому, выдавая направления на аборт. Стоя однажды на исповеди, мама рассказывала о своих невзгодах батюшке. Когда же батюшка спросил, чем она занимается на работе, мама сказала, что в том числе выписывает направления на аборт. На строгое предупреждение священника, что в этом-то и состоит грех, за который она несет наказание, мама с недоумением ответствовала: «Но это же моя работа… Как я могу не исполнять предписанного моей профессией?..», на что батюшка преспокойно ответил: «Скоро ты уйдешь с этой работы». О какой такой работе говорил священник мама какое-то время не могла понять. Но вскоре исполнилось его предсказание. Неожиданно в её жизнь ворвались совершенно новая работа, новые возможности, иные цели и задачи, а самое главное полное отсутствие абортной практики в какой-либо форме.  Не может дерево доброе приносить плоды худые, ни дерево худое приносить плоды добрые… Так, видя раскаяние в этом невольном грехе, истинное желание противостоять абортам, Господь подал маме работу, на которой не было для неё тех искушений, преследовавших её дотоле.

Неисповедимы пути Господни, приведшие маму на место заведующей гинекологическим отделением поликлиники. «В малом ты был верен, над многим тебя поставлю» – свидетельствует евангельская истина. Так под её началом стала развиваться антиабортная деятельность. Было ещё много испытаний и ошибок, скорбей и радостей на её пути, но до сих пор мама неустанно борется за жизни детей и здоровье женщин.

Порой человеку надобна целая жизнь на осмысление простых истин. Прислушиваясь к шепоту любви, пробираясь мелкой ощупью по темным коридорам жизни и взывая «Боже Мой! Для чего Ты меня оставил?», иные находят то, чего ищут, а иные – нет… Так почему же женщина, желающая обрести своевременные жизненные блага, отказывает своему ребёнку в желании жить?.. Стоит нам всем иногда задумываться над тем, почему же в свое время наши матери и отцы не отвернулись от нас, почему они всё же подарили нам жизнь, и что бы было, если бы мы были способны протестовать и сопротивляться, а нас бы просто оттолкнули назад, в небытие?

Только смиряясь и жертвуя собой, мы способны сотворить счастье новой души – ребёнка, а он в свою очередь охотно им поделится, в первый раз улыбнувшись маме…

*Кюретка – это медицинский инструмент, который используется для выскабливания тканей, удаления отмерших клеток, а также для выполнения других манипуляций, в том числе и абортов.

 



Новости, Человек, Вера, Аборты и демография