Триумфальная премьера оратории«Страсти по Матфею»: молитва, выраженная в звуках
Марина Шабалова (Информационный отдел Хабаровской епархии)02.04.2012
1 апреля 2012 года в Хабаровском Краевом музыкальном театре была исполнена оратория митрополита Волоколамского Илариона «Страсти по Матфею». Тепло зал встретил новое по форме и глубоко традиционное по содержанию произведение для чтеца, солистов, хора и оркестра. Зрители слушали, затаив дыхание, и с последней композицией «Смерть Твою, Господи, возвещаем» зал взорвался овациями. Интерес зрителей привлекла нетрадиционная для православия форма сочинения - оратория, которой автор придал характер православной литургической музыки, но с использованием струнного оркестра.
Как пишет митрополит Иларион: «Основная идея «Страстей по Матфею» заключается в том, чтобы перенести атмосферу православного богослужения Страстной седмицы на сцену концертного зала. В основу произведения положено повествование из Евангелия по Матфею, посвященное страданиям и смерти Иисуса Христа. Фрагменты Евангелия чередуются с музыкальными номерами – речитативами, хорами, и ариями».
Масштабное музыкальное произведение подготовил к исполнению художественный руководитель Дальневосточного академического симфонического оркестра, главный дирижер Илья Дербилов. Произведение исполнили Сводный хор Хабаровской епархии под руководством хормейстера А.Зайцевой и Дальневосточный симфонический оркестр. Солисты из Москвы: Валентина Гофер, Иван Беседин, Анастасия Белукова, Василий Гурылев стали настоящим украшением произведения.
С первых аккордов зритель погружается в атмосферу тайны. Драматизм трагических событий достигает кульминации в «Сошествии во ад» и разрешается заключительными светлыми мелодиями, напоминающими о неминуемом после погребения Воскресении.
Митрополит Хабаровский и Приамурский Игнатий, посетивший концерт, назвал ораторию молитвой, переложенной на иной язык, помогающей созерцать Господа в душе своей и слышать Его в сердце своем.
Современники пишут об оратории, как о живой проповеди Слова Божьего, возможности донести в доступной классической форме историю нашего спасения:
«Впервые в истории музыкальной традиции произведение такого масштаба написано на канонический текст Евангелия от Матфея и богослужебные тексты Православной Церкви. Оратория наполнена интонациями русского церковных песнопений, но также впитала в себя стилистику и приемы европейской барочной музыки. «Страдания» потрясают не описанием физических мук, а внутренним состоянием, душевным напряжением, духовным смыслом».
«С полной ясностью понимаешь, что это не просто музыкальное произведение, полное страстей, борений, всевозможных концертных эффектов, нет, в первую очередь, это — молитва, выраженная в звуках. Поэтому творчество епископа Илариона невозможно отнести лишь к категории композиторской: скорее, это духовное делание, обращение к Господу, проповедь Слова Божьего».
«Музыка, написанная митрополитом Иларионом, осталась прежней – не отпускающей, тревожащей, звучащей долго после слушания в самом сердце… Вечное Слово гармонично переплетается с музыкальной тканью произведения, заставляя слушателя полнее и ярче представить себе то, что было в Иерусалиме и окрестностях более двух тысяч лет назад: Тайную вечерю, суд над Спасителем, Его Распятие, Погребение и – Воскресение. Представить Жизнь, Которая – избавление от смерти, радость и ликование, огромная надежда и счастье…».