Татьяна Склярова: «Воспитание ребенка – это Царский путь, который нужно пройти с достоинством»
Марина Шабалова (Информационный отдел Хабаровской епархии).18.05.2012
В рамках Кирилло-Мефодиевских чтений в Хабаровской духовной семинарии прошли встречи с одним из ведущих ученых страны в области педагогики и психологии Т.В Скляровой.
Область профессиональных интересов Татьяны Владимировны лежит в сфере, где традиции православного уклада могут быть применимы в воспитании детей, в подготовке педагогов, психологов, социальных работников.
Склярова Т.В - заведующая кафедрой социальной педагогики Православного Свято-Тихоновского Гуманитарного Университета, доктор педагогических наук, член Синодальных отделов по образованию, социальному служению и благотворительности, куратор общероссийской олимпиады школьников по Основам Православной Культуры. Автор ряда учебников для вузов по социальной педагогике и возрастной психологии.
В рамках Кирилло-Мефодиевских чтений Т.В.Склярова, в числе прочего, прочитала лекцию «Теория и методика преподавания Основ православной культуры в современной школе», приняла участие в пресс-конференции, посвященной духовно-нравственному воспитанию. Живой отклик у родителей и педагогов произвела беседа с Татьяной Владимировной на тему «Царский путь в воспитании детей: как пройти с ребенком между «все запрещено» и «все дозволено».
«Царский путь – это путь золотой середины, который нужно пройти с достоинством, избегая крайностей, поэтому он и называется «царским». Царский путь в воспитании детей, это, с одной стороны отсутствие тотального контроля и подчинения воли ребенка своим установкам: это путь ломает личность, не дает ей творчески развиться, искореняет индивидуальность. С другой стороны - вседозволенность, когда у ребенка нет четких ориентиров, что делать можно, а что нельзя», - говорит Татьяна Владимировна. - «Ошибочно мнение, что маленький ребенок ничего не понимает и заниматься его воспитанием нужно только после определенного возраста. Как рассказала Татьяна Владимировна: «Первые волевые произволения в три года у ребенка уже есть, и он начинает пробовать ресурс своего воздействия. Если взрослые идут на поводу и дают все, что он требует, то развивается вседозволенность и ребенок начинает страдать от этого, потому что ему, как растущей личности, необходимы определенные подпорки и границы. Воспитание – это интересный и глубоко творческий процесс. Богатейшие качества психики человека закладываются в раннем детстве. И задача родителей в том, чтобы создать для ребенка свободную развивающую среду, быть архитектором той среды, в которой находится ребенок».
На встрече так же обсуждались проблемы возрастной психологии, методы воспитания и способы взаимодействия с ребенком. Важная тема вызвала множество вопросов об ошибках воспитания, лидерстве в детской среде, системе оценок и мотивации к учебе, послушании и ювенальной юстиции.
На вопрос, как противостоять соблазнам окружающего мира, последовал вполне определенный ответ: «Задача родителей в том, чтобы работать на опережение, формировать у ребенка тот запрос и тот интерес, который будет его созидать. Привлекать его к интересным видам деятельности, знакомить с яркими личностями, ставить перед ним задачи на развитие. Одна из основных проблем это когда родители не задают ребенку жизненной перспективы, не обсуждают то, как мы будем расти, чем заниматься, чем сможем ближнему послужить».
После встречи с интересным, искренне верующим человеком, обладающим глубокими знаниями в области психологии, педагогики и христианской антропологии, думается, что слушатели не раз воспользуются ее ценными советами, а так же обратятся к многочисленным публикациям Татьяны Владимировны за дополнительными сведениями.