Святочные гадания, или Письмо в редакцию
17.01.2012
В эти праздничные дни после Рождества Христова многочисленные печатные издания, а так же теле- и радиопередачи посвящены Святкам, а именно, "традиции святочного гадания". На наших глазах происходит подмена понятий, взаимоисключающих друг друга: святки и гадания, -святость этих дней и вечеров сейчас нарушается призывами к обычаям языческих празднеств. Двенадцать дней после праздника Рождества Христова называют святками, то есть святыми днями, так как эти двенадцать дней освящены великими событиями Рождества Христова. Предлагаем вашему вниманию статью из блога Свято-Никольского прихода г. Вяземский.
Здравствуйте, уважаемая редакция.
С горечью прочитал в вашей газете статью про святочные гадания «Святки – две недели зимних праздников». (http://vzm-vesti.ru/news/2012-01-12/1330/) Как священник, считаю своим долгом отреагировать на эту статью и дать ей оценку с точки зрения Православной церкви. Особенно меня к этому побуждает напечатанная в этом же номере статья «Наивысшая форма человечности»(http://vzm-vesti.ru/news/2012-01-12/1334/), в которой вы рассуждаете о падении нравственности. Очень рад, что ваша газета уделяет особенное внимание письмам и просьбам простых читателей, для которых вы являетесь зачастую «последней инстанцией». Это даёт мне надежду на то, что моё письмо также будет услышано. На публикацию я не рассчитываю. Хотя было бы неплохо каким-то образом загладить эффект от статьи.
Что можно сказать о человеке, к которому обращена статья про святочные гадания? Раз речь идёт о святках, Рождестве Христовом и Крещении Господнем, то, очевидно, написана она для православного христианина, а, значит, для человека чтущего особый нравственный закон – Закон Божий. Но тогда при чём здесь гадание, когда Библия говорит: «Не должен находиться у тебя прорицатель, гадатель, ворожея, чародей, вызывающий духов, волшебник и вопрошающий мертвых; ибо мерзок пред Господом всякий, делающий это» (Книга Второзакония 18:10-12)? А Православная церковь дополняет: «Предающиеся волшебникам, или другим подобным, дабы узнати от них, что восхотят им открыти, да подлежат правилу шестилетней епитимии. Той же епитимии надлежит подвергати и тех, которые, соединяя обман с безумием, произносят гадания о счастии и о судьбе, равно и делателей предохранительных талисманов, и колдунов. Закосневающих же в сем, и не отвергающихся и не убегающих от таковых пагубных и языческих вымыслов, определяем совсем извергати из церкви» (61-ое правило 6-го Вселенского собора)?
Нарушение духовного закона никогда не проходит бесследно. Как и в физическом законе – если кто-нибудь попытается преградить путь движущемуся локомотиву, то он не сможет уже оправдаться незнанием законов физики. Закон же Божий много сложнее – он действует невидимо, и потому нам самим невозможно определить, что явилось причиной той или иной беды в нашей жизни. Но на то он и закон, чтобы через соблюдение его ограждать нас и наших близких от негативных последствий. Стоит ли теперь говорить, откуда в жизни людей столько проблем и скорбей, и почему Бог не помогает?
Статьи подобного рода бросают тень на Православную церковь и делают её посмешищем в глазах её недоброжелателей. Отсюда возникает и недоверие к Церкви среди людей здравомыслящих. Ваша газета заслуженно пользуется доверием в районе. Так каким массовым соблазном может стать эта публикация? Кто-то начнёт портить свою жизнь через суеверия и гадания, а кто-то перестанет доверять Церкви. Я нисколько не сомневаюсь, что эта статья появилась в газете безо всякого злого умысла, а только лишь по неведению. Поэтому и прошу вас быть более осторожными в выборе материалов для публикации.
Прошу вас не относиться так простодушно к тому суррогату язычества, подаваемых сегодня под видом Православия, беречь и себя от суеверий и изучать закон жизни – Закон Божий. Ведь, призывая людей к совести, мы сами должны быть уверены, что наша совесть перед Богом чиста.