Свято-Никольский храм города Вяземского
Селиванов Дионисий15.06.2009
Город Вяземский расположен в 130 км от Хабаровска. Впрочем, город – это громко сказано. Население Вяземского составляет около пятнадцати тысяч человек. Основную массу строений составляют частные домики, особенно на той стороне, что расположена с западной стороны от железной дороги, а дома в центре города не выше пяти этажей. Самым высоким зданием является новый семиэтажный корпус районной больницы. Назван город в честь главного строителя Транссибирской магистрали инженера О. П. Вяземского. Его бюст и встречает приезжающих сюда по железной дороге.
Выйдя с вокзала станции Вяземская на площадь, можно заметить вдали купол с крестом. Пройдя еще немного, мы подходим к вытянутому бело-голубому деревянному зданию Свято-Никольского храма. За невысоким забором растут молодые елочки. Над входом нас встречает образ небесного покровителя храма - святителя Николая, архиепископа Мир Ликийских, Чудотворца.
Храм в Вяземском – ровесник Христорождественского собора города Хабаровска. Строительство велось с 1899 по 1901 год по инициативе и на средства фонда императора Александра III, специально созданного для поддержки церковного и школьного строительства вдоль Сибирской железной дороги. До революции храм имел два придела: в честь святителя Николая и преподобной Марии Египетской, почему назывался Николо-Мариинским. Здесь окормлялись первые поселенцы вдоль строящейся железной дороги – жители станции Вяземской и окрестных сел. Как и Христорождественский собор, храм совмещал в себе церковь и школу. Закрыт храм был в 1923 году, в следующем году здание передали под школу рабочей молодежи, а затем под клуб железнодорожников. Вновь храм открылся в 1991 году.
После революции здание неоднократно перестраивалось, к нему было добавлено две пристройки, и поэтому все хозяйственные помещения, трапезная, воскресная школа и даже гараж находятся под одной крышей. Настоятель отец Всеволод иногда в шутку жалуется: «Храм большой, а приход маленький». Долгое время основное помещение храма было актовым залом, поэтому пол здесь имел довольно большой наклон в сторону солеи, а сама солея возвышалась на добрых полтора метра. Недавно здесь был произведен ремонт, пол был выровнен, а солея стала несколько ниже.
Так это или нет, но Божья помощь в жизни храма чувствуется явно. Действительно чудо, что храму удалось сохраниться до самого возрождения религиозной жизни, в то время, как храмовые здания в соседних населенных пунктах не сохранились. Постепенно здесь появилось все, что должно быть в настоящем храме: паникадило, росписи на потолке. Есть здесь и свои святыни. Это иконы Оптинских старцев, блаженной Матроны Московской и преподобного Зосимы Владимирского с частицами мощей, к которым может приложиться любой желающий. А в алтаре находится небольшая икона с частицей мощей святителя Игнатия Брянчанинова – любимого святого настоятеля прихода отца Всеволода.
На аналое при входе в храм находится довольно большая икона Божией Матери «Казанская». С этой иконой каждый год прихожане и присоединяющиеся к ним гости из других населенных пунктов проходят крестным ходом по селам Вяземского района, большинство из которых расположено вдоль границы с Китаем. И, конечно же, есть в храме несколько икон небесного покровителя прихода, святителя Николая. Особенно впечатляет барельефное изображение «Николы Можайского» с мечом в одной руке и храмом в другой.
Иерей Всеволод Тютюнников возглавляет приход с 2002 года. Отец Всеволод очень любит порядок. Если клирос, по мнению батюшки, запаздывает или слишком медленно поет, отец Всеволод может выйти и, не стесняясь «показать, как надо петь», а не слишком расторопного пономаря может одним взглядом заставить покраснеть под цвет пасхального облачения. Второй священник, отец Алексий Селезнев всегда спокойный, с каждым прихожанином разговаривает очень тихо, как будто боится обидеть. Не каждому сельскому приходу везет иметь сразу двух священников, но здесь случай особый: на их плечах кроме Вяземского лежат еще приходы в селах Лермонтовка, Дормидонтовка, Капитоновка, Шереметьево.
Здесь, как и во многих других приходах, основная тяжесть ложится на женские плечи. Мужских рук, как и везде не хватает. Самую большую тяжесть несет староста прихода Галина Кирилловна. Она уже не молода, но ее энергии можно только позавидовать. Нет на приходе дела, которое бы оставалось без ее участия.
Несмотря на то, что основную массу прихожан составляют люди преклонного возраста, молодежь в храме тоже есть. Есть несколько семей, где в храм ходит уже третье поколение.
При храме действует воскресная школа. Правда, ходят туда как в большинстве воскресных школ, в основном девочки. Но, тем не менее, учеба идет, и ученики воскресной школы нередко выступают с концертами перед жителями Вяземского и окрестных сел.
С самого открытия храма устраиваются здесь обеды для неимущих. В тяжелые времена они собирались у храма десятками. Сейчас их стало меньше, но приходят все равно. Некоторые предлагают помощь, например, в рубке дров, но таких не много. В последнее время на дверях висит надпись: «Лицам в состоянии алкогольного опьянения и запахом перегара обед не выдается».
Одно из самых важных мероприятий на приходе – крестный ход по району. Проводится он уже более пяти лет, и участвуют в нем не только жители Вяземского и окрестных сел, но и хабаровчане и жители более отдаленных населенных пунктов. Кое-кто специально берет отпуск, чтобы пройти вдоль границы нашей Родины с Китаем, ведь большинство сел, которые проходят участники крестного хода находятся на берегу реки Уссури, по которой проходит граница.
Во время крестного хода на приходе появляются новые заботы. Нужно успеть приготовить еду для крестоходцев, собрать рюкзаки в дорогу, погрузить это все в машины. И это притом, что, конечно же, большая часть тех, кто работает в храме, отправляется в крестный ход, и работа сваливается на плечи двух-трех женщин, которым порой приходится спать всего несколько часов в день.
Немного не по себе становится человеку, привыкшему к великолепным храмам краевой столицы, попасть в сельский храм с печным отоплением, где всё - иконы, утварь, облачение - собиралось из разных мест «всем миром», где хор состоит из уже не молодых женщин, не имеющих консерваторского образования, где на заднем дворе на бельевых веревках сушатся подризники и лают собаки, вторя колоколам. Впрочем, и колокола здесь - просто металлические трубы разной длины, по которым пономари бьют молотками. Однако почему-то среди этого нестройного пения, среди выцветших икон иногда начинаешь, как в свое время послы князя Владимира, ощущать себя то ли на небе, то ли на земле. Возможно, это происходит потому, что здесь сохранилось то, что отличало христианство еще в первые века, когда Церковь была гонима, и не было возможности строить величественные храмы с золотыми куполами – дух общины, когда всё было просто, и все жили единым духом.
Автор : Селиванов Дионисий, студент Хабаровской духовной семинарии.