Ставка на электронные книги станет ошибкой наших современников
Еланцева Ольга05.05.2010
В этом году в очередной раз в рамках Дальневосточных образовательных чтений пройдет работа секции "Информационно-библиотечное обеспечение духовно-просветительской работы". Накануне Образовательного форума корр. РИА PrimaMedia встретился с неизменным руководителем этой секции, первым заместителем директора Института научной информации Фундаментальной библиотеки ДВГУ Ольгой Павловной Еланцевой.
— Ольга Павловна, расскажите, пожалуйста, в чем заключается суть работы вашей секции и какова ее актуальность, по чьей инициативе такая секция вообще появилась?
— Библиотека ДВГУ начала работать с Владивостокской епархией в контексте организации чтений практически сразу же с момента их основания.
Сначала мы организовывали различные выставки, позже по инициативе руководства университета и нашей библиотеки появилась отдельная секция по библиотечному делу. И мысль тут была проста: если ректор университета поддерживает образовательные чтения, то и библиотека обязательно должна поддерживать это мероприятие. Возникает вопрос: "как?". Достаточно просто — через тот ресурс, который уже имеется в библиотеке. Мы библиотека зональная, у нас имеется связь со всеми вузовскими библиотеками. Опираясь на наши ресурсы и на ресурсы других библиотек, мы можем предоставить огромное количество литературы, нужной участникам чтений. В течение многих лет мы принимали обязательное участие в региональных конференциях, выезжали на территории Приморского края. Там мы организовывали выставки, работники библиотеки выступали с докладами. Вот я, например, много раз выступала с докладом "Боль нашего времени — проблемы чтения в современной России".
— Секция называется "Информационно-библиотечное обеспечение духовно-просветительской работы". Чем тут именно библиотека может помочь?
— Мы, работники библиотеки, прежде всего, должны предоставить педагогам все, что у нас есть по данной проблематике. Мы можем предоставить педагогу огромное количество нужной информации.
В прошлом году, каждая библиотека ДВГУ получила книгу архиепископа Владивостокского и Приморского Вениамина "Священная библейская история" с условием, что работники проведут презентацию этих книг в каждой вузовской библиотеке. Кроме этих книг, мы использовали книги, посвященные 40-летию подвига на о. Даманском. То есть в прошлом году наша секция прошла в форме презентаций. Я считаю, что это очень действенно. Еще одна форма библиотечной работы – выставка-презентация.
— Как в ходе презентации приняла общественность книгу владыки Вениамина?
— Реакция примерно одна: все просят ее себе, причем не почитать, а в домашнюю библиотеку. Читатели сразу же уловили, что это та книга, которую лучше иметь дома…
— Ольга Павловна, я не раз слышал ваш доклад. В нем вы приводили цифры ужасающей статистики: 40 % населения не читает книг, а 80 % населения не читает газет и журналов, 34 % семей не имеют у себя дома книг вообще…
— Да, это, к сожалению, так. В последние 10-15 лет в нашей стране резко снизился интерес к книге и чтению. Сегодня Россия по грамотности и уровню чтения занимает 27 место среди 32 развитых стран мира. Резко сокращается число издаваемых газет, журналов, книг. Очень страшно то, что абсолютное число российских семей сегодня не имеют домашних библиотек. Лишь у немногих семей, менее 40 % есть дома до 100 книг. И, как вы понимаете, художественных книг в библиотеках лишь единицы, остальное – женские романы, детективы и прочее.
— О чем говорят эти цифры?
— О большом кризисе, который настал в обществе. Переломная эпоха привела к тому, что усилилась эксплуатация человека, и у родителей не было времени воспитывать детей. Вместо того, чтобы детям читать книжку, сегодня молодые мамы и папы просто садят их за компьютер. А у подростков, выросших на компьютерных мультиках, уже никогда не будет сформировано потребности к книгам.
— В Америке проблема культуры чтения и проблема "не чтения" приравнены к проблемам национальной безопасности. А как у нас?
— Значимость данной проблемы понимают не только в Америке, но и во многих других странах, например, в Великобритании, Финляндии, Швеции. Эти страны тоже столкнулись с проблемой отсутствия привычки читать у населения. И сразу же придали этой проблеме статус государственной. Для ее решения были подготовлены специальные педагоги по чтению, которые приходят к школьникам и студентам и учат их читать. Кстати, этих учителей по чтению готовят в течение 6 лет!
У нас же на государственный уровень эта проблема не поставлена. Ее пытаются решить общественные организации, но не государство. Государственного интереса к ней нет.
— И в результате сегодня среднестатистический выпускник школы не умеет читать…
— Читать-то он умеет, но вот трудности с восприятием текстовой информации испытывает существенные. Ведь именно книга и печатный текст способствуют развитию мышления.
— Не пора ли учителям и работникам библиотек бить тревогу?
— Мы-то бьем тревогу уже давно, но власти наши пока не осознают всю важность проблемы. Все наши мероприятия, направленные на привлечение читательской аудитории, эффективны, бесспорно, но они охватывают малый круг населения.
Еще очень интересен опыт Финляндии. Там не принято иметь дома персональный компьютер. И поэтому у молодежи там не формируется компьютерной зависимости.
— Ольга Павловна, не считаете ли вы, что корень этой проблемы уходит к школьным учителям, которые просто не хотят обучать детей?
— Виноваты и родители, и учителя, у которых, к сожалению, сегодня нет никакой заинтересованности в обучении детей чтению. Работу по чтению надо формировать и выстраивать, начиная с детского сада, с дома. А еще, что очень страшно, сегодня уже выросло новое поколение родителей, которое и не читает само и не развивает навыков чтения у своих детей. И при этом детей никто не обучает работать с экранными текстами.
— А есть какие-то специальные методики такой работы?
— По сути дела нет. Повторю, что компьютерный текст очень сложен для восприятия. А в традиционной книге важен не только текст, но и иллюстрации, бумага, шрифт — все это важно для того, чтобы не формировало агрессии и не вызывало отторжения. У меня даже студенты отметили, что экранный текст — мертвый, с ним крайне сложно работать.
— В таких условиях, какова сегодня роль библиотек? Применяет ли библиотека какие-либо новые формы работы с молодежью?
— В этот год, год 65-летия победы в Великой Отечественной войне, в зале редкой книги, мы поставили выставку, посвященную Отечественной войне. Там мы выставили книги, изданные в годы войны. Мне была крайне интересна реакция молодежи: приходили, открывали книги, смотрели и закрывали. Уже выросло "не читающее" поколение. Что может сделать библиотека в этих условиях? Попытаться наполнить читальные залы. Тут нужно затрагивать преподавателей. Инициатива посещения библиотек должна исходить именно от преподавательского состава университета.
Но еще страшно и то, что самих преподавателей также в библиотеки не затащить, как следствие упало и качество образования. Вот и получается замкнутый круг.
По поводу новых форм работы. На сегодняшний день из информационного пространства университета есть выход в интернет и на любые другие ресурсы. Информационное пространство утратило свои границы и конечно это сказалось на формах нашей работы. Сейчас читателю не обязательно к нам приходить, он может прийти к нам зарегистрироваться и через интернет получать нужные ресурсы. Теперь мы чаще общаемся с читателями по интернету, появилась такая интересная форма деятельности как сайт библиотеки.
— Как же правильно формировать у детей любовь к чтению? В каком возрасте?
— Все это индивидуально. К примеру на меня лично сильно эффект производило семейное чтение, когда мы садились все в круг за стол и читали, с комментариями, вопросами, ответами. Семейное чтение ушло у нас совершенно и взамен его ничего еще не пришло.
Родителям могу посоветовать - всегда внимательно следить за детьми. Даже если он смотрит мультфильм, надо сначала взрослым обязательно оценить, как этот мультфильм озвучен: есть ли агрессия в словах, сколько любви в этом тексте.
— В связи с проблемой непопулярности чтения и книг, какие вы можете дать прогнозы на ближайшее будущее?
— У меня есть большая обеспокоенность, что в нашей стране будет сделана 100-процентная ставка на электронные ресурсы. Это будет самая большая ошибка наших современников. Помимо всех приоритетов книги, которые я уже перечислила в нашей беседе, всегда надо помнить, что сохранность электронных ресурсов намного меньше чем книги: обычно от 5 до 15 лет. Наступит момент, когда электронные ресурсы надо будет приобретать заново.
Источник: РИА PrimaMedia.