Сретение Господне: "Не старец Меня держит, но Я держу его"
Иерей Виктор Дунаев17.02.2012
Удивительный мотив в службе Сретения: Творец Закона исполняет Закон, писанный Им, Законодатель повинуется Своему Закону, открывая то, на что неясно указывала тень Закона.
Стихира на литии Великой вечерни (по церконо-славянски):
Днесь древле Моисею в Синаи закон подавый законным повинуется велением, нас ради, яко Милосерд, по нам быв. Ныне Чистый Бог яко Отроча Свято, ложесна разверз чистыя, Себе Самому яко Бог приносится, законныя клятвы свобождая и просвещая души наша.
Стихира на литии Великой вечерни (по русски):
В древности Закон Моисею на Синае Преподавшийв сей день Сам предписаниям Закона повинуется, нас ради по милосердию став подобным нам. Ныне чистый Бог, как Дитя Святое, разверзшее пречистую утробу, Самому Себе, как Бог, приносится, освобождая от проклятия Закона и просвещая души наши.
Эта тема, так или иначе, проходит сквозь всё богослужение. Ветхозаветные чтения на всенощном бдении напоминают нам, что за Закон имеется ввиду:
Сказал Господь Моисею в тот день, когда вывел Он сынов Израилевых из земли Египетской, говоря: освяти Мне все первородное, перворожденное, разверзающего всякую материнскую утробу между сынами Израилевыми, от человека до скота… Соблюдайте Закон сей… Если же спросит тебя после того сын твой, говоря: «Что это?», то ты скажешь ему, что рукою крепкою вывел нас Господь из земли Египетской, из дома рабства. Когда же фараон ожесточился, не желая отпустить нас, умертвил Господь все первородное в земле Египетской, от первенцев человеческих до первенцев из скота, – потому я приношу в жертву Господу всё, разверзающее материнскую утробу, мужского пола, а всякого первенца из сынов моих выкупаю… Я взял их и освятил их Себе вместо первенцев Египетских в день, когда Я поразил все первородное в земле Египетской от человека до скота – сказал Господь Всевышний, Святой Израилев. (составное чтение: Исх.12-13, Лев.12 и Числ.8)
Есть удивительная заповедь в Законе Божием, которую, к сожалению, в наше время так не любят вспоминать как нечто скверное: «око за око, зуб за зуб» (Исх. 21:24, Лев. 24:20, Втор. 19:21). А ведь это Божия заповедь! Заповедь, говорящая о расплате за всякий грех. Украл? Вернёшь. Покалечил? Покалечишься. Убил? Умрёшь. Закон этот непреложен и действует вне зависимости от того, согласен ли с ним согрешивший. Если ему подчиняется Сам Бог, может ли что возразить человек?
Спасение Израиля стоило Египту потери всех первенцев. Кто понесёт возмездие в этом случае? Египет сам виноват в этом? Несомненно. Поэтому плата за смерть приносится не Египту, а Тому, Кто дал жизнь египетским первенцам, Тому, у Кого они и были отняты – Богу. И Израиль должен Богу и отдать своих первенцев. Но смерть необратима – не вернуть всех тех, кто умер. Замкнутый круг! Проклятие Закона! Нужны ли Богу такие жертвы? Нет!
И только та жертва приятна Богу, что способна разорвать этот круг смерти и обратить необратимое – вернуть к жизни всех умерших. Именно эта Жертва в сей день и приносится. Встречайте!