Хабаровск православный Журнал Смерть – всего лишь сон, за которым последует пробуждение в жизнь вечную

Смерть – всего лишь сон, за которым последует пробуждение в жизнь вечную

Игумен Ефрем (Просянок)

21.08.2009

Продолжается двухнедельный Успенский пост, который готовит христианина к встрече великого праздника Успения Пресвятой Богородицы. Слово «Успение» – славянское, оно означает: засыпание, сон. В этот праздник воспоминается завершение земной жизни Преблагословенной Девы Марии. После вознесения Христа на небо Она, как известно из Евангелия, жила под попечением апостола Иоанна, ибо он стал нареченным Ее сыном, а Она ему нареченною матерью. О самом событии Успения Богоматери Библия ничего не говорит, но о нем известно из церковного предания, которое отражено, в том числе в богослужебных текстах данного дня и иконе праздника. День Ее кончины был Ей открыт от Бога. Она готовилась к нему. К этому дню чудесным образом были собраны апостолы, которые уже давно разошлись по земле, проповедуя Евангелие.

Итак, на предстоящей неделе, 28 августа, во всех православных церквах будет прославляться славное Успение Преблагословенной Девы Марии. Интересно, что окончание Ее земного пути никак нельзя назвать смертью. Смерть физическая, телесная – это отделение души от тела, а смерть духовная – это отделение души от Бога, совершаемое грехами. Но Богоматерь, живя чисто, не отделялась от Божества, потому и кончина Ее называется успением, и является праздником, хотя и не без скорби. Этот праздник – духовное ликование и торжество. Смерть Богоматери не заключает в себе ничего страшного и безотрадного для ума и сердца христианина; напротив, отшествие Пресвятой Девы убеждает христианина в том, что и для него смерть должна быть предметом не страха и отчаяния, а величайшей радости и светлейшей надежды, ибо она есть всего лишь сон – более или менее продолжительный, за которым последует радостное пробуждение в новом прославленном теле для вечно блаженной жизни.

Что же такое смерть? Верующий узнает о смерти то, что она есть сон. Эту тайну Христос впервые открыл Своим апостолам, когда сказал им о смерти Лазаря: «Друг наш уснул». Его ученики подумали, что Господь говорил об обычном сне, а Христос назвал СМЕРТЬ сном. Обычно считают, что сон отличается от смерти тем, что он есть нечто временное, после сна всегда наступает пробуждение. И мы веруем, что после смерти и Воскресения Спасителя смерть преодолена и побеждена Им и нас всех ждет всеобщее воскресение. И поэтому в Евангелии сказано, что всякий живущий и верующий в Бога не умрет во веки.

Духовный возраст христианина измеряется его отношением к смерти: думает ли он о ней, боится, ждет ли ее. Если кто-то боится смерти, то должен помнить, что она не есть что-то естественное, присущее нашей природе, но лишь через грех в нас вошла смерть. Смерть тела есть не конец человеческой жизни, а лишь начало нового состояния человеческой личности, которая продолжает существовать отдельно от тела. Смерть, которая не была создана Богом, а была привнесена в творение грехом Адама в раю, - это самая удивительная форма, в какой человек встречается с падением своей природы. Судьба личности в вечности во многом зависит от того, как она относится к собственной смерти и готовится к ней.

Истинное христианское отношение к смерти заключает в себе элементы как страха, так и неуверенности, - именно тех эмоций, которые хочет упразднить оккультизм. Однако в христианском отношении нет ничего от низкого страха, который могут испытывать умирающие без надежды на вечную жизнь; христианин с умиротворенной совестью приближается к смерти спокойно и, по Божией милости, даже с определенной уверенностью.

Действительно, настоящее христианское отношение к смерти основано на осознании критической разницы между этой жизнью и грядущей. Митрополит Московский Макарий (Булгаков) подытожил библейское учение по этому вопросу так: «Смерть есть предел, которым ограничивается время подвигов для человека и начинается время воздаяния, так что по смерти невозможно ни покаяние, ни исправление жизни». Поэтому-то смерть и есть именно та реальность, которая пробуждает в человеке сознание различия между этим миром и миром грядущим, вдохновляет на жизнь, исполненную покаяния и очищения, пока у нас есть драгоценное время. Место памятования смерти в христианской жизни можно видеть из учебника христианского подвига, «Лествицы» прп. Иоанна Лествичника. Он пишет: «Как хлеб нужнее всякой другой пищи, так и помышление о смерти нужнее всяких других деланий... Невозможное для человека дело, чтобы настоящий день провели мы благочестиво, если не думаем, что это последний день нашей жизни» И Священное Писание хорошо говорит: «Во всех делах твоих помни о конце твоем, и вовек не согрешишь».

Преподобный Варсанофий Великий советовал брату: «Да укрепляет помыслы твои памятование смерти, час которой не известен никому. Потщимся же творить добро до исхода нашего из сей жизни, – призывает нас святой, – чтобы не оказаться нам неготовыми и не остаться вне чертога брачного, ибо мы не знаем, в какой день будем призваны».

Многое напоминает нам о неизбежности смерти, но личное нерадение каждого о своей душе притупляет это памятование. Мы окружены в настоящее время многими святынями, этими маяками вечности, но всегда ли стремимся побудить себя к чистоте и правильности поступков?

Давайте еще немного поговорим о смерти. Для мира, который не верит в вечность естественного союза души и тела, не верит в воскрешение мертвых, смерть – это сплошной ужас: жил человек и вдруг пропадает. Человек умирает, и тело его подвергается тлению. И вот, чтобы скрасить это тление, его окружают и маскируют речами, музыкой, торжественными процессиями. А всем этим можно только приукрасить, но не преодолеть ужас смерти. По-настоящему преодолеть его может только тот, кто знает, что смерть тела есть исполнение Господнего повеления: «земля еси, и в землю отыдеши» (Быт. 3, 19). Это закон, которому подчиняется все живое до дня всеобщего воскресения.

Святой апостол Павел говорил при жизни, что он имеет желание разрешиться от тела и быть со Христом. Согласитесь, что осмелиться сказать такое может только тот, кто имеет трезвый христианский взгляд на жизнь. Только тот, кто вел христианскую жизнь подвига, покаяния и оплакивания своих грехов, может сказать со св. Амвросием Медиоланским: «Глупцы боятся смерти как величайшего зла, а мудрые ищут ее как упокоения после трудов и как конца бед».

В этом и сила Православия – единственно правильного учения о Боге – оно не является некоей философией, но оно есть опыт тысяч людей, пожелавших встречи с Богом, потрудившихся для этого и получивших успешный венец своим трудам. Как несчастны те, якобы верующие люди, которые опыт святых отрицают. Мы же, почитая их память, стараемся приобщиться к многовековому опыту духовной жизни, а он совершенно избавляет нас от смерти.

Достойным почитанием предстоящего праздника Успения с нашей стороны будет достойное приготовление себя к смерти, а для этого необходимо стараться по мере своих сил побеждать живущий в нас грех или порок, как ее причину. Если мы, подобно Пречистой Деве Марии, свою жизнь проведем богоугодно, в хранении заповедей Божиих, покаянии о своих грехах, в чистоте духа и тела, то день нашего расставания с временной жизнью на земле будет тоже успением – лишь временным засыпанием для вечной и поистине блаженной жизни! Ради этого стоит жить чисто!

Из вводного слова ведущего к православной передаче «Благовест» на «Первом краевом телевидении». 22 августа 2009г.

Источник иллюстрации: www.gimn.su

 


Церковь, Богословие