Слово архиепископа Хабаровского и Приамурского Марка на Дальневосточном Общественном Форуме «Россия, вперед!»
11.03.2010
Уважаемый Виктор Иванович и Вячеслав Иванович!
Дорогие жители Хабаровского края и все высокое собрание!
Несомненно, любая сфера человеческой жизни имеет нравственное измерение. В течение последних лет Русская Православная Церковь была одним из инициаторов дискуссии о значении нравственных ценностей в жизни нашего сообщества.
Вообще говоря, этика – это очень практическая вещь. От нее зависит не только благоприятный психологический климат в разных жизненных сферах. Это хорошо осознавали наши предки, которые высоко держали планку порядочности в деловых отношениях. Ничто не ценилось так, как сказанное слово, данное обещание. И, несомненно, успех возрождения, укрепления и развития страны сегодня возможен только при условии сохранения и приумножения духовного наследия нашего народа, укрепления основ общественной жизни.
О необходимости преображения страны первой заговорила Церковь в рамках Всемирного русского народного собора. Сам этот термин, исходящий из уст священнослужителей, воспринимался как несколько пугающий, но тогда подчеркивалось, что преображение в нашем понимании – это не только экономическая реформа, не только технологическое переоснащение российской экономики, не только современная инфраструктура – это, в первую очередь, построение новой системы отношений между людьми, в том числе и в бизнесе, в промышленности, в образовании, в науке, которая бы основывалась на нашем нравственном национальном фундаменте.
Однако рациональный менеджмент и рациональная организация жизни, технократический подход к решению проблем совсем не означает успешности реформ и достижения высокого качества человеческой жизни. С христианской точки зрения изменения должны осуществляться на основе фундаментальных нравственных ценностей, а также с учетом традиций и менталитета народа. Только тогда она будет успешной.
Хорошо известно, что реформы, которые осуществлялись в России: будь то реформы Петра, или реформы, связанные с октябрьской революцией, или реформы 1990-х годов – усваивались народом только в той мере, в какой они совпадали с его системой фундаментальных ценностей. Все то, что шло вопреки этим ценностям, отторгалось.
Мы постоянно говорим о человеческом факторе. Последнее время уже страшно становится от огромного количества техногенных катастроф. И анализ всех этих катастроф приводит нас к человеческому фактору, а человеческий фактор – это, в первую очередь, внутреннее состояние человека. Невозможно из-под палки заставить человека работать, выполнять должностные инструкции, тем более невозможно заставить человека честно относиться к труду.
Общая задача и Церкви и государства заключается в том, чтобы помочь нашим людям в полной мере раскрыть свой творческий и нравственный потенциал, получить необходимое образование и трудовые навыки. И здесь очень большую роль играет мотивация. Помимо желания заработать у людей должно быть еще уважение к труду как феномену социальной жизни, без которого не состоится человеческое общество.
Преодоление таких аморальных и общественно опасных явлений как монополизм и коррупция, развитие условий для справедливой, разумной конкуренции и тем самым облегчение доступа людей к организации собственного дела – категория не только экономическая, но и нравственная.
Наконец, такие нравственные категории как единство и солидарность также имеют огромное значение. Общество, теряющее единство, не способно существовать.
С христианской точки зрения солидарность – это способность разделить с другим бремя его забот и проблем, его болезни и скорби. Солидарность – это система взаимной поддержки. Кстати, чем солидарнее сообщества людей, чем солидарнее корпорации, тем они эффективнее, тем они конкурентоспособнее в условиях рынка – это аксиома. Так же, как и в политике: чем сильнее объединено сообщество, тем больше у него возможностей взять и удерживать власть. Отсутствие единства разрушает системы, лишает их эффективности. Чем выше уровень единства и солидарности в обществе, тем сильнее общество – именно межнациональной, надклассовой солидарности. Мы не говорим о солидарности в марксистском понимании, которая на деле приводит к расслоению общества, потому что, заявляя о необходимости солидарности рабочего класса, идеологи марксизма противопоставляют рабочий класс крестьянству, интеллигенции и другим слоям общества. Мы говорим с церковной точки зрения об общенациональной солидарности, которая является силой, связывающей народ, обеспечивающей единство нации, ее целостность, ее жизнеспособность.
Мировой кризис показал, что если рост материального благосостояния и погоня за наживой ставятся во главу угла, а накопление материальных благ становится не средством, а самоцелью, то стабильное экономическое и социальное развитие исключено. И если, не решая этих главных, фундаментальных нравственных задач, которые выявил современный кризис, мы ограничимся тем, что будем подправлять экономику, реставрировать стены, наводить порядок на фасаде, мы от этих кризисов не избавимся. Они будут время от времени возникать, и всякий раз может быть еще на более опасном витке.
Грядут выборы. И от нас с вами зависит, какой будет наша с вами Родина, и каким путем пойдет Россия. Выборы подразумевают не только выбор той или иной личности или партии, но это нравственный выбор каждого из нас: кому доверить будущее – либо тем, кто ради достижения власти раздает обещания, или тем, кто на протяжении многих лет своим трудом и делами засвидетельствовал свою жизненную позицию.
Я понимаю власть как желание, готовность, способность и умение нести ответственность за предлагаемые и принимаемые решения.
Я надеюсь, что наше общество сделает свой правильный выбор.