Символическое значение и богослужебные особенности полиелея
Иерей Василий Писцов20.06.2010
Значение церковного богослужения в жизни каждого православного христианина чрезвычайно велико. Богослужение учит верующих, духовно воспитывает их, давая богатейшую духовную пищу, как для ума, так и для сердца.
Годичный круг нашего богослужения излагает в живых образах и поучениях почти всю библейскую историю, как ветхозаветную, так и новозаветную. В храме за богослужением раскрывается поражающее душу благоговением догматическое учение Церкви и преподаются очищающие и возвышающие сердце нравственные уроки подлинной христианской жизни. Живые образы и примеры Святых угодников Божиих, память которых прославляется святою Церковью ежедневно, являются примерами истинного благочестия.
Церковное богослужение представляет собою подлинное «училище благочестия». «Воистину храм есть земное небо», - говорит величайший пастырь святой о. Иоанн Кронштадтский, - «ибо где престол Божий, где таинства страшные совершаются, где ангелы служат с человеками, где непрестанное славословие Вседержителя, там истинно небо и небо небес»1. Кто внимательно слушает богослужение, кто сознательно участвует в нем своим умом и сердцем, тот не может не почувствовать всю силу призыва Церкви к святости, которая является идеалом христианской жизни.
Каждое богослужение Церкви развивается постепенно и однажды достигает времени, когда молитвенное и духовное напряжение всех предстоящих людей возрастает до самой высокой степени. Если во время божественной литургии таким моментом, без сомнения, является евхаристический канон и время преложения Святых Даров, то во время всенощного бдения – это время пения полиелея. Святые отцы Церкви и многие церковные писатели не раз обращали свое внимание к объяснению смысла как всенощного бдения в целом, так и полиелея, в частности. Это наиболее торжественный момент вечернего богослужения, которой требует того, чтобы всякий человек, стоящий в храме, ясно осознавал его смысл и глубокое символическое значение. Поэтому целью данного сочинения является стремление выяснить, каким образом построен полиелей, каковы его богослужебные особенности и каково его смысловое содержание.
Так как всенощное бдение отправляется пред великими праздниками, оно наполнено богослужебными текстами в честь праздника. «Действие всенощного бдения на подвижника», – пишет Свт. Игнатий Брянчининов, – «заключается в том, что проведший в молитве значительную часть ночи с должным благоговением и вниманием ощущает на следующий день особенную легкость, свежесть, чистоту ума, способность к богомыслию»2.
В литературе, посвященной богослужебному уставу Русской Православной Церкви, нет единого мнения о том, что входит в состав полиелея на всенощном бдении. Так, например, комментарий на всенощное бдение в книге «Всенощное бдение. Литургия» содержит следующее замечание: «Полиелей начинается пением хвалебных стихов из 134-го и 135-го псалмов: «Хвалите Имя Господне…» – и заканчивается чтением Евангелия»3. Протоиерей С. И. Красноцветов, отвечая на вопрос «в чем состоит полиелей?», включает в его состав все события службы от начала пения полиелейных псалмов до начала пения канона4. Е. Н. Никулина в книге «Литургика. Богослужебный Устав и гимнография» выделяет лишь две части полиелея: пение полиелейных псалмов и по великим праздникам пение величания5. Подобное мнение можно встретить и в книге архиепископа Вениамина (Краснопевкова) «Новая скрижаль»6.
Такой неоднородный состав мнений по вопросу о составе полиелея обуславливается тем, что его устав представляет собой литургическое творчество сравнительно позднего происхождения, следовательно, с течением времени происходило постепенное оформление его в процессе церковной богослужебной жизни.
Наиболее авторитетным мнением в вопросе о составе полиелея представляется взгляд известного профессора Киевской Духовной Академии, литургиста Михаила Скабаллановича. В своем «Толковом Типиконе» он относит окончание полиелея к пению ипакои. Относя пение степенных уже к другой отдельной части утрени.7
17 глава Типикона предписывает петь полиелей во все воскресения от отдания Воздвижения (22 сентября) до предпразднства Рождества Христова (20 декабря) и от отдания Богоявления (14 января) до Недели сырной.8 Исторические основания для таких сроков заключаются в том, что полиелей, занимая большое количество времени поется по преимуществу в осенние и зимние воскресенья, когда ночи длиннее и бдение приходится начинать раньше и оканчивать позже. Полиелей отменяется от 20 декабря до 14 января из-за скопления в этот период великих праздников, имеющих полиелей более торжественный, чем воскресный, отчего впечатление последнего ослаблялось бы. В Великий же пост полиелей отменяется из-за скорбности и покаянного содержания служб этого периода.
Значение слова «полиелей» лучше всего выясняет внутреннее смысловое содержание этого момента всенощного бдения. «Полиелей» происходит от двух сочетания греческих слов: «πολύς» - многий и «ε̉́λεος» - милость, или «ε̉λαία» - олива, маслина9. Таким образом, «слово это обозначает или многомилостивое, потому что во втором из этих псалмов много раз повторяется слово «милость»; или же намекает о большом количестве елея, потому что во время этих псалмов возжигаются везде по храму свечи и елей»10.
Полиелей начинают пением 134-го и 135-го псалмов: «Хвалите имя Господне…». Царские врата отверзаются, свечи пред иконами, погашенные во время чтения шестопсалмия и кафизм, зажигаются снова, и на клиросе поется хвалебная песнь Богу из псалмов 134 и 135. Смысловое содержание этих песнопений, имеющих ветхозаветное происхождение, состоит в приглашении Израиля к прославлению Бога Творца (134, 6; 135, 5—9) и Промыслителя (134,7; 135, 25) за избрание Израиля в народ Божий и за все милости, оказанные ему на протяжении всей его истории, особенно за освобождение от египетского ига (134, 8—10; 135, 10—16) и водворение в земле обетованной (134, 10—12; 135, 17—20); эти милости обязывают Израиля быть верным Богу и избегать язычества (134, 15—18).11
В настоящее время в Русской Православной Церкви принята практика сокращенного пения данных псалмов, которая включает в себя наиболее важные по смыслу четыре стиха: «Хвалите имя Господне, хвалите раби Господа, аллилуия! Благословен Господь от Сиона живый во Иерусалиме, аллилуия! Исповедайтеся Господеви, яко благ, яко в век милость Его, аллилуия! Исповедайтеся Богу небесному, яко благ, яко в век милость Его, аллилуия!»12.
В ветхозаветном употреблении, которое во многом было воспринято новозаветным богослужением, данные псалмы были громогласным воззванием хора к людям хвалить Господа. Об этом говорит Свт. Афанасий Велилий: «И сей псалом сказуется только еще руководствуемым, и повелевает им [народу]: «хвалите Господа»; потому что слово «аллилу» толкуется: «хвалите», а слово «иа» — Господь»13. Поэтому и в наше время данная торжественная песнь звучит в храме подобно гимну, который призывает всех верных чад Церкви воздать хвалу Богу за неисчислимые Божии милости.
Содержание данных песнопений, несмотря на их давнее происхождение, не потеряло своей актуальности на протяжении всей истории христианства, обретя высокий духовно-нравственный смысл. Указывая на это, Св. Симеон Солунский говорит, что полиелейные псалмы есть «песнь победная и возвещающая дивные дела Божии, особенно же переход душ наших из Египта греха и заблуждения к вере во Христа, освобождение наше от фараона и египтян, т. е. диавола и демонов, освобождение Церкви от Диоклетиана, Максимилиана-богоотступника и других нечестивейших властителей, как бы от Амалика, Сиона, Ога и им подобных – и после искушений и трудов вселение в обетованную землю и небесное наследие чрез Иисуса»14.
Во время пения полиелейных псалмов священник с диаконом совершают каждение. Отворенные царские врата символизируют момент евангельской истории, когда ангел отвалил камень от гроба Господня, откуда всем людям воссияла новая вечная жизнь, полная духовной радости и совершенства. Хождение священника и диакона по церкви с кадилом заключает в себе особо глубокое символичное значение. Это напоминает предстоящим людям подвиг жен-мироносиц, ходивших к гробу Господню в ночь воскресения Христова, чтобы помазать тело Господа, но получивших радостную весть от ангела о воскресении Христовом.15
В это время в храме возжигаются все светильники и свечи. Это связано с тем, что все последование утрени, в особенности полиелей, связаны с идеей нетварного Света Христова, явленного в Его Воплощении и Воскресении из мертвых. «Во всех Восточных Церквах», — пишет блаженный Иероним Стридонский, — «когда следует читать Евангелие, возжигаются свечи и при солнечном сиянии, воистину не для прогнания мрака, но в знак радости… чтобы под образом чувственного света показать тот Свет, о котором читаем в Псалтири: «Слово Твое – светильник ноге моей и свет стезе моей» (Пс. 118, 105)»16.
Под воскресные дни после пения хвалитных псалмов, чтобы лучше напечатлеть в молящихся мысль о воскресении Христовом, поются тропари по Непорочных, в которых высказывается причина нашей радости о воскресении Христовом. Они поются с самым характерным 12-м стихом 118 псалма, прославляющим Господа и выражающим главную мысль: «Благословен еси, Господи, научи мя оправданием (т. е. заповедям) Твоим». Настоящие тропари и оканчиваются обычным заключением кафизмы: «Слава и ныне», что присоединяется к двум последним тропарям, «аллилуиа 3, слава Тебе Боже, — 3».17
Полиелей под двунадесятые праздники и праздничные дни святых угодников Божиих отличается от воскресного полиелея тем, что после пения хвалитных псалмов священнослужители выходят на середину храма, где полагается на аналое икона праздника, и поется величание, при этом тропари по Непорочных не поются. На воскресном Всенощном бдении величания может и не быть, оно поется только в том случае, если на воскресенье придется праздник, в который положено служить Всенощное бдение или утреню с полиелеем.
«После того потока хвалы и радости, какой представляют собою Непорочны с их тропарями, и особенно полиелей, является потребность в просительной молитве, освежающей и внимание, так долго занятое хвалебными песнями. Малая ектения по полиелее или Непорочных и отвечает этой цели».18 Малая ектения, являясь сильно сокращенным вариантом, ектении великой содержит прошения, которые содержат молитву о главных потребностях человека, стремящегося к спасению: благодатном заступничестве, спасении и помиловании собственной души Всемогущим Богом. Особый интерес представляет возглас по окончании этой ектений: «Яко благословися имя Твое и прославися Царство Твое, Отца...», который обращает ум молящихся на отрадную мысль о Царстве славы. От этого возгласа так и веет радостью, и он так приноровлен к данному случаю, что более нигде на службах не употребляется, за исключением пасхальной и великосубботней утрени.
Полиелей, представляя собой цельную богослужебную структуру, завершается чтением ипакои или седальна. Это окончание, с другой стороны, составляет введение уже к следующему за ним святоотеческому чтению Евангелия. «В воскресенья, с которыми соединяются особые воспоминания, взамен этого бывает «чтение праздника.» Здешнее чтение, будучи необходимым для отдыха певцов и слушателей перерывом в том потоке песней, который, начинаясь с полиелея, простирается до Евангелия, составляет обычное для псалтырного пения заключение».19
Православное богослужение имеет великую возрождающую силу для души всякого человека, и в этом его ничем не заменимое значение. Вглядываясь в глубокий внутренний смысл и молитвенную наполненность церковных служб Православной Церкви невозможно не восхитится тем, насколько стройно, упорядочено и прекрасно соотносятся и взаимодействуют между собой все части богослужения. Являясь кульминацией всенощного богослужения, полиелей, таким образом, представляет собой некоторою границу в вечернем богослужении, после которого оно переходит от символического изображения напряженного ожидания Мессии в Ветхом Завете к тихой радости о пришедшем в мир Господе и Спасителе нашем Иисусе Христе.
В последовании совершения полиелея собраны почти все особенности православного богослужения, символизирующие радость от молитвенного соприкосновения с Богом: возжжение свечей и всех светильников, праздничное каждение, велегласное и торжественное пение воскресных тропарей или величаний. Именно поэтому совершение полиелея в церковном году совершенно вытеснило в уставной практике Русской Православной Церкви пение Непорочных.
Список использованной литературы:
1.Библия. Священное Писание Ветхого и Нового Завета. М., 2000.
2.Афанасий Великий, Свт. Толкование на псалмы. // Псалом 134:
3.Вениамин (Краснопевков), архиеп. Новая скрижаль или Объяснение о Церкви, о литургии и о всех службах и утварях церковных. Ч. 2. СПб., 1908.
4.Всенощное бдение. Божественная литургия. Изд. Св.-Троице Сергиевой Лавры, 2002.
5.Всенощное бдение. Литургия. Изд. Московской Патриархии, 1982.
6.Игнатий Брянчанинов, Свт. Творения Книга вторая. Аскетические опыты Слово о человеке. // Глава: Слово о церковной молитве: http://www.klikovo.ru/db/book/msg/1474.
7.Иероним Стридонский, блаж. Творения. Т. IV. Изд. 2-е. Киев, 1900.
8.Иоанна Кронштадского, Св. Полное собрание сочинений. СПб., 1994. Т. 6: Мысли о Церкви и Православном богослужении.
9.Красноцветов С. И., прот. О богослужении Православной Церкви в двух частях. Ч. 1. СПб., 1862.
10.Краткое объяснение православных богослужений. М., Изд. Св.-Троице Сергиевой Лавры, 1990.
11.Никулина Е.Н. Литургика. Богослужебный Устав и гимнография. // «Библиотека ПТСБИ»: http://pstbi.pagez.ru/item.php?id=712&cid=6
12.Симеон Солунский, Свт. Творения. Кн. 1. М., 1916.
13.Скабалланович М. Толковый Типикон. Объяснительное изложение Типикона с историческим введением. М., 2004.
14.Успенский Н. Д., проф. // «Богословские труды», 1978, Сб. 19.