Серафим Вырицкий и его духовное завещание "От Меня это было"
03.04.2012
Мое знакомство с житием и духовным наследием преподобного Серафима Вырицкого произошло несколько лет назад. Помню, как мы пришли в гости к женщине-инвалиду, которая уже много лет не выходила на улицу и очень мало имела возможности для общения. Пришли утешить бедную женщину, а получилось - наоборот. Ласково встретила она нас и после положенного чая дала почитать книжечку о преподобном Серафиме Вырицком. Открыла на последней странице, там, где было духовное завещание святого «От меня это было».
«Думал ли ты когда-либо, что все, касающееся тебя, касается одинаково и Меня?»……Ты дорог в очах Моих, многоценнен, и Я возлюбил тебя, и поэтому, для Меня составляет особую отраду воспитывать тебя». Каждое новое слово проникало в самое сердце и, наконец, на глазах появились слезы. «Всякая помеха – есть Божие наставление....Каждое откровение немощи и неспособности твоей пусть будут помазаны этим елеем – От Меня это было». Несколько раз перечитав некоторые строчки, закрыла книгу. На душе стало тихо и светло. Неоднократно мы перепечатывали друг у друга заветные строки и покупали по несколько экземпляров маленьких книжечек в храмах – для друзей, болящих знакомых или просто для тех, кому стало очень тяжело на жизненном пути.
Духовное завещание, написанное в прошлом веке как утешение епископу, находившемуся в заключении, звучит словами утешения для всех православных христианам. «От Меня это было»- больше чем советы, это разговор Бога с душой. Это итог жизненного пути и средоточие духовного опыта. Апостол Павел говорит: „в вас должны быть те же чувствования, какие и во Христе Иисусе" (Фил. 2, 5). Читая «От Меня это было» Серафима Вырицкого, понимаешь, что написать такие строки можно только исполнив слова апостола. Читая житие, непрестанно про себя повторяешь слова - от Меня это было, скорби, болезни, труды, все: от Меня это было.
Преподобный Серафим Вырицкий (в миру Василий Николаевич Муравьев) родился 31 марта 1866 года у богобоязненных родителей. Василий славился благочестивым поведением, сообразительностью, терпением и настойчивостью в достижении цели, а также удивительной памятью. В раннем возрасте мальчик практически самостоятельно освоил грамоту и начала математики.В десятилетнем возрасте Василий оставил отчий дом и уехал в Петербург. Он был вынужден спасать семью от тягостной нищеты, постигшей семью, после смерти кормильца - отца. Живя в Петербурге, Василий почувствовал непреодолимую тягу к монашеской жизни, что и привело 14-летнего мальчишку в Александро-Невскую лавру. Не застав настоятеля, отрок встретил старца-схимника, открывшего ему волю Божию: «Васенька! Тебе суждено еще пройти путь мирской, тернистый, со многими скорбями. Соверши же его перед Богом и совестью. Придет время, и Господь вознаградит тебя...». Услышав наставление старца, Василий принял жизнь в миру, как подвиг послушания, который длился более 40 лет.
В 1890 году обвенчался на Ольге Ивановне. Вскоре открыл собственное дело по заготовке и продаже пушнины. Мятеж 1917 года лишили Муравьевых торгового дела и, перебравшись за город, Василий Николаевич все больше погружается в молитву и посвящает время чтению святых отцов. 26 октября 1920 года послушник Василий Муравьев был пострижен в монашество с наречением имени Варнава. Тогда же в Воскресенском Новодевичьем монастыре Петрограда была пострижена в монашество Ольга Ивановна Муравьева с именем Христина. Перечислив сбережения монастырям, супруги по обоюдному согласию вступили на путь монашеской жизни.
Вскоре брата Варнаву рукоположили в иеродиакона, поставив заведовать кладбищенской конторой. В то кровавое время отпевание следовало за отпеванием, панихида за панихидой. Здесь, когда так часто приходилось сталкиваться с людским горем, будущий отец Серафим, вырицкий старец-утешитель, вступил на путь духовного наставничества.
Через год отец Варнава был возведен в сан иеромонаха. В пастырской практике помогал опыт жизни в миру: бывший петербургский купец хорошо знал жизнь людей разных сословий.
Узнав о предстоящем поприще духовничества, отец Варнава выразил желание принять великую схиму. С именем Серафим в честь преподобного Серафима Саровского, чудотворца, которому всеми силами он стремился подражать, принял постриг в великий ангельский образ.
Духовником Александро-Невской лавры иеросхимонах Серафим (Муравьев) пробыл почти три года. Во время ежедневных многочасовых исповедей батюшке приходилось подолгу стоять на холодном каменном полу, после чего он страдал тяжелыми заболеваниями. Медики настоятельно советовали выехать из города, и в качестве климатического курорта была рекомендована Вырица.
После переезда в Вырицу к врачам он уже не обращался, говоря: «Буди на все воля Божия. Болезнь — это школа смирения, где воистину познаешь немощь свою...».
Отец Серафим был необыкновенно строг к себе от первых шагов в подвижничестве до самой кончины. Никаких послаблений: пост, бдение и молитва, и еще раз — пост, бдение и молитва...
Подражая своему небесному покровителю, вырицкий старец принял на себя особый подвиг. Когда улучшалось здоровье, а с началом Великой Отечественной войны ежедневно молился старец на камне перед иконой Саровского чудотворца. Старец поддерживал изнемогавший от скорбей народ. Известно, что в самой Вырице, как и было предсказано старцем, не пострадал ни один жилой дом и не погиб ни один человек.
Старец поддерживал изнемогавший от скорбей народ. Известно, что в самой Вырице, как и было предсказано старцем, не пострадал ни один жилой дом и не погиб ни один человек.
В последние годы жизни отец Серафим был совершенно прикован к постели. Старец почил как и жил, в молитве и обращенности ко Господу. Причастившись Святых Христовых Тайн, отец Серафим благословил читать Псалтирь и Евангелие. 3 апреля 1949 года, в день празднования воскрешения праведного Лазаря, после молитв на исход души, осенив себя крестным знамением, со словами «Спаси, Господи, и помилуй весь мир» он отошел к вечным обителям.
Второй раз я соприкоснулась с великим подвижником во время паломнической поездки. Южнее Санкт-Петербурга, в тихом поселке Вырица покоятся мощи святого Серафима. Над могилкой возведена деревянная часовенка, а рядом возвышается храм Казанской иконы Божией Матери. Перечитав духовное завещание на освященной молитвами преподобного земле, понимаешь, что во истину дивен Бог во святых своих, написавших такие слова:
«Я - муж скорбей, изведавший болезни, Я допустил это, чтобы ты обратился ко Мне и во Мне мог найти утешение вечное».