Рождественский пост
Игумен Ефрем (Просянок)28.11.2009
В субботу, 28 ноября, начинается Рождественский пост, и в течение 40 дней мы будем готовиться к встрече праздника Рождества Христова. Поскольку накануне начала этого поста, 27 ноября, совершается день памяти святого апостола Филиппа, одного из 12-ти ближайших учеников Христа, то пост этот еще называется Филипповым.
Но не нужно думать, что праздник – это просто приятное время, когда мы можем порадоваться, поздравить друг друга, утешиться в своих печалях! Нет, праздник Рождества Христова – это напоминание о том, что Господь пришёл на землю умереть и страдать вместе с нами, чтобы каждый из нас получил вечную жизнь, чтобы каждый из нас приобщился к спасению. И этот праздник есть день выбора: кто-то принимает Христа, а кто-то Его отвергает.
Для нас, православных христиан, принявших Слово Христово, подготовка к празднику есть проверка на то, как мы хотим приготовиться к встрече самого Господа! Да, Он сам как бы вновь приходит на землю, чтобы посетить тебя в твоей жизни, чтобы спросить тебя о том, как ты жил (или жила), что ты привнёс в сокровище своего сердца и своих дел. Именно поэтому в период Рождественского поста мы будем слышать в церкви удивительное песнопение, которое начинается словами: «Христос рождается! Прославляйте! Христос идет с Небес – встречайте!»
Сам Господь много раз в различных притчах говорил о том, как люди должны готовиться к встрече. В Священном Писании Ветхого Завета у пророка Амоса есть грозные слова: «Приготовься к сретению Бога твоего» (Ам. 4, 12). Это не означает, что надо готовиться к встрече только последнего Суда Божия, но к каждому из нас Господь приходит сегодня, здесь. Приходит и требует от нас отчёта так, как потребовал господин у своих слуг, которым дал таланты…
Вспомним притчу о десяти девах. Они должны были ждать жениха, должны были стоять на страже. Но он медлил, и они заснули. Так и мы с вами: быть может, медлит Господь явить Себя – а мы духовно спим, когда надо быть на страже. Быть готовыми всегда, потому что Он в любой момент может потребовать от нас отчёта. Только тогда будет радостна эта встреча, если мы хоть что-то сделаем, хоть как-то подготовимся. Когда мы ждём дорогого гостя, какое бывает смущение, если он приходит внезапно, а мы не успели убрать свой дом, не успели приготовить стол. Но когда мы ждём самого Господа, Который посетит нас, благословит и озарит нас Духом Своим Святым, – как должны мы приготовить дом своей души, своё сердце, как должны мы его очистить! Может ли в это грязное помещение неочищенной души войти благодать светлого гостя – Христа, Который рождается?!
И как хочется, чтобы Рождественский пост был для нас не только временем воздержания от скоромной пищи, но, прежде всего, временем приготовления. Будем верить и надеяться, что в праздник Рождества Христова мы все ощутим Его действительное пришествие, Его близость, Его благодатную силу!
На предстоящей неделе, 4 декабря, Православная Церковь будет вспоминать дивное событие, которое произошло более двух тысячелетий назад: в трехлетнем возрасте в Иерусалимский храм была приведена Дева Мария, будущая Матерь Господа и Спасителя нашего Иисуса Христа. И праздник воспоминания этого события именуется Введением во храм Пресвятой Владычицы нашей Богородицы и Приснодевы Марии.
Из Священного Предания Церкви мы знаем, что праведные Иоаким и Анна, родители Марии, дали обет: если у них родится чадо, то они посвятят его Богу. Этот обет был дан не случайно – супруги долгое время не имели детей, но очень хотели этого. И Господь даровал ребенка благочестивым родителям.
Окруженная сверстницами, одетыми в прекрасные белые одежды, с зажженными свечами в руках, Дева Мария приводится в храм Господень и ставится родителями на первую ступеньку этого храма (а как свидетельствует предание, Иерусалимский храм имел 15 ступеней). И юная Дева, которой исполнилось всего три года, без помощи кого-либо, свободно поднялась по ступеням и взошла на паперть, где ее встретил первосвященник Захария и ввел во Святая Святых – в ту часть храма, куда сам первосвященник входил только один раз в году…
И всякий раз, когда мы вспоминаем это событие, каждый из нас должен задуматься: какие уроки для себя необходимо извлечь из этого праздника. Во-первых, мы видим исполнение родителями Пресвятой Девы их обещания Богу. Во-вторых, любовь Марии к храму и к Своему Господу. Наконец, видим, что Ее жизнь, полностью, без остатка была отдана Богу…
А чем для нас является храм Божий? Храм – это место, где наши молитвы особенно действенны. В храме мы беседуем с небожителями – Самим Богом, Его Матерью, ангелами и святыми, молимся за наших родных и близких. Храм является училищем благочестия, превышающим по важности для нашего спасения всякий университет, всякую академию, ибо источником истинной мудрости является премудрый Господь.
Нынешнее время предоставляет нам невероятно огромные возможности получения информации. Газеты, радио, телевидение, Интернет тщатся обрушить на нас лавину всевозможных новостей. Но только в храме мы услышим важнейшие для нас истины о Боге Творце, о Божием Промысле, мудро ведущем нас ко спасению, о высочайшей любви Бога к падшему роду человеческому, ради которой Он воплотился, претерпел страдания и самую позорную крестную смерть, о чудном Воскресении и телесном Вознесении Христа, о заступничестве за нас перед престолом Всевышнего Девы Марии и всех святых.
Везде и всюду нам твердят о человеческом достоинстве, о свободе личности, о правах человека, а ныне и показывают, как освободиться от совести, от стыда. И лишь в храме мы узнаем о том, как далеко находится падший человек от Бога. Лишь в храме мы узнаем о том, что очистить искаженный грехом образ Божий, уподобиться Богу можно только через глубочайшее смирение, познание своей немощи.
Здесь, в храме, мы можем слышать те слова, которые побуждают нашу душу и сердце вознестись от бренной, грешной, земной юдоли в обители Отца Небесного. Да, друзья, я не оговорился. Именно в храме, во время богослужений нам, живущим еще на земле людям, открывается возможность вознестись на Небо. Не случайно за каждой Божественной литургией мы слышим призыв священника: «Горе имеим сердца» – то есть устремим сердца к Небу. Это призыв к тому, чтобы все мы устремились к горнему, небесному; отрешились от земли, забыли хотя бы на время свои проблемы, невзгоды, нестроения, которые окружают нас во множестве в земной жизни, полностью отдали бы свои сердца и души Богу, утвердились в вере.
Мы вступаем в Рождественский пост. Будем бороться со всей нечистотой, которая есть в нашем сердце и в наших поступках, трудиться друг для друга, готовиться к встрече Господа, Который пришел в мир, чтобы победить смерть и дать нам жизнь в вечности!
Из вводного слова ведущего к православной передаче «Благовест» на «Первом краевом телевидении». 28 ноября 2009 года.