Хабаровск православный Журнал Притча о винограднике и о злых виноградарях

Притча о винограднике и о злых виноградарях

Игумен Ефрем (Просянок)

03.09.2009

В минувший воскресный день православным христианам Церковь предлагает весьма назидательную и необходимую для нас притчу о винограднике и о злых виноградарях.

Однажды фарисеи — весьма образованные и важные члены тогдашнего общества спросили Христа о том, кто дал Ему власть совершать чудеса. И Христос ответил им иносказательно этой притчей. Речь шла о том, как некий человек насадил виноградник, укрепил его, хорошо оборудовал, поставил там башню и оставил его неким работникам, которые там работали бы до того времени, когда нужно было отдавать плоды. Когда хозяин послал к ним своих служителей, чтобы взять плоды, они ничего не отдали служителям, но просто выгнали их, а кого-то побили или вовсе убили. Тогда господин решил, что пошлет к ним своего сына, потому что сын — это тоже хозяин. «Может быть,- рассуждал хозяин,- они постыдятся сына и уже ему отдадут то, что причитается». Но когда сын пришел к виноградарям, тогда они сказали друг другу: «Если мы сейчас его убьем, то тогда все будет наше, потому что это наследник». И они его действительно убили. «Что же сделает господин виноградника с этими злыми делателями?» — спрашивает Господь и Сам отвечает: «Злых зле погубит», — т.е. пощады им уже не будет.

Конечно, никакого буквального смысла эта притча не имеет, потому что это не рассказ о событии, которое где-то когда-то совершилось, а это иносказание — просто некая история, поясняющая нам определенную мысль. И, прежде всего, это была мысль о том, что современный Христу народ, который не принимает Сына Божия, который его убьет (и вскоре он это действительно сделал), сам будет за проклят и отвержен. И действительно, все это произошло. Но мы не можем сказать, что в этом смысле эта притча к НАМ не имеет никакого отношения только лишь потому, что распятие Христа совершилось уже давно, почти 2000 лет назад. С тех пор эта притча в том же самом смысле продолжает исполняться над новыми распинателями Христа, то есть над теми, кто искажает открытые им истины, вонзает гвозди в тело Его Церкви, а таковыми являются все еретики, раскольники и сектанты. Эти люди делают вид, что являются Церковью: во-первых, они сами на этом настаивают, а во-вторых, по многим признакам у них действительно тоже как будто бы Церковь. Но там нет самого главного — нет правильной веры в Бога, веры в Церковь и нет стремления сохранить церковное единство. Все это по внутренней сути является богоубийственными замыслами. И Сам Христос всех нас предупреждал: «Если вам скажут, что там Христос или в другом месте — НЕ ВЕРЬТЕ!» И если бы в наши дни эти простые слова учитывались, то сколько нестроений и бед, семейных трагедий, связанных с уходом в секту удалось бы избежать.

В рассматриваемой сегодня притче под виноградником имеется в виду Церковь, потому что в Библии виноград всегда обозначает верующих,/ народ Божий. И кроме того, что эта притча продолжает сбываться в церковной жизни во все времена до скончания света, надо помнить и то, что она, конечно же, относится и к каждому из нас лично. И тогда надо говорить уже не о еретиках, не о раскольниках, а надо говорить о внутренних еретиках, которые живут в нашей собственной душе. Мы тоже часто противимся заповедям и говорим Богу, что не хотим Его знать, а хотим остаться с чем-то мирским и даже, хуже того, с какими-то своими страстями, и ради этого отвергаем Бога. Таков относящийся к нашей душе смысл этой притчи. Если мы будем хотя бы ЕГО помнить, то уже это хорошо.

Вокруг нас происходят разнообразные события, мы общаемся со многими людьми и не всегда правильно поступаем в словах, делах и даже мыслях. Как сориентироваться, как изгнать из своей души тех внутренних еретиков, которые нам мешают проходить жизненное поприще? Святейший Патриарх Московский и всея Руси КИРИЛЛ в одном из выступлений предложил такой ответ на подобный вопрос.

Господь Бог, сотворив человека, пожелал вложить в его природу компас, который указывает правильный путь, направление к счастью. Этот компас не является результатом приобретенных знаний или воздействия среды. Он является онтологической частью нашей человеческой природы. Этим компасом является врожденное нравственное чувство. И когда некоторые ученые говорят нам, что нравственность — это нечто приобретенное, и на ее формирование влияют внешние силы, на это следует ответить простым и весьма легко доказуемым тезисом: удивительно, но где бы ни жил человек, как бы он ни воспитывался, — всегда грех отражается в сердце человека болью. Эта боль есть голос нашей совести. Когда мы поступаем плохо, об этом говорит совесть; когда мы поступаем дурно, то чувствуем внутренний дискомфорт. Конечно, это ощущение можно снять, и для этого есть средства: можно выпить лишнего и забыться со стаканом в руках, можно употребить наркотики, а можно просто убедить себя, что все это предрассудки, что никакой совести не существует. Согласитесь, это вполне очевидно.

Кстати, мы очень ловко стараемся себя убеждать, и одним из самых сильных аргументов, помогающих нам заглушать голос совести, является попытка сравнивать себя с другими. Совершив что-то плохое, мы чаще всего говорим: а что же я особенного сделал? Вот сосед, коллега или товарищ по учебе такой и сякой, и ЧТО/? мои небольшие проступки по сравнению с тем, что он делает? Мы очень любим осуждать других людей за то плохое, что они совершают, тем самым оправдывая свои собственные поступки. Это очень опасная и вредная методология, которая разрушает нравственное чувство; она направлена на то, чтобы заглушить голос совести. Вот так работает этот голос, и хотя его можно разрушить, его можно ослабить, но при этом он все равно действует, и мы чувствуем дискомфорт от зла и неправды, которые совершаем мы и которые совершаются в мире.

В рассматриваемой ныне притче работники виноградника нашли простой выход: расправились с пришедшими за плодами людьми. И мы, подобно им, легко расправляемся с голосом нашей совести, если она не вовремя дает о себе знать. Но от себя, как известно, никуда не уйти, а потому не лучше ли выяснять, как поступать в соответствии с заповедями Единого Истинного Бога.

Сегодня особое время, когда человек сам определяет в полной мере свою судьбу. С другой стороны, сегодня и очень опасное время, потому что информационное пространство наполняется различными идеями, философскими концепциями и просто жизненными взглядами и убеждениями; и для того, чтобы не потеряться в этом информационном потоке, мы должны сохранять и воспитывать в себе единственный объективный критерий, который существует вне времени и вне пространства, который один и тот же в России и в Папуа-Новой Гвинее — нравственный критерий. Конечно, каждый из нас знает, что существуют культурные различия между людьми — различия в обычаях, обрядах, но фундаментальные нравственные ценности человечества едины для всех.

Некоторые говорят, что можно быть человеком добрым и нравственным и при этом не быть верующим. Это действительно так: есть люди и добрые, и нравственные, и при этом не религиозные. И ответ на вопрос «почему так происходит?» в том, что Бог в наше сердце, в нашу природу заложил нравственный закон, и если мы не повреждаем этой природы, то живем в соответствии с Его законом, даже если и не очень много знаем о Боге. Но нередко — и чаще всего — бывает так, что под влиянием внешних обстоятельств, под влиянием факторов, которые сбивают «стрелку компаса», человек не способен удержать,/ сохранить в порядке свое нравственное чувство. И религия, вера, примеры из жизни святых в первую очередь помогают человеку его сохранять.

Пусть притча о винограднике и виноградарях будет нам напоминанием о том, что мы с вами, то есть наша страна, являемся виноградником Господа, который дал нам все, чтобы соответствовать столь великому наименованию. Сегодня в пределах нашего Отечества в религиозной и псевдорелигиозной сфере обретается немало злых виноградарей, которые пришли к нам издалека, пройдя профессиональную подготовку в соответствующих миссионерских центрах за океаном и отнюдь не для того, чтобы возделывать здесь прекрасные плодоносящие нивы, но разрушать до основания человека, и затем вовсе овладеть нашей землей.

Только для язычества характерно принесение жертв бездушным богам для того, чтобы задобрить божество, а в ответ на эти действия получить помощь в решении конкретных утилитарных задач. В христианстве совершенно другое отношение к Богу. Именно поэтому христианская религия, Православие, как единственная религия, правильно говорящая о Боге — это не способ задобрить Бога; это способ войти с Богом в особые отношения. Православная вера дает нам возможность войти в живое соприкосновение с Богом. Только тот, к то живет с Богом способен созидать и радовать всех окружающих.

Именно живой связи с нашим Создателем желаем всем вам!

Из вводного слова ведущего к православной передаче «Благовест» на «Первом краевом телевидении». 5 сентебря 2009г.


Церковь, Богословие