Хабаровск православный Журнал Прииди и виждь

Прииди и виждь

Иерей Александр Овчинников

27.05.2010

Заканчивается четвертая четверть, и эксперимент по введению преподавания Основ религиозных культур в четвертых классах подходит к преполовению, т. е. к середине. В связи с этим в наш храм на экскурсию приходят школьники знакомиться с русской православной традицией. Не скажу, что все из них русские и православные, но им это не важно и приходят они сюда по своему желанию. Говорят, что лучше один раз увидеть, чем семь раз услышать или прочитать. Вот и приходят наши школьники увидеть, потрогать, поговорить, услышать ответ на вопрос. Причем не только четвертые классы. Но приходят именно классом, с классным руководителем, заранее договорившись. Чтобы эту встречу сделать более интересной и познавательной в помещении воскресной школы. Мы организовали чай и небольшую викторину на подобие поле чудес. В этой игре все были участниками, но были и победители и символические призы.

Школы нашего района из шести модулей процентов на 70 % избрали православную культуру. У нас в этом отношении почти самый прогрессивный регион на Камчатке. В Петропавловске меньше чем в 20% школ преподается православная культура (местные образовательные власти для этого сделали все, что только могли). Больше всех православие на Камчатке оценили северные малочисленные районы (там почти все школы желали изучать именно православную культуру).

В чем главная разница между этими модулями (православная культура, мировые религии, светская этика)? Владыка Игнатий на одном из родительских собраний спросил у родителей: «Кого из родителей дети уважают?». Несколько человек подняли руки. Потом был вопрос: «А кого дети почитают?». Руки не поднял никто. «В чем разница?», продолжал вопрошать архиепископ. Недоумевающим родителям Владыка объяснил, что уважают обычно за что-то, а вот почитание не зависит от погоды, природы, настроения и того, что человек получил или не получил. Купили мотоцикл? Уважаю! Заплатили за учебу? Хорошие родители. Не разрешили ночью отпраздновать день рождения с лучшими друзьями (и подругами)? Пеняйте на себя! Родители меня не любят! При нормальном воспитании дети почти всегда не согласны и не довольны. А тормозов то нет!

Почитают же потому, что Бог дал такую заповедь Моисею и за это обещал свою помощь и долголетие, и наказание в другом случае. Является ли для ребенка родитель авторитетом? Обычно нет. Ювенальная юстиция во всем мире и в России даже заботится о том, чтобы ребенок имел возможность не только оспорить, но и засудить своих родителей.

Является ли авторитетом учитель (для сомневающихся хорошо помогает сериал «Школа»), милиционер, или общество? Даже телевизор таким авторитетом не является, за то дает очень привлекательные поучительные, а главное удобные примеры как нужно относиться к «предкам», учителям и ко всему другому (не дай себе засохнуть, не тормози и т. д.). Так кто же может приостановить такого человека? Может Бог. Если только для родителей ОН не является пустым местом, а вера в реальной жизни не сводиться к минимальным, часто суеверным ритуальчикам.

Так было со мной. Мои родители не были верующими, и в детстве, в желании выделиться и почувствовать себя взрослым, я стремился опередить и превзойти всех своих сверстников. Например, курить большинство моих одноклассников начали в 12 –15 лет, а я в семь. Но год спустя я в этом разочаровался. Те же мои одноклассники курят до сих пор и бросить не хотят да и не могут. Напротив, знаю множество людей, которые бросили эту и другие привычки плохие привычки, когда стали ходить в храм. Позже, когда я стал ходить по воскресеньям в церковь, вера заставила пересмотреть взгляд (и отношения) на родителей и близких, здоровье, время, власть, на семью и семейные отношения, смерть и жизнь, на разных людей (положительных, простых и резко отрицательных), на врагов и на многое другое. Так князь Владимир бросил однажды свою распутную (много жен, десятки наложниц) и кровавую жизнь (предательски убил своего брата) и стал для народа нашего Красным солнышком.

Вера подобна бомбе замедленного действия. Если однажды она взорвется, то своим теплом будет вечно греть окружающих людей, и, чем бы человек не занимался, эта культурная принадлежность к православию везде принесет свои прекрасные плоды. Но о чем заботятся родители? О чем угодно только не о том, что действительно нужно. И очень часто это воспитание работает против самих же родителей. Ни в чем не отказывали ребенку – вырос эгоистом. Советовали подольше не обременять себя маленькими детьми, ребенок вырос и не стал обременять себя престарелыми родителями (сдал в дом престарелых). В результате – продукты распада. Распад семьи, здоровья молодого поколения, природный, экономический и социальный кризис, культурный вакуум, вымирание русской нации и коренных народов России.
Что же может способствовать почитанию родителей, созиданию семьи, противостоянию наркотикам и алкоголю, созданию полноценного и гармоничного общества, где не будет брошенных детей и родителей, воровства и прелюбодеяния, торговли здоровьем и общественным мнением, унижением простых людей и обожествлению пороков, потребительского отношения к родным, ближним и окружающему миру. Какие альтернативы? Светская этика.

Это что-то вроде кота Леопольда: «Ребята давайте жить дружно, потому что так думали древние греки. Давайте не будем пить и колоться, потому что леди и джентльмены так не поступали. Давайте будем честными и добрыми, потому такими были русские дворяне и декабристы». Еще меньше этого положительного воспитательного смысла в мировых религиях. Религии в данном варианте подобны мифам древней Греции, Египта и Вавилона с красивыми иллюстрациями, каким крокодилам молились эти полуразвитые дикари. Мне очень нравятся эти цветные учебники и другие разные энциклопедии для детей. Но не стоит путать Божий дар с яичницей. И картинки по истории и мораль никогда не оскудевали в школьном образовании. И ничтожная эффективность их давно известна, и плоды, заключающиеся в деградации молодежи, не станет отрицать любой учитель. И к сожаленью, многие люди путают эти картинки с реальными основами русского государства и общества. Многие, но не все. По этой причине первые люди в нашем государстве пытаются приобщить это глубокое наследие к образованию. Поэтому классные руководители, которые любят своих учеников, занимаются дисциплиной и успеваемостью детей, не обходят этот важный фактор православной веры в своей педагогической работе.

P.S. Одна мама в классе на слова Владыки сказала, что она не хочет, чтобы дети ее почитали. Странно было это слышать. А потом узнали, что у нее с матерью очень тяжелые отношения и она к бабушке очень плохо относится (видимо есть в этом вина и самой этой престарелой женщины). Но, что таким образом сеет она в своих детях? Будет ли удивительно, если ее дочь будет поступать с ней также или еще хуже?

Источник: сайт Камчатской епархии.


Общество