Хабаровск православный Журнал Преображение Господне

Преображение Господне

Тамара Ступина

19.08.2010

С незапамятных времен 19–го августа храмы по всей Руси наполняются не только запахами свечей и ладана, но и замечательным яблочным духом – Яблочный Спас. Этот праздник пришел к нам из древней, Ветхозаветной Церкви, тогда он назывался праздником Кущей («куща» – «палатка» или «скиния»). Этот праздник был и остается праздником урожая – освящаются плоды трудов целого года. Освящение яблок, фруктов – это внешнее проявление праздника. Мы понимаем, что вкушение освященных плодов не приблизит нас к Царствию Небесному и не отдалит от него, но кто в этот день не придет в храм, чтобы принести домой, поделиться с друзьями и соседями хотя бы ломтиком освященного яблочка? Главное, что должен напомнить нам этот праздник – что наша жизнь должна принести плоды. Каждый из нас должен созреть для Вечности. Только приготовившие свою душу, преобразившиеся, смогут войти в Царствие Небесное. Как важно среди яблочных хлопот не забыть, что 19 августа – это один из главных христианских праздников, входящих в число двунадесяти – праздник Преображения Господня.

О событиях праздника так говорит евангелист Матфей: «По прошествии дней шести, взял Иисус Петра, Иакова и Иоанна, брата его, и возвел их на гору высокую одних, и преобразился пред ними: и просияло лице Его, как солнце, одежды же Его сделались белыми, как свет. И вот, явились им Моисей и Илия, с Ним беседующие. При сем Петр сказал Иисусу: Господи! хорошо нам здесь быть; если хочешь, сделаем здесь три кущи: Тебе одну, и Моисею одну, и одну Илии. Когда он еще говорил, се, облако светлое осенило их; и се, глас из облака глаголющий: Сей есть Сын Мой Возлюбленный, в Котором Мое благоволение; Его слушайте. И, услышав, ученики пали на лица свои и очень испугались. Но Иисус, приступив, коснулся их и сказал: встаньте и не бойтесь. Возведя же очи свои, они никого не увидели, кроме одного Иисуса. И когда сходили они с горы, Иисус запретил им, говоря: никому не сказывайте о сем видении, доколе Сын Человеческий не воскреснет из мертвых». (Мф. 17:1–9)

В XIV веке появились еретики, которые утверждали, что свет, который явился в Преображении Христовом, был тварным, то есть, сотворенным, обычным, природным, хотя и очень редким, что свет на горе Фавор не был появлением Божественной природы Христа. Вопрос о Фаворском свете был не частным богословским спором, не безделицей. Это граница, четко отделяющая Православную веру от ересей и инославия.

Преподобный Григорий Палама, который много пострадал за исповедание именно православного понимания смысла Преображения, говорил, что в день Преображения Господня был явлен нетварный, Божественный небесный Фаворский свет, исходивший от Христа. Нетварен только Творец, только Бог. Преобразившись, Христос показал, что Он – Бог. Господь показал Себя в нетварном, Божественном свете не для того, чтобы развлечь своих учеников. Так Христос готовил апостолов к Своей смерти. Об этом говорится в песнопении сегодняшнего праздника: «да егда Тя узрят распинаема, страдание убо уразумеют вольное» – тогда, когда они увидят Его распятым, то есть в таком виде, в каком Богу быть не положено, они поймут, что Он страдает добровольно, что Он – Бог.

По материалам сайта «Наша Камчатка»


Церковь, Богословие