Предложения реформ епархиального управления в«Отзывах епархиальных архиереев»в 1905 г.в сравнении с современным епархиальным устройством
Зайцева В. В.21.10.2010
Цель данной работы – изучить исторические предпосылки появления уникального документального источника по истории Русской Православной Церкви – издания «Отзывов епархиальных архиереев по вопросу о церковной реформе», рассмотреть предложения архиереев по вопросу о реформе епархиального управления, сравнить с современным епархиальным устройством.
При написании работы использованы следующие виды источников:
Документальные источники, в первую очередь «Отзывы епархиальных архиереев по вопросу о церковной реформе» - уникальное собрание документов о готовившихся в 1905-1906 годах, но так и не осуществленных в полной мере реформах. Епископы и духовенство высказали свое мнение о существующем положении дел, наметили наиболее важные шаги по реформированию церковного управления. Несмотря на то, что отзывы относятся к 1905 году, они дают важный материал для изучения предшествующего периода.
Устав Русской Православной Церкви – официальный документ, на основе которого строится управление Русской Православной Церковью, принятый Архиерейским собором 16 августа 2000 года.
Доклады и выступления Патриарха Московского и всея Руси Кирилла.
Работы историков Русской Православной Церкви: протоиерея Георгия Митрофанова «Лекции по истории Русской Православной Церкви в XX веке», протоиерея Владислава Цыпина «История Русской Православной Церкви. Синодальный и новейший периоды (1700 – 2005)» .
Работа состоит из введения, двух частей, заключения, списка использованной литературы.
Чтобы понять, какова предыстория появления «Отзывов…», необходимо рассмотреть основные особенности предшествующей эпохи.
Многие историки склонны считать церковную реформу Петра I причиной большинства церковных нестроений последующего времени. Синодальный период бытия Русской Церкви в отношении ее высшего управления явился временем, когда соборно-патриаршее управление Церкви было заменено новым тогда коллегиальным церковным управлением, нашедшим свое воплощение в Святейшем Синоде.
Святейший Синод был признан восточными Патриархами равным себе по объему власти. Такой «коллегиальный Патриарх», безусловно, не мог заменить первосвятительского возглавления Русской Церкви. Святейший Синод, в условиях отсутствия созыва Поместного собора не мог заменить собой последнего, поскольку Синод не усвоил всех полномочий, принадлежащих Поместному собору, как органу высшей церковной власти и имел другой состав, будучи органом коллегиальным.
Осознание иерархами, государственными деятелями и российской общественностью ущербности высшего управления Российской Церкви привело к попыткам его преобразования и реформирования с опорой на канонические нормы.
После смерти Петра I Духовный Регламент стали называть в народе проклятой книгой. Среди архиереев при Петре II (правил 1727—1730) образовалась оппозиционная партия во главе с архиепископом Ростовским Георгием (Дашковым; ум. в 1739), стремившаяся ниспровергнуть синодальную форму управления Церковью и восстановить патриаршество. В начале царствования Елизаветы Петровны два видных члена Синода — митрополит Ростовский Арсений (Мацеевич; ум. в 1772) и архиепископ Новгородский Амвросий (Юшкевич; ум. в 1745) дважды разрабатывали проекты восстановления патриаршества: один из них был датирован 5 апреля 1742 года, другой — 10 мая 1744 года. Критикуя с различных сторон церковную реформу Петра I, авторы обосновывают безусловную необходимость восстановления в Русской Церкви патриаршества как идеальной формы церковного управления. Оба проекта остались без последствий.
Весьма неодобрительно к этой реформе относился митрополит Московский Платон (Левшин;1737—1812).
В первой четверти XIX века вопрос о необходимости созыва местных соборов для рассмотрения дел веры и нужд Церкви серьезно занимал митрополита Московского Филарета (Дроздова), который не считал нормальным современное ему состояние Высшего церковного управления. Преемник митрополита Филарета на Московской кафедре митрополит Иннокентий (Попов-Вениаминов; 1797—1879) просил согласия императора Александра II на созыв собора, но не получил его.
Особое место в истории борьбы Церкви против подчинения государству занимает вторая половина XIX века, когда в России шел процесс государственного реформирования. В общественной жизни происходят глубокие сдвиги, связанные с отменой крепостного права и другими реформами 1860-1870-х годов. В церковной политике власти также предприняли ряд мер, создавших базу для последующих церковных реформ. Возникли многие периодические издания, клирикам разрешалось проповедовать без предварительной цензуры, духовенству дано право собираться на окружные и епархиальные съезды. Но большинство реформ не были доведены до конца. В 1862 г. была введена выборность благочинных, но их статус не был пересмотрен. Таким образом, предпринятая мера оказалась бессмысленной. С 1864 г. в церковных приходах открывались церковные попечительства и братства – союзы клириков и мирян с просветительскими, благотворительными и миссионерскими целями, но попечительства не получили права распоряжаться церковными доходами и приходскими суммами и не улучшили материальное положение духовенства.
Важное место среди церковных проблем занимал вопрос возрождения прихода как основной ячейки церковного организма. Продолжала углубляться пассивность мирян, их разобщенность с клиром, что тяжело отразилось на положении Церкви в эпоху революционных потрясений. Еще одной проблемой церковной жизни того времени оставалась сословная замкнутость духовенства, ликвидация которой была необходимой для сближения с паствой.
С последствиями реформ связано обострение проблемы свободы совести и веротерпимости. Бурный рост капитализма и крушение старых социальных структур создали угрозу традиционному статусу Православной Церкви. Осознание бесполезности и вреда принуждения в религиозной сфере привело церковное руководство к необходимости пересмотра отношений Церкви с государством.
Таким образом, к началу XX в. Церковь подошла связанной бюрократическим путами, во многом отчужденной от общества, с глубокими внутренними проблемами. 17 марта 1905 г. Святейший Синод выступил с инициативой созыва церковного собора для обсуждения возможных преобразований в жизни Церкви. Суть реформы, по мнению церковных деятелей, состояла не в искусственной реставрации допетровского церковного строя, а в восстановлении соборности церковного управления. Предлагалось в частности восстановить соборное начало и институт патриаршей власти, образовать митрополичьи округа. Значительный вклад в дело подготовки Собора внесли «Отзывы епархиальных архиереев» 1905 года.
Во второй половине 1905 года стали присылать свои записки епархиальные епископы. Эти записки были изданы в трех томах; затем вышел дополнительный том с записками, которые пришли позже.
Важнейшими вопросами, по которым епархиальным архиереям предстояло высказать свое мнение, были следующие:
- о составе предстоящего Поместного Собора;
- о разделении России на церковные округа;
- о преобразовании церковного управления;
- о преобразовании церковного суда и пересмотре законов по брачным делам;
- о епархиальных съездах;
- об участии духовенства в общественных учреждениях;
- о благоустроении прихода;
- о порядке приобретения церковной собственности;
- о предметах веры, богослужении, единоверии, постовой дисциплине, церковном пении и проч.
Все епископы, в той или иной форме, высказывались за предлагаемый перечень реформ. В «Отзывах…» звучит неудовлетворенность тем, что происходит в Церкви в настоящее время. Например, преосвященный Никодим, епископ Приамурский и Благовещенский писал: «… современное состояние церковной жизни требует не только большей быстроты в решении церковных вопросов и дел, но и – главным образом – тщательной приноровленности этих решений к требованиям данного момента и условиям местной жизни...»
Для сравнения реформ епархиального управления, предложенных епархиальными архиереями в 1905 году с современным епархиальным устройством, ставим таблицу.
Предложения реформ епархиального управления в «Отзывах епархиальных архиереев…» Современное епархиальное устройство статистические данные В РПЦ к началу XX века было 64 епархии с 40 викариатствами. Более 100 епископов. Свыше 50 тыс. приходских храмов. Около 100 тыс. белого духовенства, включая и священников, и диаконов. 1000 монастырей. 50 тыс. монашествующих.
Численность населения России по переписи 1915 года 182 миллиона человек, православных из них 115 млн. Сегодня в нашей Церкви 160 епархий, 207 правящих и викарных епископов, 30 142 прихода, 28 434 священника, 3 625 диаконов. Действуют 788 монастырей, в том числе 386 мужских и 402 женских. В истекшем году(2009) образованы две новых епархии (Калининградская и Бурятская), совершены 7 архиерейских хиротоний, в том числе 5 в России и 2 на Украине.
Численность постоянного населения России на 1 января 2009 года составила 141,9 миллиона человек.
о епархиальном устройстве «Равным образом, для лучшего пастырского попечения желательно разделение более обширных епархий на меньшие по объему» (преосв. Сергий, архиеп. Финляндский).
«Статистические данные о величине территорий, занимаемых епархиями, о количестве народонаселения, церквей и клира в той или другой епархии (…) красноречиво и убедительно указывают на необходимость открытия у нас новых епархий. (…) при такой обширности территорий, при столь значительном многолюдстве некоторых епархий, о живой и тесной связи между епископом и его пасомыми – не только мирянами, но и клириками – и речи быть не может(…)
Сколько же нужно открыть новых епархий? Некоторые из пламенных ревнителей (…) желали бы, чтобы каждый уезд в губернии составлял епархию отдельную, а губерния обращена была бы в митрополию, как это было в Древней Церкви на Востоке» (преосв. Тихон, еп. Костромской) .
Русская Православная Церковь разделяется на епархии – местные церкви, возглавляемые архиереем и объединяющие епархиальные учреждения, благочиния, приходы, монастыри, подворья, Духовные образовательные учреждения, братства, сестричества, миссии.
Епархия учреждается по решению Священного Синода, с последующим утверждением Архиерейским Собором.
Границы епархий определяются Священным Синодом.
Границы епархий, как правило, отражают гражданское территориальное деление, совпадая с границами областей.
Большинство епископов высказалось за то, чтобы число епархий в Русской Церкви было увеличено в несколько раз. Если в это время епархия в России соответствовала по своей территории губернии (области), то епископы предлагали создать епархию в одном или нескольких уездах (районах). Они, тем самым, готовы были пойти на то, чтобы число епископов увеличилось у нас в два или в три раза. При этом материальное положение епископа, его общественный статус значительно изменились бы. По существу, епископ превращался бы в благочинного. Но епископы шли на это, исходя из того, что в течение веков в Русской Церкви архиереи занимались, главным образом, судебно-административными делами в своих епархиях, а такого близкого контакта с клиром и с паствой, какой имел место во многих других Православных Церквах, где епископские епархии территориально малы, не было.
Несмотря на то, что границы епархий по прежнему совпадают с административным территориальным делением, количество епархий увеличилось более чем в два раза. Можно сказать, что взято направление развития, предложенное архиереями. Об этом говорят и статистические данные, приведенные выше, и примеры современного епархиального устройства. Так, в конце Синодального периода территория Благовещенской епархии включала территорию нынешних Амурской области и Приморского края. Восстановленная в 1993 г., Благовещенская и Тындинская епархия охватывает территорию Амурской области.
О разделении на церковные округа под управлением митрополитов «Разделение России на церковные округа под управлением митрополитов с предоставлением им права созывать областные сборы – желательно – ввиду особых церковно- просветительных задач в некоторых местностях России, например, на Кавказе, в Западном крае» (преосв. Сергий, архиеп. Финляндский).
«Деление России на церковные округа и введение в них особого, подчиненного Всероссийскому Синоду, управления церковного, с митрополитами во главе, составляет в настоящее время насущнейшую и неотложную потребность церковной жизни в нашем православном отечестве (…)
Каждый округ церковный должен непременно заключать в себе не менее десяти (и только в крайнем случае – семи) епархий, с епархиею митрополита включи-тельно» (преосв. Никодим, еп. Приамурский и Благовещенский).
В настоящее время в русской Православной Церкви имеется один митрополичий округ – в Казахстане. Его глава носит титул «митрополит Астанайский и Алма-Атинский».
О епархиальных епископах «1) Во главе управления епархией стоит епископ.
2) … сие дело[избрание епископов] следует оставить в России за высшим церковным учреждением – за Патриаршим Синодом, но за епархиями остается право рекомендовать и своих кандидатов. (…)
5) К избранию во епископа допускаются как члены клира, так и достойные миряне, признанные таковыми голосом всей паствы, причем если кандидатом во епископы будет лицо не монашествующее, то желательно, чтобы приняло монашество для единообразия, хотя принятие монашества может быть для него и не обязательно. Но епископ, во всяком случае, должен быть или вдовым, или не женатым.
6) Желательно, чтобы кандидатами во епископа были люди, получившее высшее духовное образование. Но, в всяком случае, образовательный ценз их должен быть не ниже среднего.
7) Поставленный на известную кафедру, епископ не может быть ни переводим, ни сам переходить на другую, исключая того случая, когда он будет избран митрополитом или патриархом, или по другим уважительным причинам». (преосв. Тихон, архиеп. Ир-кутский) Каждую епархию возглавляет архиерей, назначенный патриархом и Священным Синодом. Согласно Уставу Русской Православной Церкви, епархиальный архиерей, по преемству власти от святых апостолов, есть предстоятель местной Церкви, канонически управляющий ею при соборном содействии клира и мирян.
Избираемый на епископское служение кандидат должен соответствовать высокому званию епископа по нравственным качествам и иметь богословское образование. Согласно действующему Уставу РПЦ, кандидаты в архиереи избираются в возрасте не моложе 30 лет из монашествующих или не состоящих в браке лиц белого духовенства с обязательным пострижением в монашество.
В современной церковной практике имеют место случаи перемещения архиереев, однако Устав Русской Православной Церкви определяет каждый такой случай как исключительный .
В современной практике Русской Православной Церкви каждый архиерей, за исключением Святейшего Патриарха, по достижении 75-летнего возраста подает на имя патриарха прошение об уходе на покой. Вопрос о времени удовлетворения такого прошения решается Святейшим Синодом . В РПЦ архиерей может продолжать свое служение и после 80 лет, если на то будет согласие патриарха и Святейшего Синода
« В деле управления епархией епископу помогают: а) епархиальные съезды и б) епархиальный совет пресвитеров» (преосв. Тихон, архиеп. Иркутский) В управлении епархией епархиальному архиерею помогают Епархиальное собрание и Епархиальный совет. Епархиальное собрание, возглавляемое епархиальным архиереем, состоит из клира, монашествующих и мирян, проживающих на территории епархии и представляющих канонические подразделения, входящие в состав епархий. Исполнительно-распорядительным органом епархии является Епархиальное управление.
Большинство епископов высказывалось за то, чтобы назначение на епископскую кафедру было пожизненным. Тем самым они отказывались от перспективы возвышения по иерархической лестнице и проявляли высокое чувство долга перед Церковью. Кроме того, пожизненное назначение делало епископов более независимыми от светской власти, убирало лишние, не всегда здоровые стимулы в их деятельности. Епископы высказались за то, чтобы, когда ставился вопрос о поставлении на кафедру епископа и Синод оказывался перед выбором: ставить монаха или вдового священника, предпочтение отдавалось последнему. Все архиереи высказались против выборности епископата.
Можно сказать, что современное положение епископа очень близко к тому устройству, которое предлагали епархиальные архиереи в 1905 году.
об институте викарных епископов «Положение викария крайне неопределенно: епархиальный архиерей может (только может) предоставить ему рассмотрение и ут-верждение журналов, особенно во время своего отсутствия из епархиального города. Однако при этом викарий не несет никакой ответственности, за все должен быть ответственен епархиальный архиерей. Обычно в ведение викария передаются менее важные дела (…)
… викарных архиереев следует сделать самостоятельными уездными епископами…» (преосв. Иаков, архиеп. Ярославский)
Епископы настаивали на том, чтобы был отменен институт викарных епископов, являющийся элементом Римо-Католической практики в Русской Церкви. При обширных епархиях, какие были в то время, необходимость викарных епископов, непредусмотренных канонами, была обоснована. В настоящее время в РПЦ со-храняется институт викарных архиереев. Викарным называется архиерей, не управляющий епархией. Викарный архиерей может быть назначен Священным Синодом в помощь епархиальному архиерею; в этом случае круг его обязанностей определяется епархиальным архиереем. Викарный архиерей может нести иное церков-ное послушание, например, быть ректором духовного учебного заведения, управлять монастырем, возглавлять синодальное учреждение, руководить приходом.
О церковном приходе. Все архиереи в той или иной степени высказались за расшире-ние прав прихода. Они требовали восстановления у прихода права юридического лица, права владеть собственностью. «Приходу должны быть предоставлены права юридического лица по приобретению движимого и недвижимого имущества, право контроля над церковными суммами и отчасти право распоряжения ими…», - писал преосвященный Сергий. Предлагалось предоставить приходу право ходатайствовать за избранного кандидата в члены клира, всем постановлениям прихода, ут-вержденным губернатором, при-дать силу закона.
Приходом, согласно Уставу Русской Православной Церкви, называется община православных христиан, состоящая из клира и мирян, объединенных при храме. Приход нахо-дится под наблюдением епархиального архиерея и под руководством по-ставленного им священника-настоятеля. Приход образуется по добровольному согласию верующих право-славного вероисповедания, достигших совершеннолетия, с благослове-ния епархиального архиерея. Для получения статуса юридического лица приход регистрируется государствен-ными органами в порядке, опреде-ляемом законодательством страны нахождения прихода. Во главе каж-дого прихода стоит настоятель, на-значаемый епархиальным архиереем.
10 октября 2009 г. Священным Синодом был принят новый вариант типо-вого устава прихода Русской Православной Церкви. Всем приходам РПЦ пред-стоит провести приходские собрания, принять переработанный в соответствии с типовым новый приходской устав, утвердить его у епархиального архиерея и представить в органы Министерства юстиции для государственной регистрации. Предыдущий типовой устав православного прихода был принят 9 апреля 1998 г.
Характеризуя изменения типового устава прихода, Святейший Патриарх Кирилл сказал: «В прежней редакции типового устава в качестве высшего органа управления прихода было указано приходское собрание. Однако это положение устава не соответствовало церковным канонам, согласно которым полнота властных полномочий в сфере управления приходом должна принадлежать правящему архиерею. Теперь такое несоответствие устранено и в качестве высшего органа управления приходом указан правящий архиерей.
Значительные изменения коснулись статуса настоятеля. (…) отстранение священника от руководства финансово-хозяйственной деятельностью прихода было ключевым направлением «хрущевской реформы», осуществленной в 60-х годах прошлого столетия. В то время Церковь была вынуждена пойти на уступки и передать полномочия по распоряжению денежными средствами и имуществом прихода церковным старостам. Согласно новому типовому уставу настоятель бу-дет одновременно занимать должность председателя приходского совета, а зна-чит, именно настоятелю будет принадлежать право первой подписи банковских и иных финансовых документов. Вместе с тем в исключительных случаях правящий архиерей вправе отстранить настоятеля от должности председателя приходского совета и назначить на эту должность иное лицо, в том числе клирика прихода или даже мирянина».
О благоустройстве прихода. Интересный отзыв «О благоустройстве прихода» направил преосвященный Никодим, епископ Приамурский и Благовещенский. Владыка указывает два общих недостатка современного церковного прихода, которые вызывают необ-ходимость реорганизации церковных общин: ограниченность сферы их действий и разобщенность вплоть до полного отрешения от общеприходской жизни членов прихода. Такой строй и порядок, по мнению владыки, в высшей степени ненормален и противоречит основному духу христианской общины, как малой Церкви. Вла-дыка предлагает ряд конкретных мер:
- учреждение миссионерских кружков и обществ трезвости;
- организация приходских библиотек и просветительских обществ;
- устройство детских приютов и приемных покоев для бедных;
- образование специальных фондов для оказания материальной помощи бедным прихода и погребения.
По мнению епископа Нико-дима, чем больше будет дано прихожанам право участие в церковных делах, тем более можно будет ожидать для Церкви плодотворных результатов.
Проблемы, поднятые в отзыве владыки Никодима и других епархиальных архиереев, остаются проблемными и в наши дни.
Современный православный приход, отмечает Патриарх Кирилл, «отличается от общины XIX века. В нем нет четко определенного списка прихожан, в городах нет территориальных границ прихода. Конечно, в любом храме есть постоянные люди, но многие посещают и несколько храмов одновременно. При такой системе связь человека с приходской общиной становятся менее тесной. В городе священники могут и не знать всех прихожан своего храма. Пожалуй, главным недостатком в этом случае является то, что люди, к сожалению, забывают об обязанностях по отношению к своему приходу. Пастырю труднее обращаться к прихожанам с вопросом о помощи, привлекать их к образовательным и социальным программам. (…)
Современный приход должен быть настоящей общиной, где люди, получая опыт общения в молитве и в таинстве Евхаристии, распространя-ют его на межличностные и межсе-мейные отношения, развивают чувст-во солидарности и взаимной под-держки. Приход в хорошем смысле слова должен стать местом встречи людей, где бы они чувствовали ло-коть друг друга. Вот почему так важна социальная приходская работа, особенно с молодежью и одинокими людьми. Не менее важна образовательная деятельность прихода как с детьми, так и со взрослыми, организация внебогослужебных собраний, паломничеств, досуга молодежи. Приходы должны стать центрами, реально объединяющими людей в усло-виях возрастающего отчуждения».
Изучение материалов о реформе Российской Православной Церкви в конце XIX — начале XX вв. значительно обогащает наши знания по истории России этого периода и истории нашей Церкви. Чем отчетливее вырисовывается церков-ная жизнь конца синодальной эпохи, тем легче заметить, что и сегодня перед нашей церковью стоят задачи, во многом сходные с задачами того времени, которые только накапливались в течение долгих лет советских гонений на Церковь, но так до сих пор и оставшиеся неразрешенными. Это, прежде всего, вопросы соборного управления Церкви, связи епископа со своей паствой, создания церковного суда, духовного образования, а также жизни прихода.
Хронологически первым авторитетным источником начала ХХ в. являются собранные в 1905-06 гг. “Отзывы епархиальных архиереев по вопросу о церковной реформе”. Из них становится очевидным почти полное единодушие епископов в мнении о необходимости реформы, обновления и оживления существующего церковного строя и именно они легли в основу работы Предсоборного Присутствия (1906-07 гг.) и Предсоборного Совещания (1912 г.), которые в свою очередь подготовили деяния Поместного Собора 1917-18 гг.
Сравнивая предложения епархиальных архиереев о реформе епархиального управления с современным епархиальным устройством можно сделать вывод, что движение за реформы в начале ХХ века не привело в полной мере к осуществле-нию задуманных преобразований. Отчасти это было вызвано политическими и историческими событиями первой половины века. Многие церковные проблемы, о которых писали и говорили епископы, остаются на повестке дня и сегодня. По мнению историков церкви, «Отзывы…» свидетельствуют о развитом чувстве от-ветственности за свое архиерейское служение, неравнодушном и трезвом воспри-ятии проблем церковной жизни пастырями Церкви того времени.
Список использованной литературы:
1. Благовещенская и Тындинская епархия // Православие на Дальнем Востоке: Информационно-аналитический портал [сайт]. – Код доступа: http://pravostok.ru/ru/church/fareast/eparchy/blago/history/
2. Доклад Святейшего Патриарха Кирилла на Архиерейском совещании// Цер-ковный вестник. – 2010. - № 3. – код доступа: http://www.e-vestnik.ru/rubric/8/1249 (08.09.2010).
3. Иларион (Алфеев), еп. Патриарх Кирилл: жизнь и миросозерца-ние//Богослов.ру : Научный богословский портал [сайт]. – Код доступа: http://www.bogoslov.ru/text/521536.html (08.05.2010).
4. Митрофанов Г. , прот. Лекции по истории Русской Православной Церкви в XX веке \\Библиотека слушателей богословских курсов при Хабаровской ду-ховной семинарии [Электронный ресурс]. Версия 2-01.09. – Хабаровск, 2009.
5. Отзывы епархиальных архиереев по вопросу о церковной реформе. В 2 ч. Ч. 1. – М.: Общество любителей церковной истории; Изд-во Крутицкого подворья, 2004. – 1038 с. – (Материалы по истории Церкви. Кн. 33).
6. Отзывы епархиальных архиереев по вопросу о церковной реформе. В 2 ч. Ч. 2. – М.: Общество любителей церковной истории; Изд-во Крутицкого подворья, 2004. – 1056 с. – (Материалы по истории Церкви. Кн. 33).
7. Устав Русской Православной Церкви\\Русская Православная Церковь: Офи-циальный сайт Московского Патриархата [сайт]. – Код доступа: http://www.patriarchia.ru/db/text/419782.html (08.05.2010).
8. Цыпин В., прот. История Русской Православной Церкви. Синодальный и но-вейший периоды (1700 – 2005). – 4-е изд. - М. : Изд-во Сретенского монасты-ря, 2010. – 816 с.
9. Численность населения России на начало 2009 года составила 141,9 млн. чело-век// Корреспондент.net [сайт]. – Код доступа: http://korrespondent.net/russia/747696 (08.05.2010).