О Великом Покаянном Каноне преподобного Андрея Критского
Протоиерей Андрей Чесноков18.02.2010
Начался Великий пост – время покаяния, время духовного пробуждения. Может, потому и называют это время духовной весной: как пробуждается от зимнего сна природа, оживает то, что могло показаться навсегда омертвевшим, так в душе кающегося человека начинает сквозь коросту грехов пробиваться духовная жизнь. Невозможно начать духовную жизнь без покаяния, вот и звучат в период Великого поста частые призывы Матери Церкви к своим детям покаяться – осознать свои грехи, отвергнуть их и переменить свою жизнь. Великий покаянный канон преподобного Андрея Критского – самый глубокий, многогранный, поэтический призыв.
«Откуду начну плакати окаяннаго моего жития деяний»? Этих первых слов канона ждет, как дождя после засухи, душа того, кто первые дни поста каждый год проводит в храме. Вновь перед духовным взором предстают картины греховных падений и покаяния, заимствованные из Библии: «Совокупи убо Давид иногда беззаконию беззаконие, убийству же любодейство растворив, покаяние сугубое показа абие». Но воспринимаются они не как далекие образы событий, произошедших с другими людьми. Библейский образ оказывается удивительно совпадает с жизнью и переживаниями автора канона и его слушателями – нами: «Яко Каин и мы, душе окаянная, всех Содетелю деяния скверная, и жертву порочную, и непотребное житие принесохом вкупе: темже и осудихомся».
И вот уже не только слова покаянного канона проходят через нашу душу, помогая ей в своих молитвах к Богу звучать в унисон с молитвой святого. Но и через наше сердце проходит слово Божие – святая Библия. Как часто люди жалуются, что не могут понять того, что написано в Библии. Даже Евангелие на русском языке кажется непонятным, не говоря уже о Ветхом Завете, чтение которого иногда бросают, к сожалению, и те, кто читал Евангелие и ходит в храм. Трудности вызывает, конечно, не чтение само по себе. Не вопрос: «Что здесь написано?», а «Как это понимать?» встает перед тем, кто не может увидеть в Ветхом Завете ничего, кроме череды человеческих беззаконий, прерывающейся иногда Божьими чудесами.
И тогда помочь может именно покаянный канон преп. Андрея Критского, который справедливо назван богословами ключом к пониманию Священного Писания. Проникновенные слова канона помогают нам увидеть себя среди библейских событий, приложить к себе библейские образы начиная от Адама («Первозданнаго Адама преступлению поревновав, познах себе обнажена от Бога и присносущнаго Царствия и сладости, грех ради моих») до евангельских событий («Яко разбойник, вопию Ти: помяни мя; яко Петр, плачу горце: ослаби ми, Спасе; зову, яко мытарь, слезю, яко блудница; приими мое рыдание, якоже иногда хананеино»).
Конечно, невозможно здесь процитировать все тропари канона, он велик во многих смыслах, и в смысле размера тоже. В течение четырех первых дней поста, с понедельника по четверг за вечерним богослужением прочитываются четыре части канона. Надо присутствовать на этих службах, надо слышать слова покаянного канона, чтобы научиться покаянию и, вместе с тем, пониманию Библии. Канон преп. Андрея Критского созвучен Священному Писанию, но не заменит его. Многие образы могут попросту «не сработать», не задеть душу, оказаться непонятной «абракадаброй». И дело здесь не в церковнославянском языке наших молитв – слова «согрешихом», «беззаконновахом», «неправдавахом» можно соотнести с русским языком по аналогии, а вот имена Авессалом и Ахитофел, Дафан и Авирон, Озия и Езекия без чтения Библии останутся загадкой на любом языке.
Позже, на пятой седмице Великого поста в среду вечером, канон будет читаться полностью. Есть еще время взять в руки Библию и с покаянным размышлением начать понимать те строки, которые ранее были непонятны. Гряди, окаянная душе, с плотию твоею, Зиждителю всех исповеждься и останися прочее преждняго безсловесия, и принеси Богу в покаянии слезы.
Протоиерей Андрей Чесноков, настоятель Спасо-Преображенского прихода г. Братска
Источник: сайт Иркутской епархии.