Новый храм Богоявления Господня в Нагоя
Бесстремянная Галина09.09.2009
Постепенный успех здесь, в Нагоя, христианства, с помощью Божиею, несомненен.
Святитель Николай Японский. Запись в дневнике от 6/18 июня 1882 года
В Японской Православной Церкви свыше 70 приходов, примерно в 55 из которых возведены здания храмов. Три храма: Токийский кафедральный собор Воскресения Христова (1891, перестроен после землетрясения 1923), храм Воскресения Христова в Хакодатэ (1916) и храм святого апостола и евангелиста Матфея в Тоехаси (1913) — признаны национальным культурным сокровищем Японии. В Японии есть и другие старинные православные храмы: храм Благовещения в Магата (1892), собор Благовещения в Киото (1901), храмы начала XX века в сельских приходах Токийской митрополии. Практически все японские храмы, за исключением Токийского собора 1891 года, созданы японскими архитекторами. Интересно, что в Японии множество «храмов-близнецов»: один из храмов в такой «паре» практически полностью копирует другой, более ранний храм. Так, например, практически идентичны старинные деревянные храмы в Киото и Тоехаси и современные храмы в Токусима и Асикага. Собор Николай-до стал прообразом для храмов в Каннари и Магата.
Большинство православных храмов Японии были перестроены или возведены заново; причинами стали разрушения во время военных авианалетов времен Второй мировой войны, а также обветшание зданий от времени или из-за землетрясений. Часто с увеличением числа верующих приход покупал новый просторный участок и на нем возводил более просторный храм. Такова история церквей Покрова Богородицы в Йокохама, Рождества Богородицы в Одавара.
Строились и новые храмы: в 1972 году был возведен храм святителя Николая Японского в Маэбаси (Токийская митрополия), а в 1978 году — часовня святителя Николая Японского рядом с Токийским кафедральным собором.
Совсем недавно, в 2004 году, в городе Уцуномия (Токийская митрополия) на смену обветшавшему первому деревянному храму была возведен новый просторный храм во имя святых равноапостольных Константина и Елены.
30 июня 2009 года в городе Нагоя на новом участке, приобретенном общиной в 2006 году, состоялся чин закладки камня в основание строящегося храма Богоявления. Приход Нагоя — один из крупнейших в Японской Православной Церкви. Сам город — это один из ведущих экономических центров страны. Он расположен в 300 километрах к юго-западу от Токио и в 100 километрах к востоку от Киото. Через Нагоя издавна проходил важнейший торговый тракт страны: старинная дорога из древней столицы Киото в город Эдо (Токио).
О Православии в Нагоя стало известно с 1873 года.
«Нагоя, бывшая резиденция одного из Госанке, и притом главнейшего из них, имеет до 40 000 домов с 120 000 жителей коренных, с временно же живущими — до 200 000 жителей… Христиан к Собору прошлого года показано состоявшими 57 человек… Первые проповедовали здесь христианство в 1873 году Даниил Кангета и Григорий Миямото… К Собору 1879 года… было крещено девять человек… Проповедь ведется в трех местах. Во-первых, в Квайдо (в здании самого молитвенного дома. — Г.Б.)… дом превосходный и в центре города; до обеда он всегда дома, и язычники, видя вывеску, иногда заходят спросить о вере… Во-вторых, у сицудзи (старосты. — Г.Б.) Петра Такаги по понедельникам и четвергам, вечером, в 8 часов; из слушавших здесь двое недавно приняли крещение… В-третьих, у помощника сицудзи, Стефана Кавамура, по вторникам и пятницам с 9 часов вечера; из слушавших один крестился; ныне приходят христиане и несколько язычников» (святитель Николай Японский. Запись в дневнике от 6/18 июня 1882 года).
В наши дни Нагоя — это самый экономически быстро растущий город Японии, так как рядом расположен комплекс заводов и научных центров компании «Тойота». Пожалуй, именно по этой причине лишь в Нагоя можно увидеть многополосные автомобильные дороги: после военных налетов город был специально отстроен с учетом необходимости транспортировки большого количества машин в разные уголки Японии. В Нагоя находится и несколько ведущих научных университетов.
Однако этот город был одним из центров Японии уже в конце XIX века, поэтому так важно было начать здесь проповедь Православия.
«Нагоя, по важности положения своего в ряду бывших удельных княжеств и по огромности народонаселения, сама была центром, к которому тяготели окрестности на далекое расстояние, и была самостоятельна как относительно Киото и Осака, так и Едо, но по роскоши и другим чертам нравов больше походила на Осака, чем на другие места. Отсюда и доныне сильны здесь… буддийские суеверия… Здесь 338 тера (буддийских храмов. — Г.Б.) и 61 мия (синтоистский храм. — Г.Б.), что достаточно свидетельствует, как силен здесь буддизм… Но вообще постепенный успех здесь христианства, с помощью Божиею, несомненен, хотя он и будет медлен» (там же).
Приход Нагоя всегда отличался особенным усердием, здесь исправно совершалось богослужение, звучало красивое церковное пение, существовали детская воскресная школа, молодежное общество, сестричество.
«Общественная молитва бывает каждую субботу с 8 часов вечера — собирается больше 20 человек; и каждое воскресенье с 10 часов утра — собираются 14—15 человек… Проповедь в субботу говорится на текст из апостольских посланий, а в воскресенье — на дневное Евангелие. Поют четыре человека…» (там же).
«Похвальные учреждения в Нагоя. Есть воскресная школа для детей… есть еще сейненквай (молодежное общество. — Г.Б.); по субботам после службы собираются 19 человек, до 35 лет… собравшиеся объясняют взаимно Евангелие и ведут другие благочестивые беседы» (запись от 27 октября (нов. ст.) 1889 года).
«К 6 часам пополудни в церковном доме собралось довольно много христиан, и отслужена была вечерня. Пение и прежде, и теперь было очень стройное…» (запись от 23 июня/5 июля 1892 года).
Первый православный храм в Нагоя был построен в 1881 году. Верующие Нагоя всегда особенно радели о благолепии своего храма.
«По прибытии в церковный дом отслужили краткий молебен, и по метрике взглянуто было на состояние Церкви. Крещено здесь 238… За нынешний год… пожертвовано местными христианами: по поводу землетрясения, на исправление церковного дома, 67 ен 33 сен, на устройство иконостаса 62 ены…» (там же).
У общины возникли сложности с арендой земли у ее хозяина-язычника, и поэтому прихожане собрали средства на покупку нового участка в другой части города. Новый церковный дом был освящен в 1898 году. В 1899 году Нагоя стал самостоятельным приходом, и сюда был назначен благочинный. В 1913 году в Нагоя был построен постоянный храм, который сгорел во время Второй мировой войны. В 1949 году храм восстановили на новом месте, в квартале Ямахана, где он находится и сейчас. Сначала службы совершались во временном храме, а в 1972 году было возведено современное здание.
В Нагоя более 100 семей постоянных прихожан. Ежемесячная приходская газета выпускается тиражом в 400 экземпляров и рассылается не только в Нагоя и в другие префектуры Японии, но и 50 верующим и друзьям храма, живущим сейчас за пределами Японии. Православная церковь Нагоя находится в 5 км от центра города, в академическом районе, рядом с крупными университетами. Поэтому в службах участвуют ученые и студенты из Восточной Европы и России.
Благочиние составляют храм Нагоя, сельский храм Ханда и приход Канадзава. Приход окормляет жителей префектур Аити, Гифу, Миэ и Исикава. Настоятель благочиния Нагоя священник Георгий Мацусима служит здесь с 1991 года. Батюшка родился в православной семье: его дед был одним из основателей прихода в городе Такамацу, административном центре одной из префектур на острове Сикоку. Отец священника — здравствующий и ныне 80-летний Иоанн Мацусима — помнит, как в 1920-е годы в их семье останавливался преемник святителя Николая Японского епископ Сергий (Тихомиров), объезжавший все большие и малые приходы Японии для сбора средств на восстановление Токийского кафедрального собора.
Отец Георгий Мацусима занимается переводами трудов современных духовных писателей (митрополита Антония Сурожского, протопресвитеров Александра Шмемана, Иоанна Мейендорфа), публикуя отдельные брошюры и статьи во всеяпонском журнале «Православный вестник», а также в журнале Западной епархии и приходском вестнике храма Нагоя. Ежедневные утренние и вечерние богослужения в храме Нагоя, службы в приписных храмах благочиния, совершение треб для прихожан, руководство строительным комитетом, выступления с лекциями о догматике на регулярных учебных семинарах Западнояпонской епархии в Нагоя и Тоехаси, беседы о Православии с жителями города в Международном центре города Нагоя, проведение занятий вечерней катехизаторской школы для взрослых, литургические переводы на японский язык — все это неотъемлемая часть служения священника.
Супруга отца Георгия, матушка Мария Мацусима, — регент храма и ведущий исследователь Японии в области истории православной музыки. Издание ежемесячного бюллетеня о церковном пении, ведение литургического сайта с богослужебными текстами на японском, английском, греческом и румынском языках, выступления с лекциями о церковной музыке в православных приходах и на научных семинарах, обучение регентов и прихожан отдаленных храмов церковному пению, переводы богослужения с русского на японский язык, участие в деятельности сестричества и организации летнего православного лагеря — это лишь небольшая часть церковного служения супруги благочинного Нагоя.
Сбор средств для возведения нового храма начался в 1980-е годы, при прежнем настоятеле, теперь благочинном Кюсю священнике Павле Оикава. Однако участок земли удалось приобрести лишь три года назад. Подобно тому, как 100 лет назад средства для возведения православных храмов в Японии собирались в России и Америке, и сейчас пожертвования для прихода Нагоя приносят и присылают православные верующие России, Америки, Австралии, Канады и многих других стран.
Если большинство японских храмов взяли за образцы русские или греческие храмы XVIII—XIX веков, то новый храм в Нагоя напоминает старинные русские соборы XV—XVI века[1]. Просторный величественный храм сможет одновременно вместить около 300 верующих. Здесь впервые в Японии планируется создать и большой баптистерий для крещения взрослых[2].
В начале 2006 года, в преддверии покупки земли для храма, матушка Мария Мацусима специально побывала во всех трех благочиниях Хоккайдо и познакомилась с архитектурными особенностями старинных деревянных и каменных храмов самого севера православной Японии. Год спустя, осенью 2007 года, отец Георгий предпринял поездку в Сэндай, чтобы изучить архитектуру храмов северо-востока острова Хонсю: Исиномаки, Итиносэки, Каннари, Вакуя. Помимо красоты и благолепия православных церквей, священник обращал внимание на мельчайшие подробности внутреннего устройства храма: размеры алтаря и солеи, организацию вентиляции в жаркое лето и холодную зиму, противостояние повышенной влажности и разрушительной силе водных потоков во время сезона дождей, наиболее подходящий для акустики материал стен и пола храма.
Даже во время отпуска на несколько дней и поездки к родителям на остров Сикоку, при посещении центра благочиния — храма в Токусима — отец Георгий сравнивал размеры отдельных элементов этого храма и строящегося храма в Нагоя. А матушка Мария обращала особенное внимание на храмовую акустику.
Комитет по строительству храма Нагоя собирался раз в несколько месяцев, при этом регулярно проводились расширенные встречи для всех прихожан. Во время одной из самых первых встреч, в Рождество 2007/2008 года, токийский архитектор Судзуки показывал всем предварительный макет храма, а его друг и второй архитектор будущего храма Богоявления, православный историк архитектуры Михаил Икэда рассказывал об особенностях русских храмов, увиденных им во время научных поездок в Петербург.
Если прежний храм был возведен в честь Благовещения Пресвятой Богородицы, то новый храм было решено освятить в честь Богоявления Господня. Это связано с тем, что в Японии особенно много Благовещенских храмов — их семь, и они расположены в каждой из трех епархий. В то же время Крещению Господню посвящен лишь один храм — в Наканиида (Сэндайская епархия). Несколько же лет назад при изучении истории прихода Наканиида стало известно, что изначально храмовой иконой здесь является образ Иоанна Предтечи, и потому более правильным названием будет — храм Иоанна Предтечи. Так, новый храм в Нагоя станет первым храмом Богоявления Господня в Японской Православной Церкви.
Традиционно при возведении нового храма в нем стараются сохранить всю церковную утварь из прежнего храма. Поэтому новый храм Богоявления возводится таким образом, чтобы в него мог быть перенесен иконостас из нынешнего храма.
В связи с тем, что старинные службы чина основания храма, переведенные святителем Николаем Японским, существовали в конце XIX — начале XX века лишь в рукописном виде, до наших дней они не сохранились. Поэтому сейчас в Японии чаще всего используется сокращенный вариант этого чина. Желая составить как можно более полную службу, отец Георгий и матушка Мария перевели недостающие тропари и ектении, используя тексты на церковнославянском и английском языках. Отдельные детали чина закладки камня были уточнены благодаря объяснениям настоятеля подворья Московской Патриархии в Токио протоиерея Николая Кацюбана. Ведь совсем недавно, в марте 2008 года, в одном из центральных районов Токио совершился чин закладки камня в основание строящегося храма Александра Невского, а в сентябре прошло освящение возведенного храма.
Утром 30 июня 2009 года в Нагоя была совершена Божественная литургия, во время которой причастилось около 20 прихожан. В своей проповеди отец Георгий напомнил верующим о том, что дарование Господом возможности приобрести участок и приступить к строительству храма становится началом нового миссионерского служения, сопряженного с огромными сложностями возможного непонимания и неприятия. Священник поведал всем, что слова дневного апостольского и евангельского чтений во время литургии оказались удивительно созвучны нынешним трудам прихода по возведению храма. «Но как призывать Того, в Кого не уверовали? как веровать в Того, о Ком не слыхали? как слышать без проповедующего?» — вопрошает апостол (Рим, 10: 14). «Но кому уподоблю род сей? Он подобен детям, которые сидят на улице и, обращаясь к своим товарищам, говорят: мы играли вам на свирели, и вы не плясали; мы пели вам печальные песни, и вы не рыдали», — вторит ему евангелист (Мф, 11: 16—17).
Предстоятель Японской Православной Церкви митрополит Токийский Даниил, в ведении которого находятся Токийская митрополия и Киотоская епархия, благословил благочинного Нагоя совершить закладку камня от имени правящего архиерея. Чин начался с крестного хода, когда в котлован проследовали прихожане с хоругвями и иконами. Среди икон был образ «Аз есмь с вами и никтоже на вы» — специально изготовленный на Леушинском подворье в Петербурге список с чудотворной иконы.
Конец июня — начало июля в центральной Японии всегда является периодом проливных дождей. С вечера и утром шел сильный дождь, поэтому в котловане был натянут специальный тент. Во время чина основания храма дождь лишь слегка моросил, а в момент закладки камня выглянуло яркое солнце, вновь спрятавшееся за густые тучи сразу же по завершении всех молитв чина.
Многие прихожане вернулись в храм, где долго обсуждали прошедшие три года, во время которых приход готовился к строительству храма. Верующие говорили о роли миссионерской Церкви Японии и о необходимости сохранить в новом храме ту дружную семейную атмосферу, которая сложилась в приходе Нагоя.
Новый храм Богоявления будет расположен ближе к центру города. Это дает возможность надеяться на увеличение числа желающих придти в храм. Ведь и в наши дни христианство, и особенно Православие, остается во многом не знакомым обычным японцам. Поэтому дело миссионерской проповеди в Японии еще только начинается.
Завершение строительства храма запланировано на начало января 2010 года, к храмовому празднику — Богоявлению.
[1] Осенью 2006 года, во время паломничества в Россию, матушка Мария собрала множество фотографий русских храмов разного времени.
[2] Однако и в старом здании храма в Нагоя было организовано несколько крещений взрослых при полном погружении в воду.
Источник: Православие.RU.