Некоторые апекты православного пастырства
Священник Владислав Москаленко20.07.2009
Тело как храм Святого Духа
В своей повседневной практике каждый приходской священник так же, как и практикующий врач, сталкивается с многочисленными случаями человеческих страданий — телесных, вызванных болезнями, и душевных, вызванных неудовлетворенными надеждами и нереализованными стремлениями. Современный мало воцерковленный человек ждет зачастую от общения со священником, как минимум, озарения, а нередко — просто явного чуда. Ждет ответа, как поступить в конкретной жизненной ситуации, а еще лучше, как, не особенно себя чем–то утруждая, получить разрешение всех своих проблем и исцеление от всех своих болезней. Увы, даже прозорливые святые старцы вряд ли удовлетворили бы таких, в кавычках, «богоискателей».
Церковь не пренебрегает телом человека, называя его храмом Святого Духа. Об этом говорит преподобный Ефрем Сирин: «Тело твое, христианин, есть храм Святого Духа, желающего обитать в тебе. Поэтому имей радение о храме, чтобы не оскорбить обитающего в нем. Великий будет стыд и строгий суд осквернившему храм Господень — тело свое, если он не получит прощения покаянием и не омоет слезами своими нечистоты». Преподобный авва Исаия откровенно призывает: «Позаботься о твоем теле как о храме Божием. Позаботься о нем! Оно должно воскреснуть, а ты должен дать отчет Богу, что сделал ты со своим телом». Призыв вести здоровый образ жизни, заниматься спортом, правильно питаться, наверное, только тогда не останется пустым звуком, когда он будет построен на действительно твердом, Евангельском основании.
Болезнь — путь к исправлению
Совершенно очевидно, что такие страсти, как пьянство, курение, наркомания и прочие подобные им являются, губительными. Вот что по этому поводу говорится в замечательном древнерусском литературном памятнике — «Домострое»: «Если Бог нашлет на кого-то болезнь или какое страдание, врачеваться следует Божией милостью да молитвою и слезами, и постом, подаянием нищим да истовым покаянием, с благодарностью и прощением, с милосердием и нелицемерной любовью ко всем. Если кого ты чем-то обидел, нужно просить прощения сугубо и в будущем не обижать. А при этом отцов духовных и всех священников и монахов поднять на моление Богу и петь молебны, и воду святить честным и животворящим Крестом и освящаться елеем; по святым чудотворным местам по обету ходя, молиться со всею чистою совестью, и тем получить от Бога исцеление самым разным недугам. И всех согрешений избегать и впредь никому не творить зла. Наказы же духовных отцов соблюдать и епитемьи править, и тем очиститься от греха, душевные и телесные болезни исцелить, взывая к Божиему милосердию».
Наши предки совершенно отчетливо воспринимали болезни как следствие нарушения нравственного закона: «Кто же в своей дерзости и страха Божьего не имеет и воли Божией не творит, закону христианского отеческого предания не следует, о Церкви Божией, о молитве, и о восхвалении Божием не думает, ест и пьет без удержу до обьядения и до пьянства в неурочное время, в воскресения и в среды и в пятницы, в праздники и Великим постом и постом Успенским без воздержания блудит в неурочное время, нарушая природу и закон, или те, что всякую мерзость творят и всякие богоотвратные дела: блуд, распутство, сквернословие и срамословие, — все угодное бесам, всю непристойность и наглость… И благой человеколюбец Бог, не приемля таковых злых нравов людей и обычаев, и всяких неподобных дел, как чадолюбивый отец страданиями спасает всех нас, наказывает за премногие наши грехи, но не предает скорой смерти, не желает смерти грешника, но ждет покаяния, чтобы мог человек исправиться и жить».
Последствия греха сквернословия
Любопытно, что среди тех грехов, которые перечисляет средневековый автор присутствуют и такие, как сквернословие и срамословие. Сквернословие, скверные слова — так издавна в русском народе именовали матершину. Корень идет от слова «скверна». В Словаре великорусского языка Даля сказано: «Скверна — мерзость, гадость, пакость, все гнусное, противное, отвратительное, непотребное, что мерзит плотски и духовно, нечистота, грязь и гниль, тление, мертвечина, извержения, кал; смрад, вонь; непотребство, разврат, нравственное растление; все богопротивное».
Когда человек говорит скверные, матерные слова, нарушая библейское: «Слово гнилое да не исходит из уст ваших», он оскверняет, пачкает грязью свои уста. Кроме того, матершинник льет гнусную грязь в уши окружающих. Нередко этим самым он причиняет настоящее страдание тем, кто не выносит бранной речи. Хочется заткнуть уши и бежать. Портится настроение, то есть сметается, смущается благой настрой души.
Сквернословие имеет прямое отношение к миру зла, поэтому чаще оно слышится среди пьяниц, хулиганов и преступников. Сквернословие настолько глубоко вошло в быт неверующих людей, что они уже матом не ругаются, а разговаривают на матерном языке.
К сожалению, это обычный способ общения большей части современной молодежи, и даже дети заражены сквернословием. За них особенно больно, и как их винить, если с детства они окружены матершиной? Как от нее уберечься? В таких детях заметны какая-то особая черствость, равнодушие и пренебрежительность к окружающим. Трудно представить их в будущем создающими теплый семейный очаг, спокойный и уютный.
Особенно страшно, когда сами родители оскорбляют детский слух нравственно растлевающими словами. Характер ребенка формируется в раннем возрасте. Детские психологи считают, что формирование его происходит с младенчества и до семи лет. Дальше начинают складываться мировоззрение, отношение к людям, обществу и различным явлениям жизни. Все это, в основном, приходится на школьный возраст. И если весь этот большой, важный и сложный период человек находится под влиянием грязных слов, то, конечно, он вырастет ущербным, с цинизмом, презрением ко всему, гнилью в душе и характере. Родители в данном случае сами вырастили неполноценного ущербного человека. На того, кто постоянно грязно матерится, вряд ли можно положиться в каком-то серьезном деле. Кто легко позволяет себе нечистоту, гнилую речь, тот может легко решиться и на нечистые дела.
Необходимо знать: склонность к сквернословию — это склонность к противлению против воли Божией; следом за склонностью к сквернословию и мату, как правило, прививаются такие грехи, и пороки души, как тщеславие, эгоизм, плотские похотения и др.
В Ветхом Завете, если сын злословил отца или мать, его при свидетелях насмерть избивали камнями. В Священном Писании сказано: «От слов своих оправдаешься, и от слов своих осудишься». Злые слова и матершина не только наносят вред тому, к кому они обращены, но еще больше тому, кто их произносит.
Вне всякого сомнения, сквернословие, разлагая нравственную природу человека, разрушает и природу телесную, приводя к многочисленным болезням, страданиям и смерти. Думается, с уверенностью можно сказать, что невысокий уровень физического здоровья нашей нации сегодня во многом объясняется столь распространенным грехом сквернословия. «Недуги человеческого тела суть естественные последствия повреждения естества грехом и злоупотребления телом», — свидетельствует святой Игнатий Брянчанинов. Тот же святой говорит о вторичности телесных недугов по отношению к неправедной и неблагочестивой жизни: «Когда ум и сердце сделаются обителью Бога…, тогда, естественно, делаются Его обителью и душа и тело».
Церковь как духовная баня и больница
Ясно, что грех — это грязь. Тогда Исповедь есть баня, омывающая наши души от духовной грязи. Грех — это яд для души, а Исповедь есть лечение отравленной души, очищение ее от яда греха. Мыться посреди улицы, на всеобщем обозрении неудобно, да и от отравления на ходу не излечишься. Здесь необходимы специальные учреждения. В данном случае таким богоустановленным «учреждением» является Святая Православная Церковь.
Могут возразить: «Почему нужно исповедоваться именно в присутствии священника, в обстановке именно церковного Таинства? Разве Бог не видит сердца человека? Если я сделал плохо, согрешил, но вижу это, стыжусь этого, прошу у Бога прощения — разве этого недостаточно?» Но если кто-то из нас упадет в болото и, выбравшись на берег, будет стыдиться того, что он весь в грязи, — разве этого будет достаточно, чтобы стать чистым? Разве одним чувством отвращения он уже омылся? Чтобы смыть грязь, нужен внешний источник чистой воды. Чистая омывающая вода для души и есть благодать Божия; источник, откуда льется вода — Церковь Христова; процесс омовения — Таинство Исповеди.
Подобную аналогию можно провести, если смотреть на грех как на болезнь. Тогда Церковь — это больница, а Исповедь — лечение болезни. Причем, саму Исповедь в этом примере можно рассматривать как операцию по удалению опухоли (греха), а последующее за ней Причастие Святых Даров (Тела и Крови Христовых в Таинстве Евхаристии) — как послеоперационную терапию по заживлению и восстановлению организма (души).
Осмелимся утверждать, что распространение болезней, в том числе и не излечимых современной медициной, несмотря на явные фундаментальные успехи в искусстве исцеления, достигнутые в наши дни, является следствием низкого духовно-нравственного уровня, что свойственно обществу, не стремящемуся устраивать свою жизнь по Евангельским идеалам
Источник: сайт Читинской епархии.