Неделя о мытаре и фарисее
Игумен Ефрем (Просянок)21.01.2010
Совсем недавно завершились Рождественский пост и святки, теперь же и до Великого поста рукой подать. Так устроен церковный календарь, что дата празднования нашего главного праздника – Пасхи – зависит от лунного календаря. Поэтому каждый год Пасху мы празднуем в разные дни, и соответственно все, что в церковном календаре связано с Пасхой, выпадает на разные даты. В 2010 году Пасха будет праздноваться 4 апреля: из возможных дат празднования Пасхи эта – самая ранняя, а значит, Великий пост отстоит от Рождественского совсем недалеко.
Православные христиане готовятся к встрече Пасхи в течение продолжительного Великого поста. Чтобы в эти дни нам войти также подготовленными, с особым настроем, издревле установлены подготовительные недели к самому Великому посту. И предстоящая неделя является первой из таковых. Называется она Неделей о мытаре и фарисее, так как в храмах за месяц до начала поста прочитывается интересный евангельский отрывок – притча о мытаре и фарисее. Христос рассказал эту притчу, желая показать, какая молитва угодна Богу.
Два человека вошли в храм помолиться: один фарисей – человек знатный и начитанный, а другой мытарь – простой сборщик налогов. Фарисей, став, молился сам в себе так: «Боже! благодарю Тебя, что я не таков, как прочие люди, грабители, обидчики, прелюбодеи, или как этот мытарь: пощусь два раза в неделю, даю десятую часть из всего, что приобретаю».
Мытарь же, стоя вдали, не смел даже поднять глаз на небо, но, ударяя себя в грудь, говорил: «Боже! будь милостив ко мне грешнику!»
«Сказываю вам, – заключил притчу Христос, – что мытарь пошел в дом свой более оправданным, нежели фарисей: ибо всякий, возвышающий сам себя, унижен будет, а унижающий себя возвысится» (Лк 18. 10-14)
Эта притча вызвала переворот в сознании многих собеседников Христа. Все ведь сочли, что фарисей, соблюдающий установления Закона Божия, несомненно, был достоин почтения и награды, а мытарь, живущий за счет поборов, и не отличавшийся добродетелью, заслуживает презрения и наказания. Господь не осуждает фарисея, ибо тот искренне обращался к Богу, хотя и был слеп духовно. Но как получается, что мытаря Господь оправдывает более? Этим рассказом Христос еще и еще раз пробуждал закосневшее в букве Закона сознание слушателей. Он пытался показать, что Бог судит о человеке не по внешним проявлениям его религиозности, а по состоянию души.
Фарисей считал праведностью именно внешнюю религиозность: пост, исполнение обрядов и традиций – и тем самым возрастил в своей душе тяжелейшие грехи: гордость, самодовольство. Мытарь же осознавал свою греховность и искренне исповедовал ее перед Богом в сокрушенной молитве: «Боже! Будь милостив ко мне грешнику!»
Эта евангельская притча о смирении и еще о том, что пост, соблюдение традиции – только средства для приближения к Богу. Сами по себе они пусты и приобретают ценность только тогда, когда служат этой цели, помогают нам разорвать оковы греха, обнажить душу пред Спасителем, ощутить потребность в Нем.
Именно поэтому, начиная подготавливать нас к Великому Посту, чтобы он прошел для нас с духовной пользой, Церковь предлагает нашему вниманию евангельское чтение о мытаре и фарисее. Каким будет для нас этот пост: фарисейством перед людьми или временем упражнения в смирении, очищения души, совершенствования? К ответу на данный вопрос перед Богом и самим собой призывается каждый из нас в это воскресенье.
Из вводного слова ведущего к православной передаче «Благовест» на «Первом краевом телевидении». 23 января 2010 года.