Хабаровск православный Журнал Навстречу новым возможностям

Навстречу новым возможностям

Игумен Петр (Еремеев)

23.04.2009

Вопрос признания государством дипломов учреждений высшего профессиональ­ного религиозного образования обсуждается в церковной и светской образова­тельной среде уже не менее десяти лет. В 2008 году были утверждены принятые Государственной Думой поправки в законодательстве, позволяющие религиоз­ным вузам получать лицензию на реализацию государственных образователь­ных стандартов и, соответственно, претендовать на аккредитацию. Прошёл уже почти год с принятия этого решения, однако вопросы о целесоо­бразности получения государственной лицензии всё ещё звучат в церковной среде. Ряд из них мы адресуем игумену Петру (Еремееву), проректору Хабаров­ской духовной семинарии — первой, подготовившей полный пакет документов для лицензирования по государственным образовательным стандартам.

Отец Пётр, начнём с главного вопроса: зачем церковным учебным заведениям государственная аккредитация?

С 1917 года и до сих пор духовные академии и семинарии в нашей стране, по сути, существуют за границами национального образования. Их выпускники получают дипломы, защищают дис­сертации, им присваивают учёные звания, но всё это происходит внутри церковной ограды, за которой высшие духовные учебные заведения, равно как и лица, их окончившие, не имеют соот­ветствующего статуса.

Если в советские годы такое положение было вынужденным и с ним приходилось смиряться, то теперь мы должны сделать всё, чтобы духов­ные учебные заведения стали полноценными членами отечественного вузовского сообщества. Уровень учебного заведения определяется ква­лификацией его преподавательского состава и выпускников, документальным подтверждением чего является диплом о высшем образовании. Вот с решения этого, казалось бы, формального вопроса мы и начали нашу работу.

На сегодняшний день существует только одна правовая форма признания государством за тем или иным российским учебным заведением права выдавать дипломы государственного образца — аккредитация. Только аккредитованные вузы являются полноправными участниками высшего образования в России, со всеми вытекающими отсюда возможностями. И, не пройдя последова­тельно лицензирование и аккредитацию по соот­ветствующему государственному образователь­ному стандарту, духовные учебные заведения рискуют так и остаться за границами простран­ства высшего образования.

Это понимают все, и поэтому ещё в марте 2002 года, выступая на совещании ректоров духовных учебных заведений, Святейший Патри­арх Алексий II говорил об аккредитации как о первоочередной задаче, стоящей перед систе­мой духовного образования. Святейший Патри­арх Кирилл, будучи ещё председателем ОВЦС, патронировал Учебный комитет в его деятель­ности по проработке этой темы буквально с пер­вых шагов, что внушает уверенность в скорой реализации давно уже намеченных планов. Тем более теперь, когда на законодательном уровне устранены все препятствия.

Существуют ли «облегчённые» варианты решения вопроса признания дипломов?

Мне приходилось слышать несколько идей, но они не имели под собой серьёзной правовой базы. Честно говоря, у меня вызывают опасения попытки вывести духовные учебные заведения за рамки существующего правового поля, регу­лирующего деятельность в сфере высшего обра­зования. Духовные школы, как и вся Церковь до начала 90-х годов, находясь в положении изгоя, уже испытали все недостатки такой исключённости. Мы должны преодолеть искушение само­достаточности и обеспечить соответствие нашей деятельности принципам и нормам современ­ного высшего образования, только так система духовного образования сможет быть актуальной и жизнеспособной в новых условиях.

http://www.pravostok.ru/uploaded/img/280109_5-1.jpg

Хабаровская духовная семинария подгото­вила полный пакет документов, необходимых для получения лицензии на реализацию теоло­гического образовательного стандарта. Есть ли существенные отличия между государственным и церковным стандартами по богословию?

Безусловно, ныне действующие государствен­ный и церковный стандарты имеют определён­ные отличия, но разница в учебных часах и коли­честве дисциплин вполне терпима, поскольку у этих стандартов, по большому счёту, одна база. Скоро будут введены в действие образователь­ные стандарты третьего поколения, и вопросы соотношения часов и дисциплин церковного и государственного стандартов практически будут сняты.

Как Вы прокомментируете опасения, что аккредитация приведёт к вмешательству в жизнь духовных учебных заведений со стороны государства?

События недавней советской истории пока­зывают, что тоталитарное государство при жела­нии может вмешиваться в жизнь духовной школы при любом её юридическом статусе и положении. Чтобы прошлое не вернулось, надо работать во благо настоящего и будущего.

Сегодня взаимоотношения государства и Церкви строятся по принципу сотрудничества и партнёрства. Решение вопроса аккредитации семинарий и академий необходимо рассматри­вать в плоскости именно такого сотрудниче­ства — Церковь заявляет о соответствии своих вузов требованиям государственных стандартов в области высшего образования, а государство лицензирует духовные учебные заведения и при­нимает соответствующее решение об их аккреди­тации. Если Церковь на каком-то этапе переста­нут устраивать государственные образовательные стандарты, то она беспрепятственно откажется и от их использования и от самой аккредитации, сохранив при этом лицензию на образовательную деятельность в религиозной сфере. Так или иначе, на внутренней жизни духовных школ это никак негативно не отразится.

Ваши доводы в пользу государственной аккре­дитации церковных вузов преимущественно касаются формальной стороны дела — статуса духовных учебных заведений в государстве. Насколько злободневна эта проблема с точки зре­ния внутренней жизни Церкви?

Я повторюсь, чтобы быть правильно поня­тым. Сегодня выпускники духовных школ, даже самые талантливые и образованные, если они не окончили ещё и светский вуз, для всех государ­ственных учреждений так и остаются людьми, имеющими только среднее образование. По этой причине они, отучившись в духовных акаде­миях и семинариях, регентских и иконописных школах, не могут продолжить своё образова­ние в российских и зарубежных магистратурах, аспирантурах и докторантурах, не могут вос­пользоваться возможностью получения второго высшего образования, поскольку формально не имеют высшего образования как такового. По той же причине нашему выпускнику практически невозможно трудоустроиться учителем и препо­давателем в средние и высшие учебные заведения или сотрудником в научные центры. Встречаются редкие исключения из правил. Мне вот повезло, я защитился в докторантуре Софийского государ­ственного университета по направлению Мини­стерства образования РФ, имея на руках только кандидатский диплом МДА. Но такие прецеденты едва ли способны кого-то обнадёжить.

Конечно, большинство выпускников семина­рий становятся священниками. Но служение своё они совершают сегодня, слава Богу, не только в церковной ограде. И от того, чем и как мы их воо­ружим, во многом зависит горизонт их возмож­ностей. Священник, окончив семинарию с госу­дарственным дипломом, получив необходимую педагогическую практику, сможет преподавать в любом учебном заведении основы православной культуры, религиоведение, историю России и так далее. Выпускники регентских школ наряду с хоровой деятельностью в храме могли бы препо­давать в школе детям музыку. Любая школа, тем более сельская, сегодня этому будет только рада.

Ваша позиция ясна. Но так ли необходимо лицензировать именно Хабаровскую семинарию? Наверняка в недавно образованном учебном заведении и без того хватает проблем...

Трудиться надо и трудиться хорошо, незави­симо от места и условий служения. Тогда не будет таких проблем, которые невозможно решить.

Конечно, ситуация, в которой мы развиваем нашу образовательную деятельность, непростая. До сих пор мы обеспечиваемся преподаватель­ским составом «вахтенным» методом: каждый год к нам на Дальний Восток в командировку приезжают на два-три года выпускники акаде­мий. С 2005 года один состав уже полностью сме­нился. Но такое положение дел применительно к развитию духовной школы в новых жизненных реалиях имеет определённые преимущества.

Из «первого эшелона» преподавателей опыт педагогической и административной работы был только у меня одного. Необходимо было с самого начала положить основание для качественного и успешного развития школы. Именно поэтому Хабаровская семинария с первого дня существо­вания развивает свою учебную деятельность, руководствуясь нормами высшего образования. Только так мы смогли быстро наладить нормаль­ный учебный процесс, методическую работу в условиях нашей «целины».

После утверждения Священным Синодом церковного образовательного стандарта мы само­стоятельно разработали весь объём документов, необходимых для полноценной его реализации, в том числе учебно-методические комплексы по всем дисциплинам на все пять лет обучения. Это в то время, когда в ряде центральных духовных школ до сих пор нет даже учебного плана, и един­ственным нормативным документом по органи­зации учебного процесса остается расписание занятий на доске объявлений.

Как только это стало возможно, с сентября 2008 года мы приступили к подготовке пакета документов для получения лицензии на реализа­цию государственных стандартов. Мы не совер­шаем никакого подвига, мы планомерно рабо­таем на результат.

У нас нет времени на раскачку. Впрочем, по большому счёту, у кого оно сегодня есть?

И всё же подготовка документов для лицен­зирования — это непростое дело, тем более, когда ты первопроходец.

Мы были не одни. Работу по подготовке документов мы начали, заручившись благосло­вением председателя Учебного комитета РПЦ архиепископа Верейского Евгения. В этой работе нам помогали и помогают сотрудники ПСТГУ, ректор которого, протоиерей Владимир Воро­бьёв, является заместителем председателя Учеб­ного комитета по вопросам лицензирования и аккредитации.

Без помощи и поддержки специалистов нам пришлось бы тяжело. Если будет принято реше­ние о дальнейшем лицензировании и аккреди­тации духовных учебных заведений по госу­дарственным стандартам, то, конечно, будет необходимо создавать в Москве соответствую­щую профильную структуру в аппарате Учебного комитета. Централизованное правовое и органи­зационное сопровождение академий и семина­рий в прохождении всех процедур позволит мак­симально ускорить процесс аккредитации. Но это не означает, что в столице всё за тебя сделают. Работа на местах предстоит большая.

Получается, что единственная перспектива для развития духовного образования — переход на рельсы государственных стандартов?

Сегодня вопрос так не стоит. Уровень наших семинарий различен. Очевидно, что к лицензи­рованию по государственным стандартам мно­гие из них подойдут нескоро.

При всей важности затронутых проблем надо понимать, что никто не добивался и не соби­рается добиваться государственного диплома любой ценой. Всё это время Церковь совершен­ствовала собственную образовательную систему, исходя из внутренних задач. И открывшиеся сегодня перед духовной школой возможности стали результатом, следствием этих усилий. Такой взгляд нисколько не умаляет значение государственной аккредитации, напротив, позво­ляет правильно расставить приоритеты и после­довательность в нашей работе.

Думая о перспективе, мы в первую очередь должны интенсифицировать деятельность по стандартизации духовного образования. Реформа высшей духовной школы идёт с середины 90-х годов, и её положительные результаты налицо. Проведённая реорганизация позволила создать эффективную систему высшего духовного обра­зования, добиться качественных изменений. За последние десять лет уровень образования и научно-исследовательской работы в духовных учебных заведениях существенно повысился.

Эти положительные тенденции в развитии духовного образования, конечно, обнадёживают, но не дают повода расслабляться. Нам предстоит ещё очень много работы, и не только в учебном направлении. Реформа духовного образования пока мало коснулась не менее сложных проблем в сфере воспитательной работы и организации духовной жизни в семинариях и академиях.

Студенческий православный журнал Московской духовной академии «Встреча» №1 (28) 2009


Общество