Хабаровск православный Журнал Морально-этическая задача СМИ с точки зрения Церкви

Морально-этическая задача СМИ с точки зрения Церкви

Дидур Андрей

22.12.2009

Заявленная тема предполагает, что в докладе будет раскрыто отношение Церкви к деятельности СМИ, поэтому логично было бы начать выступление с освещения вопроса о статусе Церкви. Мы предлагаем следующую структуру доклада: прежде всего скажем о том, что представляет собой Православная Церковь, затем перейдем к СМИ, и далее поговорим о морально-этических ценностях.

Итак, Церковь – это собрание людей, верующих во Христа как в Бога, ставшего Человеком ради их спасения. Все желают себе счастья, однако это стремление часто остается нереализованным из-за того, что наталкивается на зло, которое действует в каждом из нас и вокруг нас. Церковь помогает человеку совершать свое спасение, под которым понимается вечная блаженная жизнь. Церковь помогает исполнить свое предназначение в этом мире.

Отсюда становится понятным используемый в христианской письменности образ Церкви как корабля, плывущего по бурным волнам житейского моря и несущего тех, кто вступил на его борт, в тихую гавань вечного спасения.

Рождение Церкви связано с первой проповедью Евангелия – Благой вести, когда апостолы, ближайшие ученики Христа Спасителя, начинают исполнять заповедь их Божественного Учителя: «Идите, научите все народы, крестя их во имя Отца и Сына и Святаго Духа, уча их соблюдать все, что Я повелел вам» (Мф 28.19-20).

В этих словах Священного Писания, Библии, заключена главная задача Церкви – свидетельство о Воскресении Христовом, главном событии в истории нашего спасения. «Просветительная, учительная и общественно-миротворческая миссия Церкви побуждает ее к сотрудничеству со светскими средствами массовой информации, способными нести ее послание в самые различные слои общества»[1].

Итак, мы переходим к изложению второй части доклада, посвященной СМИ.

Можно сказать, что в определенном смысле средствам массовой информации также свойственна роль учителя и наставника, посредника, примиряющего социальные противоречия.

В исследованиях, посвященных социологии СМИ, отмечаются их разные функции, в числе которых информационная присуща им по определению. В то же время «процесс распространения информации с неизбежностью включает в себя и процесс распространения отношения к ней», то есть передаются не только сведения, знания, но и, в том числе, идеи, имеющие определенное ценностное выражение и стимулирующие принятие определенных норм и образцов поведения[2].

Ценности воплощаются в социальных нормах, отражаемых СМИ через одобрение (неодобрение), поддержку (порицание) конкретных поступков, действий, внешнего вида, манер и т. п.[3]

К сожалению, информация, которую несут современные СМИ, помимо положительной оценки, в то же время вызывает множество нареканий, а в статистическом соотношении позитивного и негативного последнее имеет явное преимущество. Для примера приведем данные эксперимента, проведенного журналистами газеты «Комсомольская Правда» в 2004 году. Целые сутки просидев перед телевизором, они старательно фиксировали и классифицировали все, что происходило на экране. «Данные, полученные в ходе эксперимента, заставили всерьез задуматься над тем, не стоит ли вообще отказаться от просмотра отечественных телепередач. За сутки, проведенные перед телевизором, журналисты насчитали 202 убийства, 160 драк, 66 пьянок и 302 «черные» новости. Для сравнения: за тот же интервал времени российские телеканалы успели показать своим зрителям всего 20 благородных поступков, 87 хороших новостей и 74 шутки»[4].

Отдельные исследования отмечают, что одновременно с «некоторым увеличением числа качественных изданий наблюдается процесс бульваризации, «пожелтения» многих газет»[5]. Этот вывод, касающийся печатный изданий, вполне применим и к другим СМИ. Он отражает общую тенденцию: снижение содержательной наполненности СМИ и, в целом, падение культурного уровня населения.

Церковь не может оставаться в стороне от явлений общественной жизни. Серьезная обеспокоенность содержанием передаваемой информации побудила ныне покойного Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Алексия II выступить «с призывом к взрослым россиянам оберегать своих детей от негативного влияния СМИ, Интернета и компьютерных игр». По его словам «средства массовой информации сегодня пропагандируют культ насилия, жестокости и безнравственности. Нас убеждают в том, что жизнь человека ничего не стоит»[6].

Возникает законный вопрос, где СМИ могут найти нравственную точку опоры для своей деятельности? Таковой точкой являются морально-этические ценности, тем более что исследователи выделяют их в числе прочих ценностей, отражаемых СМИ[7].

Одно из определений морали называет ее особой формой «общественного сознания и видом общественных отношений (моральные отношения); одним из основных способов регуляции действий человека в обществе с помощью норм. В отличие от простого обычая или традиции нравственные нормы получают идейное обоснование в виде идеалов добра и зла, должного, справедливости и т. п. В отличие от права, исполнение требований морали санкционируется лишь формами духовного воздействия (общественной оценки, одобрения или осуждения)»[8].

Однако не существует нравственного императива, абсолютно принимаемого всеми людьми. В то же время, большинство людей одинаково воспринимает те или иные явления как добрые или как злые, что свидетельствует о врожденном нравственном чувстве, свойственном всему человечеству.

Нужно сказать, что краеугольным камнем, который был положен в основание европейской, в том числе и российской, цивилизации, стало христианство. Нормы христианской нравственности долгое время являлись главным критерием при определении того, что такое хорошо и что такое плохо. Источник такой нравственности – Божественное Откровение и основанная на нем традиция – опыт жизни во Христе.

Однако по мере секуляризации общества, основывающейся на идее автономного положения человека, независимости его от Бога и церковных институтов возникли иные, отличные от христианской, точки зрения на происхождение нравственности.

Эпоха Просвещения, свидетельствуя об отрыве от религиозных корней, дала следующий ответ: мораль, нравственность не имеет объективной основы, является результатом договора.

Позитивизм, следуя путем, проторенным просветителями, также отвергает объективность  морали и доходит в своих выводах до такой крайности, что рассматривает ее лишь как разновидность психических процессов, как нечто субъективное.

С определенными оговорками, можно признать положительным явлением в европейской культуре учение Канта о внутреннем категорическом императиве, которое, хотя и не рассматривало религию в качестве онтологического базиса морали, все же дало почву для нравственности. «Две вещи наполняют душу всегда новым и все более сильным удивлением и благоговением, чем чаще и продолжительнее мы размышляем о них, – это звездное небо надо мной и моральный закон во мне»[9].

Тем не менее, современная Европа все дальше уходит от своих христианских истоков. Сегодня можно говорить о крушении моральных устоев, вершиной которого стали бескровные молодежные революции шестидесятых годов XX века, «которые провозглашали абсолютный индивидуализм, так называемую сексуальную революцию, то есть дозволенность и даже законность различных половых извращений (прежде всего, гомосексуализма), законность и желательность внебрачной половой жизни, культ наркотиков и психоделической музыки»[10].

Говоря о внутреннем нравственном чувстве, христианство называет его совестью, или голосом Божиим в человеке, осуждающем или оправдывающем его. На встрече с молодежью, прошедшей 29 мая 2009 года в Санкт-Петербурге, нынешний Святейший Патриарх Кирилл сравнил это чувство с компасом, который указывает человеку путь к счастью. Но когда на стрелку этого чувствительного прибора оказывают влияние внешние силы, он может выйти из строя и указать неверное направление. «Среди опасных внешних сил Святейший Патриарх назвал воздействие СМИ, стереотипов моды, вредных привычек, наркотиков»[11].

Важно подчеркнуть, что вне контекста Божественного Откровения любые моральные установки остаются, в лучшем случае, правилами этикета, хорошего тона и лишаются того онтологического статуса, который придает им христианское учение. С точки зрения последнего, заповеди Божии являются не нормами поведения в юридическом, дисциплинарном смысле, а объективными законами нашего бытия, следуя которым мы, собственно, и можем быть людьми.

Трудно поспорить с тем, что современное человечество, пораженное различными недугами, не в состоянии самостоятельно разрешить свои многочисленные проблемы. В то же время, аскетический и душепопечительский опыт, накопленный Церковью за двухтысячелетнюю историю, является поистине бесценным духовным сокровищем, далеко не в полной мере востребованным страждущим миром.

Обеспокоенность состоянием СМИ приводит к тому, что из среды различных социальных слоев все чаще раздаются голоса о введении государственного или общественного контроля. Но, как показывает опыт, любые запретительные меры малоэффективны. Более действенным, как нам кажется, будет преображение внутреннего мира человека через следование в своей жизни нормам христианской нравственности. Такая основа, стержень, могут без революционных потрясений и карательных санкций преобразить внешнюю деятельность. Именно таким представляется выход из сложившейся ситуации. При этом решение журналиста, редактора, собственника СМИ должно быть сознательным и свободным. Церковь и СМИ могут и должны быть союзниками в деле несения людям идеалов добра, свидетельстве о высоком призвании человека.

В завершении доклада хотелось бы привести слова из «Основ социальной концепции Русской Православной Церкви», документа, утвержденного в 2000 году и выражающего официальную позицию по насущным проблемам настоящего времени.

В «Основах» отмечается всё возрастающая роль СМИ в современном мире, уважительное отношение к труду журналистов. При этом подчеркивается, что «информирование зрителя, слушателя и читателя должно основываться не только на твердой приверженности правде, но и на заботе о нравственном состоянии личности и общества, что включает в себя раскрытие положительных идеалов, а также борьбу с распространением зла, греха и порока. Недопустимыми являются пропаганда насилия, вражды и ненависти, национальной, социальной и религиозной розни, а также греховная эксплуатация человеческих инстинктов, в том числе в коммерческих целях. СМИ, обладающие огромным влиянием на аудиторию, несут величайшую ответственность за воспитание людей, особенно подрастающего поколения. Журналисты и руководители средств массовой информации обязаны помнить об этой ответственности».

 Доклад Дидура Андрея, студента Хабаровской духовной семинарии, на городской студенческой конференции «Актуальные проблемы журналистики»  в Дальневосточном государственном гуманитарном университете. Хабаровск, 16 декабря 2009 года.

[1]  Основы социальной концепции Русской Православной Церкви. М., 2001. С. 115.

[2] Фомичева И.Д. Социология СМИ. [Электронный ресурс] Режим доступа: http://yanko.lib.ru/books/smi/ fomicheva-soc_smi-2007-ann.htm.

[3] Там же.

[4] Григорьев С. Электронные СМИ: опиум для народа? [Электронный ресурс] Режим доступа: http://www.narochnitskaia.ru/cgi-bin.

[5] Засурский Я.Н. Система средств массовой информации в России. [Электронный ресурс] Режим доступа: http://evartist.narod.ru/text/61.

[6] Григорьев С. Там же.

[7] Фомичева И.Д. Там же.

[8] Большая энциклопедия Кирилла и Мефодия. М.: Кирилл и Мефодий, 2006. [Электронный ресурс]. 3 электрон. опт. диска (CD-ROM).

[9] Философский словарь. [Электронный ресурс] Режим доступа:http://www.ruart.info/articles/kritika_  prakticheskogo_razuma_kant.

[10] Диакон В.Василик. Православие и права человека. [Электронный ресурс] Режим доступа: http://www.bogoslov.ru/ text/496896.html

[11] Фома. Православный журнал. 2009. № 7(75). С. 12-13.


Общество