"Молодой воин" Царства Небесного
02.03.2012
Великомученик Феодор Тирон в земной жизни служил воином в римской армии. Тирон - означает "молодой воин", то есть новобранец. В городе Амасии он был принуждаем вместе с другими христианами отречься от Христа. За поджог языческого храма святого бросили в темницу на голодную смерть. Там ему явился Господь Иисус Христос и словами: «Я с тобой, дерзай, Феодор, не принимай ни пищи, ни пития земного и получишь жизнь Вечную со Мной на Небе» утешил и укрепил его. Отвергнув принуждения вкусить идоложертвенную пищу, Феодор был приговорен к сожжению. 17 февраля 306 года его душа отошла ко Господу.
Церковь чтит память святого 2 марта, вспоминая посмертную помощь святого христианам. Император Юлиан Отступник во время своего правления, желая досадить христианам, приказал Константинопольскому градоначальнику в первую неделю Великого поста тайно кропить кровью идольских жертв пищу на рынках. По злому замыслу императора христиане должны были невольно стать жертвами языческих приношений. Святой Федор, почивший полвека назад, в ночном видении явился Константинопольскому архиепископу Евдоксию и велел ему объявить христианам, чтобы они не покупали продукты на рынках, но готовили коливо (кутью), т.е. вареную пшеницу с медом.
В честь этого события Православная церковь чтит память великомученика Федора Тирона в первую субботу Великого поста. Накануне в пятницу, после Литургии Преждеосвященных Даров, совершается молебен, на котором читается особый канон мученику Феодору Тирону и благословляется кутья.
В явлении мученика Феодора сказывается его особое заступничество. В 362 году Пасха была 31 марта, а первое воскресение Великого Поста пришлось на 17 февраля, когда Церковь отмечает память мученической кончины мученика Феодора Тирона. Таким образом, святой мученик явился Предстоятелю Византийской Церкви с предупреждением верующим людям о грозящем им бедствии в день своей памяти.
Поминовение мученика Феодора знаменовало собой торжество Православия над коварством язычества. В IX веке в первое великопостное воскресение стали отмечать победу Православия над иконоборчеством, а память мученика Феодора была перенесена на предыдущий день, однако идея первого великопостного воскресения сохранилась — это Торжество Православия.