Мы — причастники Божества
Игумен Петр (Еремеев)25.02.2010
Продолжается Великий пост. И в начале каждой новой его недели Церковь предлагает нам значимые поводы для духовных рассуждений. В это воскресенье мы отмечаем память великого святого Григория Паламы.
Его исполненная чистоты и веры жизнь сама по себе уже является примером для христиан. Но совершенно удивительным и поразительно современным является его богословское наследие.
Святитель Григорий Палама жил в 14 веке в весьма уже слабой и разоренной Византийской империи. Многие византийцы понимали, что причина материальных бед и народного неустройства кроется в проблемах духовного свойства. Понимал это и святой Григорий.
Современники святого, устраивая свою религиозную, духовную жизнь, часто увлекались внешней ее стороной. Сверкающие убранством храмы, пышные богослужения, приходящие с запада традиции и обряды, все это нередко становилось единственно главным в их церковной жизни. Это нередко приводило к духовной деградации, неспособности верующего человека за душевными восторгами увидеть гораздо более важные духовные смыслы. Принцип духовной жизни – раскрытия в себе Царствия Божиего, уступал место второстепенным внешним атрибутам благочестия.
Дошло до того, что некоторые из духовенства и верующих стали рассуждать о невозможности для человека видеть Небесный свет, быть сопричастным Богу уже здесь на земле. Но ведь именно к этому призывает нас Христос в Евангелии, и именно это в буквальном смысле было доступно святому Григорию и его собратьям в монастырях Афона.
Человек, живущий в вере, идущий по пути земной жизни к вратам жизни вечной, действительно уже здесь на земле имеет возможность приобщения Богу. Именно это происходило и происходит с теми кто, очищая свое сердце, достигая чистоты душевной, в полноте просвещается Нетленным Светом Божественных энергий, раскрывает в себе Образ Божий.
В истории Церкви много примеров, когда лицо святого, все его тело начинало ослепительно сиять. И наш великий русский святой Серафим Саровский, отвечая на вопрос своего ученика Н. А. Мотовилова, «что есть Царствие Небесное», просиял светом необычной красоты и силы. Этим же светом, светом Преображения Господня, исполнялись и многие духовные братья святого Григория Паламы. И вот представьте, что находились те, кто не верил в это или сознательно боролся за идею невозможности для человека при жизни приобщиться Богу. Святой Григорий со всей очевидностью показал их неправоту.
Одно из своих произведений святитель Григорий Палама начинает замечательными словами, словами, взятыми у апостола Павла: «Мы — причастники Божества». Дух замирает! Вот кто такой на самом деле человек – причастник Божества! И именно поэтому мы должны отмыть себя от грязи греха, чтобы светильник нашей души засиял Божественным Светом.
Святой Григорий не просто встал на защиту истинного Православного учения, он призвал и повел многих верующих к духовному возрождению. Вот такой пример предлагает нам Церковь в это воскресенье Великого Поста… Пример для осмысления, пример для подражания.
Из вводного слова ведущего к православной передаче «Благовест» на «Первом краевом телевидении». 27 февраля 2010 года.