Хабаровск православный Журнал «ЛЮДЕЙ НАДО РАЗУМНО, НЕНАВЯЗЧИВО, НО СИСТЕМНО ПРИОБЩАТЬ К ЦЕРКВИ»

«ЛЮДЕЙ НАДО РАЗУМНО, НЕНАВЯЗЧИВО, НО СИСТЕМНО ПРИОБЩАТЬ К ЦЕРКВИ»

Епископ Читинский и Краснокаменский Евстафий

21.10.2009

— Владыка, для большинства наших соотечественников Чита — далекий суровый край, испокон веков служивший местом ссылки. Особенно «прославился» Читинский острог — место содержания декабристов. Об истории Православия на этих землях, к сожалению, известно гораздо меньше, равно как и о современной церковной жизни. Расскажите, пожалуйста, что представляет собой сегодня Читинская епархия[1].

— Когда в 2000 году я был назначен на кафедру, в Чите было три храма; сегодня уже семь. Всего в епархии 114 приходов — 62 в Республике Бурятия и 52 в Забайкальском крае — при общей численности населения 2 миллиона человек. Многие приходы еще используют здания детских садов, клубов, домов культуры, но таких становится все меньше и меньше. В настоящее время у нас строится 50 храмов. Это типовые здания с куполами. Другое дело, что пока они, конечно, небольшие, но зато это полноценные храмы.

Завершили строительство кафедрального собора в Чите. Долгое время Читинская епархия — единственная во всей Русской Православной Церкви — должного кафедрального собора не имела. Им служил Воскресенский храм, очень небольшой по размерам, устроенный в здании бывшего католического костела, которое в 1945 году передали Православной Церкви. Мы его капитально реконструировали, и сейчас архитектурный облик здания, увенчанного куполами, уже соответствует традиционному виду православного храма.

Новый кафедральный собор в честь Казанской иконы Божией Матери, великое освящение которого в 2004 году совершил нынешний Святейший Патриарх Кирилл еще будучи митрополитом Смоленским и Калининградским, — один из самых больших храмов нашей Церкви. При строительстве мы повторили проект Губкинского храма Белгородской области, улучшив его, в частности уделив больше внимания акустическим характеристикам здания.

Милостью Божией наш Казанский собор востребован — он заполняется людьми. Радует то, что времена, когда на службе стояли одни бабушки, прошли. Обычно в храме по праздникам 50—70% от общего числа прихожан — молодежь. В нижней, стилобатной, части собора устроен актовый зал на 500 мест. Именно там проходят все общеепархиальные мероприятия. При соборе у нас есть библиотека — более 2 тысяч томов. Она общедоступна. На руки книги не выдаются, но можно придти и почитать в читальном зале.

Недавно также в Чите было построено здание духовного училища. На заседании Священного Синода 27 мая этого года было благословлено его открытие, так что, Бог даст, осенью начнут учиться первые учащиеся. Обучение в училище будет трехгодичным.

— Есть ли в епархии монастыри?

— В епархии пять монастырей: два мужских и один женский в Бурятии, один мужской и один женский в Забайкальском крае. Все они новые — им «от роду» девять лет. Насельников в наших монастырях в среднем по 14—15 человек. Старинные монастырские здания сохранялись в советское время как архитектурные ансамбли, но были заняты разными ведомствами. В двух из них: Посольском Спасо-Преображенском, что на Байкале, и Троицком Селенгинском монастырях — размещались психиатрические лечебницы.

Женский монастырь в Бурятии был преобразован из приходского храма в честь Сретения Господня. Этот храм в 2000 году был отреставрирован нашими местными благодетелями, которые сами в то время воцерковлялись. Они полностью обустроили обитель.

В пригороде Читы построен новый женский монастырь во имя Всех святых, в земле Российской просиявших. А также мужской в честь Успения Божией Матери; он пока не зарегистрирован, поскольку епархии документально еще не передали монастырскую территорию, ранее принадлежавшую пионерскому лагерю «Юный ленинец». Пока мы пользуемся помещениями этого лагеря, приспособив их под храм и братские кельи.

— Вероятно, есть особые сложности со становлением монашеских обителей там, где духовная жизнь долгие годы была под запретом?

— Проблемы с правильным устроением монашеской жизни не решаются быстро. Эта проблема вечная, ведь задача монастырей — воспитать святых, что совершается в течение всей жизни. Конечно, созидать заново непросто. Не скажу, что у нас сейчас все гладко. Помогает небольшой опыт, приобретенный в бытность мою наместником ростовского Спасо-Яковлевского монастыря.

Вижу, что те наши земляки, кто избрал узкий и тернистый путь монашеского подвига, искренне и с полной отдачей готовы нести все трудности.

Как относятся к Церкви буряты и другие местные народности? Ведь для них Православие — это традиционно русская религия.

— Сегодня на территории епархии буряты проживают в основном в Бурятии. Конечно, большинство бурят традиционно исповедуют буддизм, хотя часто весьма формально. Отношение их к Православной Церкви довольно спокойное и мирное. Есть и крещеные буряты. В епархии сегодня четверо священников — буряты.

— Существуют ли у вас в епархии какие-то особые местные церковные традиции?

— В девятую пятницу после Пасхи ежегодно у нас совершается четырехдневный крестный ход в село Иргень. Это одно из самых почитаемых святых мест в Забайкалье. Иргень находится примерно в 150 километрах от Читы. Здесь в XVII веке пострадали мученики — православные христиане-казаки из числа первопроходцев. Они ревностно и истово исповедовали свою веру, а пострадали от рук своего же воеводы Афанасия Пашкова — беспощадного деспота. Казачий стан стоял на озере, кишевшем рыбой. Пашков часто злоупотреблял своей властью, напивался и однажды в таком состоянии потребовал от своих подчиненных, чтобы наутро у него было засолено 40 бочек язычков от карасей. Можете себе представить, сколько рыбы нужно было загубить, чтобы заготовить 40 бочек этого сибирского деликатеса. Конечно, этого поручения казаки не смогли выполнить, и наутро воевода велел их казнить. Известны имена четверых: Василий, Иосиф, Киприан и Симеон, но их было больше. Примечательно, что после казни воевода зашел в сени своей избы и увидел, что там у него стоит 40 бочек с карасиными язычками. Замученные воины Симеон, Иосиф, Киприан, Василий неоднократно являлись православным и бурятам-язычникам, призывая почитать их память и место близ озера Иргень, освященное их страданиями. Позднее на месте Иргенского острога построили храм в честь почитаемой в Забайкалье иконы Пресвятой Богородицы «Знамение». Связано это посвящение с тем, что сохранилась икона «Знамение», принадлежавшая воинам-мученикам, о чем свидетельствуют изображенные на полях иконы их небесные покровители. Уже в XIX веке на этом месте был образован миссионерский стан, в котором проживал назначаемый священноначалием монах-миссионер. До революции в период от недели всех святых до девятой пятницы по Пасхе на Иргень поклониться воинам-мученикам шли нескончаемым потоком православные, а также почитающие это святое место старообрядцы и буряты-язычники. Двухвековая традиция крестных ходов на Иргень оборвалась после 1917 года и возродилась только в 1999 году.

Там, где некогда стоял миссионерский стан, из озера Иргень вытекает река Хилок. Она является притоком Селенги, которая несет свои воды в Байкал. Поскольку крестный ход всегда совершается летом, в теплое время, то после него прямо в реке Хилок мы крестим всех желающих. Обычно их бывает около ста человек. После этого мы всех причащаем. На берегу реки мы возвели небольшую ажурную металлическую часовню. Там служится обедница, панихида по убиенным воинам и потом причащаем и крестившихся, и всех крестоходцев, а также паломников, которых туда съезжается более 300 человек. Командующий Забайкальским военным округом, с которым у епархии сложились добрые отношения, специально выделяет для их перевозки автобусы.

Помимо Иргенского крестного хода, в епархии проходят еще и другие крестные ходы. Два в Улан-Удэ — в праздник иконы Божией Матери «Одигитрия» 10 августа и на день памяти царственных страстотерпцев. По Чите — в оба праздника в честь Казанской иконы Божией Матери, в дни памяти святого благоверного князя Александра Невского, в день рождения царя-мученика Николая II, два — в дни памяти преподобного Варлаама Чикойского — местночтимого святого, мощи которого мы обрели в августе 2002 года — сейчас они находятся в кафедральном соборе. 11 июня совершается 12-километровый крестный ход от Илиинской церкви села Урлук к месту, где прежде находился ныне разрушенный Иоанно-Предтеченский мужской монастырь, основанный преподобным Варлаамом, где и были обретены его мощи.

По Чите все крестные ходы идут от кафедрального собора до часовни святого Александра Невского. Протяженность этого пути — примерно 5—6 километров. Обычно идем полтора часа. Движение по пути нашего следования перекрывается. Слава Богу, мэрия идет навстречу, несмотря на то, что мы создаем определенные трудности для наземного транспорта. Первые крестные ходы, которые мы начали проводить с 2000 года, не всегда встречали с пониманием. Иногда водители плевались нам вслед, видя, что мы создаем помехи для движения, хотя тогда оно было менее интенсивным. Сейчас реакция куда доброжелательней. Люди осознают, что крестные ходы несут духовное очищение не только тем, кто является их участником, но и тому месту, где верующие проходят с молитвой, и нужны для оздоровления социальной ситуации в целом.

— В чем именно вы, как архипастырь, видите главную проблему современной жизни, требующую духовного врачевания?

— Одной из главных проблем является алкогольная зависимость, в том числе увлечение пивом, а точнее — его суррогатами, которые в изобилии продаются повсеместно. Это пагубная дорога неотвратимо ведет к нравственной деградации личности, что является огромной и серьезной проблемой. Очень подвержена пристрастию к алкоголю молодежь. После праздников по Чите одно время невозможно было пройти.

— Какими вы видите пути ее решения?

— У нас сложилось доброе и полезное сотрудничество с медиками Читы. В Читинской медакадемии работает известный врач-психиатр, профессор, доктор медицинских наук, заслуженный врач России Н.В. Говорин. Он ревностно борется с молодежным пивным алкоголизмом, составил подробнейшее описание того, что происходит с организмом человека, употребляющего пиво. Недавно у нас состоялась городская научно-практическая конференция, инициатором которой явилась краевая дума. Николай Васильевич выступил там с основным докладом и очень убедительно показал, насколько пагубен пивной алкоголизм, насколько чреват самыми печальными последствиями для репродуктивного здоровья молодых людей, особенно мужчин. Это было озвучено и проиллюстрировано ужасающими видеоматериалами с городских праздников, где молодежь от пива буквально сходит с ума. После этого у нас заметно упало потребление пива. Краевая дума приняла решение строго пресекать распитие пива на улицах, рассматривая это как административное правонарушение.

Еще одна из существенных мер по борьбе с алкоголизмом и безнравственностью — это совместное строительство нашей епархией и медакадемией православного храма во имя святителя Луки (Войно-Ясенецкого) на территории академии; храм будет способен вместить 320 человек. Мы надеемся, что будущие врачи будут не только познавать медицину, но и учиться врачевать души своих пациентов, болезни которых являются первопричиной всех недугов телесных.

— Владыка, не секрет, что одной из наболевших проблем для Зауралья и Сибири является демографическая. Рождаемость падает, растет миграция из сельской местности в крупные города, а в итоге пустующие земли охотно заселяются нашими восточными соседями, которые, напротив, изнемогают от перенаселенности.

— Китайцы — хороший трудолюбивый народ, отличающийся большой сплоченностью. Нам нужно многому у них учиться. Они очень любят свою страну. Почему сегодня китайская рабочая сила заполонила Россию? Потому что они выгоднее российскому работодателю. Их труд дешевле, они работают очень быстро, без всяких перекуров, от зари до зари. Наша рабочая сила при этом остается невостребованной и дисквалифицируется. Те, кто не спивается, идут торговать. Едут в тот же Китай и везут оттуда товары для продажи своим же соотечественникам. Но реальным производством своей продукции занимаются считанные единицы.

А сейчас, когда наш рабочий потенциал почти уничтожен, китайские работники поднимают цены на свой труд. Работодатели уже не могут рассчитывать на то, что труд китайских рабочих будет дешевле в условиях, когда конкуренции со стороны русских нет. В итоге мы попадаем в очень неприятную зависимость. Вопрос ее преодоления связан и с политической волей тех, кто принимает решения, и с необходимостью каждому отдельному человеку приложить на своем уровне максимум личных усилий для сохранения трудового потенциала страны и развития ее экономики. Вспомним, ведь еще сто лет назад наши предки успешно обходились без наемной рабочей силы и своими руками пахали, сажали, строили, сделав Сибирь житницей России.

— Вероятно, вся наша надежда в этом вопросе на молодое поколение. На что именно вы считаете нужным обращать особое внимание в процессе воспитания православных граждан России?

— Полагаю важным прививать им любовь к труду. У нас при соборе действует воскресная школа с достаточно широким набором предметов. Помимо основных вероучительных дисциплин, дети занимаются вышиванием, рисованием, лепкой, художественной самодеятельностью. С 2008 года при епархии действует судомодельный кружок. Там занимаются школьники с третьего по одиннадцатый класс, под руководством В.П. Вороновича — опытного педагога, более 40 лет посвятившего судомоделизму. Занятия проходят в новом здании духовного училища. Там есть все необходимое для занятий, даже небольшой бассейн, куда запускаются модели кораблей с дистанционным управлением. Недавно участники кружка выезжали на общероссийские соревнования в Благовещенск, где заняли второе общекомандное место. Привезли кубки, дипломы.

— Интересные предметы, кружки и секции при приходах — это замечательные формы организации досуга детей при Церкви. Но многие дети, становясь подростками, уходят из церковной ограды, порой насовсем. Как решить эту проблему? И решаема ли она вообще?

— Думаю, что она решаема только в том случае, когда наряду с чисто интеллектуальным интересом ребенку прививаются духовные начала, и это органично сочетается. Важно не просто научить юного человека какому-то ремеслу, а дать духовное наполнение, которое поможет ему не потеряться среди житейских соблазнов. Такое ненавязчивое приобщение к Церкви — это хороший добрый якорь, который удержит от каких-то греховных шагов и поступков. Но здесь, конечно, важна мера. Ребенка нельзя насиловать, нельзя довлеть над ним. Важно позволить увидеть, что ему только предлагается жить по совести, по тем нормам, которые человечество хранит уже 2000 лет, и предлагается добрым человеком, который помимо знаний дает ему любовь. Когда учитель действительно любит своих учеников, это же чувствуется. Эти ученики всегда на порядок выше других. К сожалению, сегодня эта составляющая в учебном процессе мало присутствует, поэтому у нас и дети становятся наркоманами, матерщинниками, творят на уроках что хотят. Если сейчас еще ювенальную юстицию разрешат, так ситуация и вовсе станет неуправляемой. Выход я вижу только в том, чтобы людей разумно, ненавязчиво, но при этом системно приобщать к Церкви. Вот это будет залогом успеха. У нас есть хорошие преподаватели, которые это понимают и стараются своей любовью, своей заботой воспитывать детей, сознавая, что от них зависит, станут ли эти дети завтра нормальными православными людьми и достойными гражданами своего Отечества или их подхватит улица.

C епископом Евстафием беседовала Ольга Кирьянова

Источник: сайт ПРАВОСЛАВИЕ.RU.

[1] Священный Синод РПЦ на своем заседании 10 октября 2009 года постановил: «1. Образовать Бурятскую епархию, выделив ее из состава Читинской епархии… 2. Епископом Улан-Удэнским и Бурятским быть епископу Алатырскому Савватию, викарию Чебоксарской епархии. 3. Преосвященным Читинским иметь титул Читинский и Краснокаменский» (Журнал № 82) // http://www.patriarchia.ru/db/text/810642.html).


Общество