Хабаровск православный Журнал «Религиозное воспитание неразрывно связано с моралью»

«Религиозное воспитание неразрывно связано с моралью»

Епископ Улан-Удэнский и Бурятский Савватий

09.06.2010

На этот раз на вопросы читателей любезно согласился ответить Епископ Улан-Удэнский и Бурятский Савватий. С 14.00 до 15.00 на два редакционных телефона непрерывно шли звонки. Вопросы были самые разные: от личностных (когда день рождения владыки), до проблемных. В перерывах между звонками читателей мы успевали задать вопросы, поступившие от читателей ранее. Начали с традиционного для Бурятии вопроса о семье владыки Савватия.

 

— Я из семьи священника. Мой отец недавно приезжал сюда погостить на неделю. И все мои братья тоже священники.

— Вы знаете свой родной язык?

 — Конечно, я знаю чувашский язык, общаюсь на нем. В Чувашии я проводил на родном языке службы. Чаще всего в селах, где преимущественно проживают чуваши. В городе же люди чаще говорят на русском языке. А как же иначе? Я чуваш и должен знать родной язык. Кстати, в чувашском языке много слов, похожих на бурятские. Алтан — золото, батор — богатырь, хурал — у нас стража, караул. Недавно выступала ученая по имени Сэсэг, отчества я еще с трудом запоминаю. Но ее имя я понял даже без перевода. По-чувашски цветок это «чечег». Ну мы же жили столько с монголами, потом с татарами. Чуваши — тюркский народ, и единственный среди тюрков христианский народ, все остальные тюрки — мусульмане.

Людмила Степанова, служащая:
— В Улан-Удэ будет строительство большого храма?

— Да, везде об этом уже говорилось. Собираемся строить большой кафедральный собор. С администрацией города присматриваем для храма заднюю часть территории парка имени Орешкова. Ту часть, что ближе к кинотеатру.

— Извините, а на какие средства будет вестись строительство?

— Только на пожертвования прихожан. Какого-то централизованного финансирования не предвидится.

— Значит, государство не будет финансировать это строительство?

— Нет-нет. Государство не имеет права даже вмешиваться в это.

Анна, верующая, г. Улан-Удэ:

— Что нужно для того, чтобы обвенчаться в церкви?

— Прежде всего, Анна, как я понимаю, вам нужен муж.

— Он есть. Мы в официальном браке. Но хотели бы еще и обвенчаться в церкви.

— Давно вы с ним живете?

— Год.

— Значит, вам нужно еще раз обдумать все и принять зрелое решение. И решимость прожить с этим человеком всю жизнь. Если готовы, то все можно сделать. Но сейчас идет пост. А во время него венчания не совершаются. После 12 июля — пожалуйста, приходите в любой храм в воскресенье, понедельник, среду, пятницу.

— Вы слышали про вашего знаменитого земляка отца Иакинфа Бичурина? Он оставил большой след в истории Бурятии, открыл первую в России школу китайского языка в Кяхте и сам в ней немного преподавал. Фактически Иакинф Бичурин стал основателем китаеведения в России.

— Да, я много о нем слышал. У меня есть много книг о нем. Это был великий ученый. Он тоже чуваш, мой земляк. Более того, его отец служил в монастыре, которым одно время я руководил.

— Вы очень на него похожи.

— Я, к сожалению, никогда не видел его портретов.

— В Кяхтинском музее или в музее декабристов в Новоселенгинске был портрет отца Иакинфа работы Бестужева.

— Обязательно посмотрю.

Дарима Дугданова:
— Как вы относитесь к другим конфессиям? Я сама буддистка и хотела бы узнать ваше мнение.

— История нашей страны и Бурятии показывает, что православные всегда жили со всеми в мире. Моя позиция не отличается никоим образом от общей позиции Церкви. Если вы следите за моими высказываниями в прессе, я не просто терпимо отношусь к другим конфессиям, а готов сотрудничать и с Традиционной буддийской сангхой. И у нас уже есть точки соприкосновения.

Мария, верующая, г. Улан-Удэ:
— Как вы относитесь к тому, что многие православные ходят в дацаны?

— У меня самого от такого явления возникает много вопросов. Необходимо для себя все же определиться: буддист вы или православный. И с какой целью вы ходите в храмы других конфессий. Совершать обряды какие-либо — это одно, с познавательной целью — другое.

— А если совершать обряды, посещать службы?

— Если совершать обряды, то вы должны понимать, что христианство исключает поклонение другим богам. Надо четко определиться для себя. Это как в жизни: если человек склоняется то к одному, то ко второму, то к третьему, к нему начинают относиться как к непостоянной личности. Не доверяют ему. Тем более в духовном смысле.

— Я крещеная, но считаю, что Бог един. Некоторые называют его Христос, некоторые Будда.

— Значит, у них поверхностные взгляды. Надо изучать поглубже свою религию и понимать, что в некоторых моментах многие религии взаимоисключают друг друга.

— А крещеному человеку обязательно носить крест?

— Конечно. У нас ведь принято одеваться мужчине как мужчине, а женщине как женщине. Никто ведь на улицу не выходит без одежды. Так же и крест. Он обозначает вашу принадлежность Церкви.

Дмитрий, г. Улан-Удэ:
— Можно узнать, когда у вас день рождения по гороскопу.

— По гороскопу не знаю. Мы гороскопами не занимаемся, это не к нам. А так у меня день рождения 1 сентября.

Элла Сергеевна, предприниматель:
— А как вы относитесь к тому, чтобы в школах вводили основы Православия или буддизма?

— Это не только мое мнение. Есть исследования ученых, историков о том, что вся культура и историческая жизнь народа складывается в зависимости от того, какую религию выбрал народ. Если бы в 988 году князь Владимир выбрал католичество или ислам, то, согласитесь, Россия развивалась бы совсем по-другому пути. Так что хотя бы для изучения и сохранения своей культуры человек должен знать основы своей религии.

Михаил, студент:
— Я слышал, что Церковь будет активно представлять себя в Интернете. А то книги покупать не всегда удобно.

— Почему же будет? Мы давно и активно работаем в мировой сети. Если вы сидите в социальных сетях, то наберите «В контакте» – «Православная Бурятия». Увидите наш сайт, он постоянно обновляется. И у меня есть свой блог, и он тоже часто обновляется. Чтобы не диктовать вам его, предлагаю просто набрать в поисковике Савватий Антонов.

Галина Федоровна, пенсионерка:
— У нас давно действует в городе церковь свидетелей Иеговы.

— Я бы назвал ее сектой свидетелей Иеговы.

— Они очень активно работают, агитируют, распространяют литературу.

— Да, работают навязчиво. Вы можете набрать в Яндексе центр святого Иринея. Мы должны вести просветительскую деятельность среди верующих христиан.

— Больше всего привлекают туда молодых людей. Вот это и самое печальное.

— Вы знаете, я раньше работал в одном регионе, где возле элитной школы всегда крутились драгдилеры. Подсаживали на наркотики и выкачивали с детей деньги. Здесь то же самое. Где-то в каком-то месте упустили родители и мы. Мы только говорим, что вот они плохие. А объяснить, почему плохие и чем опасны, мы не можем.

Елена, домохозяйка:
— Если на исповеди убийца сознается в убийстве, может ли священник выдать его?

— Нет, даже под страхом смерти.

— А если это маньяк?

— Ну, если убийца пришел в церковь, да еще на исповедь, то, значит, хочет раскаяться в грехах. И задача священника — убедить преступника сдаться самому, принять заслуженное наказание. Но практика показывает, что маньяки в церковь не ходят. Она им ни к чему.

— И еще один вопрос: моему сыну 6 лет и он начал интересоваться вопросами религии. Ему не рано?

— Нет, что вы! В христианских семьях ребенок как бы растет при церкви с младенчества.

— Но мой ребенок часто смотрит по спутниковым каналам католические передачи.
— Вам надо давать ему дозированную информацию о религии и заниматься православным воспитанием. Приходите в Одигитриевский собор. Там есть воскресная школа, будут детские православные лагеря. Мы будем очень рады.

Владимир Норбоев, водитель:
— На набережной каждое лето недалеко от церкви молодежь пьет спиртное. Как с этим бороться?

— Это моя сердечная боль. Это ненормальное явление, когда молодые люди напиваются до потери человеческого облика. И с этим должна бороться не только Церковь, но и все общество. Если вы обратили внимание, едва я приехал, как сразу же в течение месяца решил вопрос с закрытием позной напротив церкви. И второй момент — надо решительно бороться с продажей дешевых слабоалкогольных напитков.

— Спасибо, очень надеюсь, что у вас все получится.

Сергей Калашников:
— Я решил сходить в церковь. Случайно сказал об этом своему дедушке, мы из семейских-старообрядцев. Дедушка меня сильно отругал, сказал, что староверы не должны ходить в Никонианскую церковь. Что мне делать? И почему не приглашают так же активно выступать, как вы, наших старообрядческих священников?

— Насколько я знаю, в Бурятии живут старообрядцы трех толков: беспоповцы, древлеправославная церковь и русская старообрядческая церковь. Мы нормально общаемся со старообрядцами. За "круглым столом" мы недавно общались с представителем поморского толка. Дедушку-старовера понять можно, он придерживается старых традиций. Хотя историческая логика подсказывает, что старообрядцам надо к нам возвращаться, ведь это они от нас откололись. Мы после того раскола сохранили единство Православной Церкви. А они, как только откололись, так и начали делиться на большое количество толков. Что касается приглашений выступать, то надо самим активно работать.

Валентина Константиновна, с. Баргузин: 
— Вы везде в Бурятии бывали? 

— Бурятия такая большая, что всю еще не успел объехать. С Божьей помощью побывал в Курумкане, Кяхте, Прибайкалье, Посольском монастыре. В Баргузине очень понравилось, только жителям надо бы в селе чистоту поддерживать.

Алина Федорова:
— Надо ли проходить собеседование перед крещением?

— Не совсем собеседование, но поговорить со священником все же лучше перед крещением. Надо знать, какие обязательства берет человек, крестившись. А не так, что прибежал и крестился, и никаких внутренних изменений в нем не произошло. Только разница в звании — крещеный или некрещеный.

— А если маленький ребенок, он же не понимает, когда его крестят.

— Маленький не понимает. А крестные? Ведь что такое крестные? Вот у меня был случай. Подходит молодая семья, у них совместный ребенок, уже два года. И только сейчас они выяснили, что до брака оба были крестными одного ребенка. То есть они кумовья. А кумовья по церковному закону не могут жениться меж собой. Они этого не знали.

Оюна Зоригтуева:
— Ваши первые впечатления от Бурятии?

— Да, я приехал с первыми морозами. А до этого я так устал от слякотных зим. Что ни зима, то слякоть. А тут приехал — солнце кругом, небо бездонно чистое.

Холмогорова Ирина:
— Как лучше? Крестить совсем маленьких детей или ждать, пока он вырастет и сам примет решение?

— Но ведь вы же его воспитываете? Так и с самых младых ногтей надо воспитывать. Ведь с пеленок ребенок начинает понимать слово «нет». А религиозное воспитание неразрывно связано с моралью. И каждый родитель воспитывает в ребенке свой взгляд на мир. Есть еще один момент: Православная Церковь считает, что если человек некрещеный, то и свечку за него ставить невозможно, он не при Церкви. Поэтому вдруг ребенок заболеет, то помолиться за него не сможете, он не член Церкви. И потом, если даже он и будет крещен в детстве, это не означает, что во взрослом состоянии он не сможет сменить религию.

Гульнара Бахиджанова:
— Как вы относитесь к ставшему известным Саиду Бурятскому.

— Лично оценивать я его не могу. Не имею права. Но если учитывать материалы следствия, то, что он сделал, ужасно. Но его пример еще раз показал, что терроризм не имеет национальности. По-человечески мне его очень жалко.

Евгений Николаевич, пенсионер:
— В последнее время все чаще слышим об убийствах священников в других регионах. Мне становится страшно за наших священников. Нельзя принять какие-то меры безопасности?

— Нас, священников, убивают в течение двадцати одного века. Сначала бросали львам на растерзание в Римской империи, и начало двадцатого века тоже прошло под знаком убийства священников. Что касается охраны, то она нам не по карману. Мы, например, попросили в МВД охрану, в Патриархии ведь есть охрана. Но нам выставили счет, который нам не под силу. Пойти навстречу они не захотели. А случись такое, и милиция не спасет. Бывает, что и пытались убить, а не получилось. Владыку Софрония в Белоруссии прямо во время службы ударили ножом в живот. Он выжил с Божьей помощью.

Желаю всем читателям газеты, чтобы меньше внимания уделяли зловредным привычкам. Особенно пьянству. Наша страсть к алкоголю нас губит, лишает любви к жизни. Желаю всем всего доброго, чтобы мы всегда оставались людьми. Спасибо за вопросы.

Источник: сайт Улан-Удэнской епархии.

 

 


Общество