Хабаровск православный Журнал Крест пастырства

Крест пастырства

Игумен Петр (Еремеев)

20.11.2009

Братья и сестры!  

Нас собрала в храме весть о мученической кончине в Москве этой ночью иерея Даниила Сысоева, пастыря, миссионера, педагога. Он был убит в храме, в то время когда город еще не спал, когда в окрестных домах еще горел свет. Он был убит преднамеренно и жестоко, и даже первых известий об этой трагедии достаточно, чтобы понять, что это была смерть за веру.

Перед нами картина миссии в современном мире: вот пастырская верность долгу, вот горение духа, вот исповедничество и мученичество за Христа.

И сейчас я хотел бы особо обратиться к нашим студентам. Приходя в духовную школу с тем, чтобы подготовить себя к достойному служению Церкви, мы не всегда до конца осознаем тяжесть того бремени, которое готовимся принять на свои плечи, не ценим по достоинству данное нам теперь время. Но, между тем, именно те качества, которые мы приобретаем здесь, в семинарии с первых дней нашего священства становятся основой и опорой в нашем служении в пресвитерском сане.

Друзья, я бы хотел перед заупокойным  богослужением рассказать вам об отце Данииле, моем соученике по духовной школе, хотел бы предложить вашему внутреннему взору те примеры из его жизни, которые первыми приходят сейчас на память. Ведь он так близок своей жизнью, своим служением к каждому из нас.

Иногда отец Даниил очень сильно выделялся на общем фоне семинаристов, хотя и не очень стремился быть чрезмерно публичным. Как и все мы, его состуденты,  он иной раз не успевал выучить урок, хотя чаще подсказывал ответ нам, бывал то по-детски наивен, то по-старчески мудр. И в такие моменты в этом юноше, а после уже священнике мы всегда видели очень искреннее, очень сильное стремление к проповеди  Евангелия, к следованию за Христом. Я помню диспуты, которые устраивали семинаристы на переменах и после уроков, помню, как он был одним из самых горячих спорщиков, доказывающих свою правоту. Но никогда наши споры  не отлучали нас от братской любви, даже напротив – сплачивали на пути к познанию Истины.

Он всегда был легок на подъем. Я вспоминаю, когда четыре года назад наш семинарский курс собрался в Лавре, чтобы отпраздновать десятилетие со дня выпуска, один из батюшек задал необычный вопрос: «Отцы и братья, вот  уже десять лет прошло с момента нашего выпуска, а что мы дали Церкви за это время? И что мы могли бы дать ей? Давайте подумаем над этим, а также над тем, можем ли мы праздновать сегодня этот юбилей, вложили ли мы достаточно своих сил в дело проповеди?». И именно отец Даниил в ответ на это первым встал и начал свидетельствовать о своем служении.

Миссионерская деятельность отца Даниила была интересной, зажигающей, хотя, наверное, иногда и противоречивой, как и у многих, кто ревностно отдается своему служению. Конечно, можно было оспаривать его суждения по тому или иному вопросу, можно было критиковать его проповедническую деятельность на улицах Москвы, что и делали его оппоненты, но всем была очевидна его искренность, его горячая любовь к Богу и человеку. И мне совершенно ясно, что его истовое священническое служение стало органичным продолжением той его глубокой внутренней жизни, которая началась во время обучения в семинарии. Все те споры в учебных коридорах и аудиториях, его желание понять проблему, вникнуть в суть вещей и поделиться со всеми своим знанием и чувством, все это сделало его ревностным пастырем и миссионером. Этому мы должны у него научиться, но не только.

Мы со всей очевидностью  видим сегодня, что крест священнического служения не просто тяжек, но порой несущему его уготовано и исповедничество и мученичество за Христа. Мы знаем из жизнеописаний мучеников, что они часто имели возможность избежать смерти и страданий, но, в то же время, со смелостью шли до конца в своем служении Богу. Так же поступил и отец Даниил.

Скорбь о потере близкого свойственна каждому из нас, друзья. Так и мы сейчас не можем сдержать наших слез, наших переживаний по поводу происшедшего. Но все же, как христианине, обратив свой молитвенный взор к Творцу, мы понимаем, что, потеряв сегодня собрата, пастыря, частичку своей личной истории, жизни, вместе с тем, приобретаем гораздо больше. Мы действительно ощущаем и сердцем и душой, что с этого момента перед Господом предстоит и ходатайствует за нас новомученик иерей Даниил.

 


Церковь, Миссия