«Красно-плюшевое» безумие, или причем здесь любовь?
14.02.2012
Кутаясь в вязаный шарф, пытаюсь сопротивляться холодному февральскому ветру, заставляющему убыстрять шаг или укрыться в теплом помещении. На мое счастье, мне нужно было попасть в магазин, чтобы совершить ряд мелких покупок перед тем, как за мной подъедет машина. Бодро толкаю дверь, которая призывно позвякивает от вездесущей «музыки ветра» – китайского талисмана, который в нашей стране заменяет дверные колокольчики.
И тут же натыкаюсь на надпись: у нас есть валентинки. На секунду останавливаюсь в недоумении: вокруг меня раскинулось эдакое «красно-плюшевое» царство больших и меленьких сердечек. Бумажные гирлянды из гофрированной бумаги, плюшевые игрушки, коробки конфет, открытки… Чего только не увидишь на прилавках и понимаешь, так это же страна готовится отметить так называемый «День всех влюбленных», почему-то гордо именуемый «Днем св. Валентина». Кто такой Валентин, и почему в этот день принято дарить конфетно-букетный арсенал, большинство людей просто не знает, лишь смутно памятуя о какой-то легенде о священнике, тайно венчавшем пары под покровом ночи, и который в день своей казни – 14 февраля – написал записку слепой дочери тюремщика, вложив туда цветы, от которых девушка прозрела. Легенда тем хороша, что она – просто вымысел. Но зато все помнят о том, что нужно купить любимой (любимому) конфеты, фен, чайник или автомобиль – все зависит от того, в какой магазин вы зашли: продуктовый, бытовой техники, или автосалон. Владельцы магазинов быстро смекнули, как именно можно использовать в нашей стране доселе неведомый праздник, чтобы за пару дней увеличить прибыль в разы. Ценники в виде сердечек, навязчивая реклама, убеждающая: если вас любят, то в этот день вы не останетесь без подарка. А причем тут какой-то Валентин? И вообще, причем тут «день всех влюбленных»? Скорее это похоже на гигантскую распродажу, марафон покупок «красно-плюшевого» арсенала сердец, купленных за деньги, не имеющим ничего общего с настоящей Любовью.
Многие исследователи говорят о возможном возникновении этого праздника: корни Дня святого Валентина уходят к временам язычества. Считается, что «предшественником» этого праздника был так называемый Луперкалии – праздник изобилия и эротизма, который устраивался в Древнем Риме в честь бога-покровителя стад Фавна (Луперка) и богини «лихорадочной» любви Юноны Фебруаты 15 февраля. Молодые девушки писали любовные записки парням и складывали их в специальную чашу для жребия. Мужчина, вынувший эту записку, должен был ухаживать именно за той, кто её написал. Интересно, что в этот день мужчины стегали женщин на улице плетьми, которые делали из кожи жертвенного козла. Считалось, что это должно было способствовать большей плодовитости женщин, поэтому они с преданностью подставлялись под жестокие удары.
А если учесть, что в 1969 году, после введения реформы богослужения, святой Валентин был удален из литургического календаря католической церкви (заодно с прочими римскими святыми, информация о жизни которых противоречива и недостоверна), то стоит ли говорить о том, что праздник «св. Валентина» носит сугубо светский характер?
Тогда подумаем о том, что же несет в себе этот день? Умножение любви посредством покупки безделушек? Укрепление семей? Этот, с позволения сказать, праздник прижился и в школах и в детских садах! В этот день устанавливается «почта», в которую анонимно детишки кидают записочки, соревнуясь в количестве поклонников.
Проходя в свое время практику в школе, я нередко встречала в укромных уголках школьного здания девчушек, рыдающих навзрыд оттого, что им либо совсем не прислали «любовное послание», либо их было меньше, нежели у соседки по парте. Поразил тот факт, что в современных рекомендациях для преподавателей русского языка в этот день предлагают на уроке попрактиковаться… в написании любовного послания.
Итак, можно говорить о том, что сам праздник, будучи лишен всякого религиозного подтекста, несет в себе радость, добро и любовь. Но как это выражается? В вечеринках ночных клубов, где девушки и парни играют во фривольные игры, напоминающие языческие оргии? Во всепоглощающем марафоне покупок, затмевающем ключевое слово любовь, которые мы делаем женам, мужьям или …партнерам (как написано в большинстве глянцевых журналах нашего времени!!)? Эдакая пропаганда любви? Но какой?
Кстати, по опросам, проведенным в последнее время, жители нашей страны высказываются против превращения этого «заморского» праздника в грандиозное коммерческое предприятие, направленное на выкачивание все большего и большего количества денег. Ведь основой праздника «всех влюбленных» должна быть любовь, которая «долготерпит, милосердствует, не завидует, не превозносится, не гордится, не бесчинствует, не ищет своего, не раздражается, не мыслит зла» (1 Кор. 13:4-5).