Хабаровск православный Журнал Исповедь не должна становиться лишь формальностью

Исповедь не должна становиться лишь формальностью

Аникин Александр

08.11.2010

Проповедь студента 5 курса Хабаровской духовной семинарии Аникина Александра, произнесенная в домовом храме семинарии в честь святителя Иннокентия митрополита Московского и Коломенского 7 ноября 2010 г.

Во имя Отца, и Сына, и Святаго Духа!

Церковь Христова для облагодатствования человеческой природы и спасения душ своих пасомых подаёт православным христианам семь различных Церковных Таинств. Обоснование этим Таинствам мы находим на страницах Священного Писания Нового Завета. Таким образом, их установление связано непосредственно с проповедью Спасителя нашего на земле и образованием первой Христианской общины.

Так, впервые о Таинстве Покаяния мы слышим в Евангелии от Матфея, когда святой Евангелист описывает события проповеди Крестителя Господня Иоанна. Святой Иоанн Предтеча обращался к каждому приходившему к нему со словами: «Покайтесь, ибо приблизилось Царство Небесное» (Мф. 3,2).

Из этих евангельских строк становится ясно, что в духе новозаветного учения покаяние оказывается необходимым условием для достижения Царствия Божия. И действительно, в церковной практике закрепилась определённая традиция, согласно которой прежде чем приступить к Таинству Таинств, стать причастным Тела и Крови Господа нашего Иисуса Христа, мы в первую очередь подготавливаемся к нему чтением покаянных канонов, воздержанием в пище и исповеданием своих грехов, то есть Таинством Покаяния. При этом следует отметить, что достойное прохождение Таинства Исповеди является необходимым условием достойного принятия Тела и Крови Христовой. Только при условии искреннего покаяния, при желании человека не просто назвать Богу в присутствии священнослужителя свои грехи, но при действительном устремлении к исправлению своей жизни человек может неосужденно приступить к тому Таинству, ради которого совершается и сегодняшняя наша Литургия.

На практике же именно в этот момент мы встречаемся с определёнными проблемами. Подготавливая себя соответствующим образом ко Святому Причащению мы приходим на исповедь, подходим к священнику и совершенно безучастно, механически называем свои грехи, испытывая при этом чувства в лучшем случае схожие с покаянием. А ведь Таинство Покаяния тесно связано с Евхаристией, поскольку упраздняет грех как препятствие для принятия Тела и Крови Христовых. И если наше покаяние не искренно, то и причащаемся мы не в спасение, а в осуждение! Почему же наша исповедь становится лишь формальностью?

Для ответа на этот вопрос обратимся к этимологии понятия «покаяние». Слово это произошло от греческого понятия μετάνοια и дословно переводится на русский язык как «изменение ума». Обратите внимание, насколько глубока эта мысль! Покаяние как изменение ума. Как желание оставить свою греховную жизнь, изменить образ своего мышления, обратить его от страстей к Богу. Истинное желание исправления своей жизни, уход с пути греховного на путь, ведущий в Царство Небесное!

Обратимся к Святым Отцам. В святоотеческой письменности имеется целое собрание толкований и взаимодополняющих определений понятия «покаяние». Согласно Клименту Александрийскому, покаяние — это исцеление. Согласно преподобному Иоанну Лествичнику, оно — «примирение с Богом», «сознательное очищение». Согласно преподобному Симеону Новому Богослову — «сознательная борьба с самим собой». Таким образом по учению Святых Отцов о покаянии мы видим…ничто так не угодно Богу, как искреннее покаяние, заключающееся, в глубоком внутреннем сокрушении, постоянном сердечном плаче о соделанных грехах и твердой решимости, с помощью Божией, оставить греховную жизнь.

Когда же человек подходит ко Святым Тайнам, его покаяние приобретает особую форму. Эта особая форма состоит в том, что ему нужно, по образу евангельского мытаря, осознать бездну, которая существует между его греховностью перед Богом и высочайшей Святыней, к которой он подходит со страхом Божьим и трепетом. И только пребывая в состоянии осознания своего собственного недостоинства к принятию Тела и Крови Христовой, мы можем по милости Божией сподобиться его «не в суд или во осуждение», но во исцеление своей души и тела.

Аминь.


Церковь, Богословие