Хабаровск православный Журнал Исцеление расслабленного у овчей купели

Исцеление расслабленного у овчей купели

Игумен Ефрем (Просянок)

21.04.2010

В третье воскресенье после Пасхи за Богослужением в православных храмах читается евангельский отрывок от Иоанна об исцелении Господом Иисусом Христом расслабленного человека. Апостол Иоанн Богослов рассказывает, что в Иерусалиме была одна купель, в которую раз в год сходил Ангел и возмущал там воду. Тот, кто успевал первым окунуться в купель, получал исцеление. Конечно, около этой купели всегда находились немощные и больные люди. Евангелие их описывает тремя словами: слепые, хромые, сухие. Человек, о котором повествует нынешний евангельский отрывок, очень долго болел – тридцать восемь лет своей жизни он пролежал у купели в надежде получить исцеление. Но за этот долгий срок расслабленный не имел человека, который мог бы погрузить его в целительные воды чудесного источника. В ответ на вопрос Христа: «Хочешь ли быть здоров?» несчастный горько жаловался на свое одиночество и говорил: «Не имею человека, который опустил бы меня в купальню, когда возмутится вода. Когда же я туда прихожу, то уже другой сходит в купальню прежде меня». И вот Сам Господь совершает исцеление безнадежного больного, повелевая ему: «Встань, возьми постель твою и ходи». А немного позже, встретив этого человека в храме, Христос сказал ему: «Вот ты выздоровел, не греши больше, чтобы не случилось с тобой чего хуже».

Обратим внимание на три черты сегодняшнего Евангельского чтения. Первое – как страшно слышать, что человек тридцать восемь лет был в крайней нужде, разбитый телесной болезнью, сломанный, и никого не нашлось, кто бы ему помог. И то, что случилось с этим человеком, в наше время случается с миллионами других людей, потому что мы холодны сердцем, потому что нам нет дела до того, что другие страдают болезнью, находятся в отчаянии душевном, ищут и не могут найти своего пути в жизни. И из-за того, что мы так холодны, миллионы людей остаются во тьме и в холоде, в одиночестве и в ужасе.

Вторая черта нынешнего Евангелия относится именно к этому: кто из нас может сказать, что когда он чего-то желал и чего-то добивался, но рядом стоял другой человек, который был в той же нужде – но дольше и больше; кто из нас пожертвовал собой, отступил в сторону и сказал: Ты пройди первым, ты будь первым – а я подожду.

И третье. Христос говорит этому человеку: «Смотри, берегись, не согрешай больше, иначе хуже будет еще, чем ты пережил». Здесь – великая истина. В основе греха лежит отрыв от Бога, потому что Бог является ключом нашей цельности и целостности. Если мы от Него отрываемся, то мы теряем саму возможность быть целыми. И отрываемся мы каждый раз, когда по отношению к другому человеку поступаем так, как не поступил бы Спаситель Христос. Он нам показал, что значит быть настоящим человеком. Он нам показал путь. Христос нас предупредил о том, что любое доброе дело по отношению к ближнему принимается как сделанное по отношению к Нему и ради Него. Через доброе отношение друг к другу мы исполняем заповедь Христа о любви, через это мы умножаем и утверждаем на земле любовь.

В нашей повседневной жизни мы почти не сталкиваемся с людьми немощными и больными, так как они находятся или в специальных лечебных заведениях, или в своих домах. Мы ходим по улице и почти не встречаемся с людской болью и людской трагедией. Такие люди как бы вычеркнуты обществом из жизни. А между тем, было бы полезно, если бы мы чаще соприкасались с такими людьми. Во-первых, потому что, взирая на больных, любой здоровый человек явно ощущает, какой великий Божий дар - здоровье. Во-вторых, сердце человека размягчается, если он оказывает дела милосердия по отношению к немощным. Согласитесь, как важно это для наших окаменелых сердец! И еще давайте вспомним, как часто мы говорим, что у нас нет сил на конкретного человека или для исполнения просьбы окружающих людей. И очень часто мы повторяем это словосочетание: «У меня нет сил». Но их не бывает, когда надо поучаствовать в чьей-то жизни, в жизни близкого нам человека, который может быть отягощен какими-то немощами. А если нам предстоит какое-то удовольствие или забава, то вряд ли кто говорит, что для этого нет больше сил. Мы можем засидеться за праздничным столом до утра, мы можем провести время в увеселениях и пустом общении с другими людьми и при этом не обращать внимания на свои силы. И, если быть честным перед самим собой, то каждый из нас должен сказать: «Силы-то есть у меня, но когда меня о чем-то просят, я отговариваюсь своей немощью и прохожу мимо представившейся возможности сотворить доброе дело».

Конечно, истины веры прекрасны, возвышенны, они влекут, но порой не хватает нам решимости поступать по собственной вере. Как относится к каждому из нас евангельский эпизод о расслабленном человеке? Конечно, мы, может быть, не столько расслабленные телом, ибо большая часть из нас ходит, бодрствует, что-то делает. Но почти все мы расслаблены душой, ибо грешим, а грех – это парализация души. Душа, больная грехом, неподвижна, не может двигаться к Богу. Более того, она сама не может подойти к своему исцелению. Если же человек не хочет пребывать в парализованном состоянии, то он прибегает к помощи Бога. И только Господь по Своему милосердию дает человеку духовное исцеление, но только в том случае, если человек об этом просит Бога. Поэтому каждый из нас должен задать себе вопрос: «Хочешь ли ты духовно исцелиться и выйти из греховного расслабления?»

В течение этой недели, которая начинается чтением евангельского отрывка об исцелении расслабленного человека, поставим перед собой вопрос о том, в чем немощь каждого из нас, какой частью души я парализован, что внесло оцепенение в мою душу, – и постараемся отделаться от этого с помощью Христа, с помощью любящих нас людей, собрав все свои силы. И давайте спросим себя: «Кто около меня нуждается в помощи?» И не ожидая ничего, попробуем дать другому ту помощь, которая ему поможет ожить.

Из вводного слова ведущего к православной передаче «Благовест» на «Первом краевом телевидении». 24 апреля 2010 года.

Церковь, Богословие