Горение духом Божиим
Игумен Ефрем (Просянок)27.05.2010
В этом году на период празднования Пятидесятницы приходятся Дни славянской письменности и культуры. Истоки этого праздника неразрывно связаны с чествованием Святых Равноапостольных Кирилла и Мефодия – просветителей славян, создателей славянской азбуки. Посредством трудов святых равноапостольных братьев Кирилла и Мефодия в пределы нашего Отечества пришла Евангельская проповедь, также как во времена апостольские достигала она многих пределов. Вместе с проповедью Слова Божия к нашим предкам пришла письменность, стали развиваться книжность, храмоздательство и иконопись. Святое Православие преобразило и обновило славянскую душу, став ее духовно-нравственной основой. Именно исповедание Христовой любви на протяжении веков укрепляло православных в преодолении тяжелейших исторических испытаний и помогало созидать великую страну и великую культуру.
По сей день мы пользуемся плодами трудов святых Кирилла и Мефодия. «Ныне, – заметил Святейший Патриарх Кирилл, – благая ноша сохранения культурного кода славянской цивилизации лежит на наших плечах. Как наследники славянских первоучителей, мы должны бережно и творчески относиться к своей речи, следить за правильностью выражений и грамотностью письма. Заботясь о чистоте своего языка, мы заботимся о чистоте своих помыслов. Это стезя духовно-нравственного возрастания каждого человека». И те многие факторы, которые сейчас разрушают всех и вся, прежде всего, воздействуют, как мы видим, на речь и культуру, ибо человек без культуры – это человек безвольный, а значит легко управляемый.
Нам жизненно необходимо любить прошлое своей страны, интересоваться историей и традициями, помогать молодому поколению вкусить ценность того, что имеет Великая Россия. Быстро сменяющие друг друга технологии и постоянно обновляющаяся информационная повестка дня настолько побуждают современного человека пытаться предвосхищать ожидающие его события, что в этой погоне за грядущим днем в массовом сознании стало постепенно девальвироваться всё, связанное с прошлым, с памятью, с ощущением исторической преемственности поколений. Массовая культура приучает человека поклоняться всякому новшеству, презрительно отвергая всё то, что было новым и важным вчера. То, что еще недавно было весьма значимым, то, что воспринималось с почтением и благоговением, ради чего готовы были умереть, сегодня становится малозначительным и неважным. Не секрет, что сегодня существуют влиятельные силы, движимые идеологическими, коммерческими и политическими интересами, которым не по душе видеть возрождение и укрепление нашей страны.
С преображения каждого из нас на нашем месте в этой жизни начинается преображение мира. Поэтому мы должны жить в любви и согласии, бережно хранить в своих сердцах огонек веры и стремиться передать его другим. Да поможет нам в этом Господь!
Завершается Троицкая неделя, и в понедельник на предстоящей неделе мы вступаем в многодневный пост. Он именуется по-разному: Петров, Петропавловский, апостольский пост. Начинается он каждый год в разное время, но всегда спустя неделю после праздника Святой Троицы. Этот праздник бывает на пятидесятый день после Пасхи, а он, как мы знаем, является праздником переходящим и каждый год приходится на разную дату.
Пост в честь апостолов после Пятидесятницы установлен не случайно: благодаря апостолам распространилась евангельская весть, и именно апостолы примером своей жизни явили образцы настоящих христиан. Они совершали служение в самоотвержении, строгости, и пост, прежде всего, учит каждого из нас именно этим добродетелям. Церковный устав относительно Петрова поста таков: в понедельник, среду и пятницу полагается постная пища даже без растительного масла, во вторник и четверг – вареная пища с маслом, а в субботу, воскресенье и праздничные дни среди недели разрешается вкушение рыбной пищи. Так говорит наш Устав. В современной практике выработались такие предписания относительно Петрова поста: в понедельник, среду и пятницу разрешается пища с растительным маслом, а в другие дни – вторник, четверг, субботу и воскресенье – разрешается вкушение рыбы. При этом всегда в назиданиях духовно опытных отцов Церкви подчеркивается, что не букве устава нужно следовать, а его духу. Главное же в постное время – это упражнение в воздержании от привычных скоромных яств, упражнение в смирении, всепрощении, кротости и любви. Именно такой пост полезен человеку и приятен Богу.
Будем помнить, что главное в постное время – внутреннее наше преображение. Каждый из нас был призван в свое время в Тело Христово – Церковь, – удостоившись от Бога личной Пятидесятницы. И теперь, завершая празднование в честь Сошествия Святого Духа на апостолов и вступая на поприще Петрова поста, постараемся не отлучить себя от любви Божией, постараемся употребить спасительные дни поста единственно к стяжанию благодати Духа Святого, чтобы нести в себе частичку благодати Божьей и, делясь ею с окружающими, приумножать ее. Только в таком состоянии можно по праву называть себя членом Церкви Христовой, ибо горение Духом Божиим есть отличительная черта верующего человека.
Об авторе: Игумен Ефрем (Просянок), первый проректор Хабаровской духовной семинарии, кандидат богословия.